«Мы разучились садиться на Луну»

2-7

Российский автоматический модуль перешел на нерасчетную орбиту и столкнулся с поверхностью Луны. Это была первая подобная миссия в постсоветской истории России.

Как сообщает Роскосмос, 19 августа в соответствии с программой полета «Луны-25» была предусмотрена выдача импульса для формирования предпосадочной эллиптической орбиты аппарата. Около 14:57 мск связь с «Луной-25» прервалась. Поиски аппарата и попытки установить с ним связь, проведенные 19 и 20 августа, результатов не дали.

«По результатам предварительного анализа, в связи с отклонением фактических параметров импульса от расчетных, КА «Луна-25» перешел на нерасчетную орбиту и прекратил свое существование в результате столкновения с поверхностью Луны, – говорится в сообщении. – Вопросами выяснения причин потери КА займется специально формируемая межведомственная комиссия».

Первая в современной российской истории лунная миссия стартовала 11 августа, запуск автоматической межпланетной станции «Луна-25» был выполнен с космодрома Восточный.

По словам гендиректора Роскосмоса Юрия Борисова, мягкая посадка «Луны-25» должна была состояться 21 августа.

«Луна-25» – часть российской лунной программы по исследованию и практическому использованию Луны и окололунного пространства автоматическими межпланетными станциями.

Станция весила 1,8 т, комплекс научной аппаратуры – 31 кг. Научную аппаратуру разработал Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН). Управлять оборудованием «Луны-25» должны были с Земли.

Станция должна была заниматься как чисто научными исследованиями – изучать возникновение и эволюцию Луны, так и практическими – исследовать возможности освоения спутника в будущем.

Главной задачей экспедиции должна была стать отработка технологии мягкой посадки возле Южного полюса для облегчения работы будущих миссий. Этим должна была заняться орбитальная часть автоматического зонда.

Посадочный аппарат «Луны-25» должен был исследовать поверхность в районе Южного полюса, в том числе с помощью криогенного бурения с целью поиска воды. Кроме того, приборы «Луны-25» должны были изучить пылевые и микрометеоритные условия и радиационную обстановку полярной Луны.

«Мы разучились садиться на Луну, – сокрушался в 2021 году академик Михаил Маров, принимавший участие в нескольких советских межпланетных миссиях, в том числе по доставке лунного грунта на Землю. – В 70-е годы мы делали это неоднократно, а сейчас мы утратили все то, что обеспечивало наши достижения». 20 августа 90-летний Маров призвал обсуждать причины произошедшего, ни в коем случае не умалчивая их. «Для меня это, пожалуй, была последняя надежда увидеть возрождение нашей лунной программы», – сказал ученый.

Новую российскую лунную миссию назвали «Луна-25», чтобы продемонстрировать преемственность советской программы: последняя экспедиция к Луне называлась «Луна-24», и тогда, в августе 1976 года, она завершилась успехом. Лунная станция смогла совершить мягкую посадку, сделать забор грунта и на возвратном модуле доставить его на Землю.

«Луна-25» испытывала технические и финансовые проблемы с самого своего начала. Работа над проектом «Луна-Глоб», как тогда называлась эта станция, началась еще в 2005 году. Изначально ее планировалось запустить в 2014 году, фактически вышло на девять лет позже.

По материалам газеты «Советская Россия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *