Наступательный характер ЯО КПРФ в борьбе с антинародным курсом на Ярославской земле (Продолжение)

митинг 9.04.1998
(К 30-летию возрождения коммунистического движения в Ярославской области)
По поводу трагической смерти Ю.Г. Афонина, начальника Управления ФСБ по Ярославской области, региональное отделение Народно-патриотических сил  России (НПСР) за подписью В.А. Лисютина опубликовало Заявление, в котором сообщалось, что ту информацию, которую он дал на своей последней пресс-конференции. «..мы, патриоты, об этом логически догадывались и говорили давно. Но подобного рода информация из уст руководителя ФСБ по Ярославской области прозвучала впервые. И думается, она стоила ему  мужества  и ответственности. Внезапная смерть, сколько бы мы не приводилось различных догадок о ее причине, — на руку недоброжелателям и уничтожителям Российского государства. Вечная память о Юрии Геннадьевиче Афонине, как пламенном патриоте и государственнике, навсегда останется в наших сердцах». (Голос профсоюзов. 25 декабря 1997 г., С. 2.) В научном труде «Верой и правдой. ФСБ: страницы истории». (Ярославль, Нюанс, 2001 г., С. 464.) отмечается: «Контрразведка знала, что предпринимаются усилия по формированию в Ярославском регионе прозападного лобби, прежде всего изучила представителей законодательных и исполнительных структур, интеллигенции, руководителей крупных промышленных и научных объектов».
Столкновение боевитой левопатриотической оппозиции во главе с КПРФ с такого рода действиями администрации А. Лисицына привело к тому, что Ярославская область явилась одним из эпицентров протестного движения в стране.  На этой волне мне, как кандидату от левопатриотических сил, удалось составить серьезную конкуренцию действующему руководителю области А. Лисицыну на губернаторских выборах в декабре 1995 года. На 17 декабря 1995 года, в день выборов в Государственную Думу РФ, Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина по инициативе А.И. Лисицына были назначены выборы Губернатора Ярославской области. А.И. Лисицын, чувствуя провальность своей политики и, понимая, что через год ему не переизбраться в силу окончательного прозрения ярославцев в  «плодах» его реформаторства, обратился к Б. Ельцину с просьбой о проведении досрочных выборов. Тем самым, он нарушил Устав Ярославской области, согласно которому  Областная  Дума, а не Москва назначает региональные выборы через определенный срок. В листовке оппозиционных левопатриотических сил в ходе предвыборной кампании на должность Губернатора Ярославской области отмечалось: «Ярославцы, отдайте свои голоса за Корнилова В.И., как представителя той силы, которая вернет поруганные честь и достоинство каждого человеку труда, восстановит нашу Великую Родину как добровольный Союз населяющих ее народов, не на словах, а на деле уничтожит национализм, сепаратизм и преступность. Голосуйте за Корнилова В.И. представителя коммунистов-государственников, патриотов-интернационалистов». Ярославские ученые, коммунистической ориентации, во главе с проф. ЯФ ВЗФЭИ В.И. Корняковым обратились к общественности области с призывом голосовать за В.И. Корнилова. «Губернатором должен быть не просто политик, а политик впередсмотрящий, уверенно видящий перспективу. Кто из претендентов на пост губернатора может сказать, что он сразу, с самого начала видел, куда ведут (приведут) реформы? Корнилов – видел. Его статьи еще в 80-е годы предсказывали, куда тащат страну перестройщики и приватизаторы.  Предвидя развал, Корнилов не сидел, сложа руки. Многие годы он с рядом экономистов Ярославля и других городов работает над программой, системой мер по выходу из кризиса». («Избрание губернатора – это выбор политики».// Вестник ЯО КПРФ. //Приложение к газете «Голос профсоюзов», декабрь, 1995 г. С.1.)
Ярославская епархия в лице Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, активно агитировала за А.И. Лисицына. «И почли за добро поддержать на пост Губернатора Лисицына А.И. Он хорошо нам известен. И в личной жизни, как мы слышали, он добрый христианин. Да благословит вас Бог дерзнуть на важный и ответственный труд быть губернатором земли Ярославской». Им были нарушены не только статья 23 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», запрещающая церкви проводить предвыборную кампанию, но и статья 14 Конституции РФ, провозглашающая отделение церкви от государства. Его Обращение в печати оплатила пресс-служба Администрации Правительства области. Глава Департамента образования В.И. Рыбакова, нарушая статью 23 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и статью 314 Закона Ярославской области о выборах государственной власти», на совещании учителей прямо агитировала за А. Лисицына. Третье основание, по которому коммунисты требовали признать выборы не действительными, было связано с тем, что местный закон, регламентирующий эти выборы, был изменен дважды, притом уже в ходе избирательной кампании. Следовательно, выборы начинались по одному закону, а завершились – по-другому. Судебный процесс продолжался в течение трех месяцев. Мои интересы в суде от Ярославской областной партийной организации представлял секретарь Ленинского райкома КПРФ С.В. Зайцев, к.м.н., доцент Ярославского медицинского института. К сожалению, суд мы проиграли по причине того, что имевшие место нарушения, по мнению суда, не повлияли на волеизъявление избирателей.
Бизнесмены собрали на предвыборную кампанию А. Лисицына 136 млн. 160 тыс. неденомированных рублей, а его оппонент В. Корнилов получил, как кандидат от Областной избирательной комиссии, – 3 млн руб. А. Лисицын имел денег на финансирование предвыборной кампании в 45 раз больше, чем В. Корнилов. Аналитики Администрации Ярославской области давали кандидату от коммунистов 0, 05% голосов. В итоге он получил 32,5%. В Тутаеве он одержал победу. В Переславле, Гаврилов-Ямском р-не, Рыбинске шел почти вровень с А. Лисицыным. В Заявлении Пленума ЯО КПРФ от 06.01.96. (Вестник ЯО КПРФ Январь 1996 г., С. 2.)  отмечалось:  «В условиях полного замалчивания предвыборной кампании нашего кандидата, открытая травля его в местных СМИ, особенно, на страницах г-ты «Северный Край», вмешательство церкви и т.д. – все равно ему удалось стать альтернативой нынешнему главе Администрации области и собрать в среднем по области 33% голосов».
Губернатор получил горячие поздравление от Президента РФ Б. Ельцина, Премьера-Министра РФ В. Черномырдина.  «Сам Глава Администрации Президента С. Филатов удостоил личного внимания, приехав в Ярославль, чтобы поздравить  Лисицына. Он не поехал, скажем, ни в Брянск, Смоленск, Новосибирск, а удостоил чести наш Ярославль», — отмечено в заметке активного члена КПРФ  (Короткова М. Плутократия меняет кресла. //Вестник ЯО КПРФ.// Приложение к г-те «Голос профсоюзов». , № 5, 1996 г., С. 3.) Не все представители левопатриотического движения в Ярославской области положительно восприняли участие В.И. Корнилова в губернаторских выборах. Они считали, что он подыграл губернатору, не сняв свою кандидатуру в ходе выборов. Удивительно, откуда такая политическая близорукость  и полное незнание местного закона о выборах? Представим, что он снял свою кандидатуру на выборах. Избиратели, которые собирали за него подписи (30 тыс.), сказали бы: трус, политический интриган. Отказ от участия в выборах ничего не решил бы, кроме того, что вместо декабря 1995 года новые выборы состоялись бы в марте 1996 года. А. Лисицын опять участвовал бы  в них, а В.И. Корнилова, как лицо, сорвавшего выборы, не допустили бы к ним, и он ушел бы в политическое небытие. По словам А. Миклина, известного в ярославских кругах, политолога и одного из ведущих помощников А. Лисицына, участие в губернаторских выборах кандидата от коммунистов, придало им исключительно идеологический характер. «По большому счету все было просто: «ностальгия по советским временам, усталость от реформ личная разочарованность в них – голосуй за В. Корнилова: противоположная позиция – за Анатолия Лисицына. Итоги этого выборного заставили А. Лисицына всерьез задуматься о многом….Процент голосов, поданных за лидера ярославских коммунистов, его всерьез обеспокоил… В этом случае Владимир Ильич на самом деле помог и области, и губернатору, наглядно доказав, что ход реформ нуждается, мягко говоря, в коррекции… Именно после этих выборов, я думаю,  и сделал свой окончательный выбор в пользу центризма А. Лисицын». (Миклин А. Другое время. Ярославль, Нюанс, 2001 г., С. 112.) Считаю, что наше участие в выборах губернатора многим в области наглядно показало необходимость корректировки социально-экономической политики в регионе и стране, но только не для А.И. Лисицына и его окружения из числа радикал-демократов. Необходимость коррекции своего курса, и то с определенными реверансами в сторону ельцинской власти, он осознал через три года, когда Ярославская область превратилась под руководством левопатриотических сил во главе с ЯО КПРФ в столицу протестного движения.
А.И. Лисицын, получив мандат Губернатора Ярославской области, продолжил вести тот же образ  деятельности, что вызывало возмущение ярославцев и оппозиции. Притчей во языцех на всю страну  стала организованная им для В. Черномырдина, Председателя Правительства РФ, «царская охота» на спящего медведя с медвежатами в начале января 1997 года. В печати отмечалось, А.И. Лисицын пригласил Виктора Степановича на «барскую охоту» в Ярославские благодатные леса под деревню Ананьино. Охота оказалась «удачной». Трое егерей спустили с поводков свору собак. Несмотря на свирепый лай, зверь не торопился покидать берлогу. Медвежата, которые находились ближе к выходу из берлоги, выскочили на свет под пули. «Премьер по праву гостя стрелял первым. И удачно. После его метких выстрелов два медвежонка, взвизгнув, распластались на снегу. Медведицу уложил ярославский губернатор. Пуля, выпущенная премьером, лишь ранила ее». (Бикбулатов Т. После ярославской охоты Виктор Черномырдин попал в экологический «Черный список».: https://www.yar.kp.ru/online/news/77/ ) Молодой коммунист Р. Ершов (житель Рыбинска) в премьерской охоте увидел довольно глубокий смысл:
  «И вся Россия  — заповедник…
Товарищ, вспомни медвежат!
Ведь нас под рыночные бредни
За ними следом порешат».
В статье журналиста Н. Анисина «Контрудар» по итогам встречи главного редактора г-ты «Завтра» А. Проханова с левопатриотическими силами Ярославской области отмечалось: «Медведь-символ мощи русского народа. И Черномырдин, устроив не закрытую от прессы и потому публичную казнь медведей на древнерусской земле, тем самым прозрачно намекнул ярославцам: забудьте о какой-то там вашей былой мощи, я проводил деиндустриализацию области  и буду продолжать». (См.: Анисин Н. Контрудар.// Завтра, № 7, 1997 г., С. 3.) Следует добавить, что со слов бывшего представителя Президента РФ В.Г. Варухина, «чтобы пригласить Черномырдина и устроить Виктору Степановичу великое посещение, из областного бюджета не пожалели миллионов. Наградили его областным орденом, на изготовление которого было похищено гохрановское золото». (Варухин В.Г. При мне ярославские чиновники действовали с оглядкой».//Золотое кольцо. 25 января 1997 г., С. 2.) А. Миклин, защищая реноме (честь мундира) Черномырдина и Лисицына, цинично отмечает, что в их действиях ничего предосудительного.  «Охота на медведя» — лишь дополнение и атрибутика тех контактов, которые выстраивал А. Лисицын, обеспечивая жизнедеятельность региона». (Миклин А. «Другое время». Ярославль, Нюанс, 2001 г., С. 148.)  У кого-то из читателей может возникнуть представление о моем якобы предвзятом отношении к А.И. Лисицыну, как политическому деятелю. Хочу отметить, что в личном плане он относился ко мне всегда  уважительно и доброжелательно. Каких-либо провокаций со стороны его Администрации в мой адрес, за период моей активной политической деятельности, ни разу не было. Мы не отрицаем его организаторские способности и его подчас умелый перехват сначала радикально-демократических идей в 90-е годы ХХ столетия и государственно-патриотических идей в нулевые годы в свою «политическую копилку». Речь идет, например, об установлении контактов с А. Лукашенко, заботе о павших воинах в I Мировую войну, восстановлении Успенского собора, возрождении Почетного караула школьников у «Вечного огня» и т.д.  Однако за этим всегда скрывалась позиция, как политика конъюктурного склада. Для Анатолия Ивановича, думается, политические убеждения мало что значат. Главное  — продвижение по карьерной   лестнице и быть в центре общественно-политической жизни Ярославского региона и страны. Одно перечисление политических партий, членом которых он был, о многом свидетельствует: КПСС — Демократический выбор России, Наш дом – Россия, «Отечество – Вся Россия», «Единая Россия», «Справедливая Россия – За Правду». Кстати, на эту черту его характера обращает внимание политолог А. Миклин, беря за основу его фамилию «Лисицын». «Мне кажется, что не зря Анатолий Иванович Лисицын носит свою фамилию. Это может показаться парадоксом, но факт остается фактом: для того, чтобы в десятилетие экономических реформ и политических баталий (мы бы сказали в течение более 30 лет) не просто оставаться на плаву, а выгребать против течения, нужно быть, по меньшей мере, хитрым, умным и опытным «лисом». (Миклин А. «Другое время». Ярославль, Нюанс, 2001 г., С. 139.) 
В феврале 1996 года состоялись выборы в Ярославскую областную Думу. Областная организация КПРФ приняла самое активное участие в избирательной кампании. В предвыборной платформе «Зачем коммунисты идут во власть». отмечалось: «Мы идем в местные органы власти не за портфелями, не за престижными поездками за границу персональными машинами, а работать на благо простого ярославца, который кормится своим, а не чужим трудом». (Вестник ЯО КПРФ. Январь, 1996 г., С. 1.) Прошедшие выборы в местные представительные органы в феврале 1996 года были значительным шагом в повышении авторитета областной организации КПРФ. Вместо 3-х коммунистов в прежней Думе  появилась фракция КПРФ из 8 человек: С.Ю. Смирнов, В.В. Смирнов, Г.Н. Мошкова, В.И. Корнилов, В.И. Кандыбо, В.Ф. Писарев, А.И. Сергеев и А.В. Чекин.  Члены фракции вошли во все Постоянные комиссии  Ярославской Госдумы. В представительных собраниях Ростовского, Первомайского, Некрасовского, Гаврилов-Ямского, районов КПРФ вместе с депутатами от Аграрной партии получили большинство мандатов. Наши оппоненты из партии власти в лице А. Лисицына и его либерального окружения поначалу всерьёз не восприняли наши результаты. Сравнивая с внушительной победой КПРФ на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 1995 года, у коммунистов в Ярославской области достижения, конечно, на местных думских выборах были скромнее. В Постановлении Пленума ЯО КПРФ по этому поводу указывалось: «Из 43 партий по партийному списку КПРФ заняла первое место на выборах в Государственную Думу РФ 17 декабря 1995 г., тогда как в декабре 1993 года – 4-е место. В регионе областная организация на выборах в местную Думу заняла 3-е место. На ситуацию с выборами Губернатора и в Государственную Думу РФ повлияло недостаточная партийная дисциплинированность и ответственность ряда известных в Ярославской области коммунистов. Так, коммунист И.А. Ященко вошел в Федеральный список партии «Конгресс русских общин». Член КПРФ С.А. Калинин, бывший Первый секретарь ЯО КПСС, призвал открыто в печати ярославцев голосовать за А.И. Лисицына, что отрицательно сказалось на результатах губернаторских выборов». (Постановление Пленума ЯО КПРФ от 06.01.96., // Вестник ЯО КПРФ Январь 1996 г., с. 2). Более скромные результаты коммунистов на местных выборах по сравнению с Федеральными,  дало немалую уверенность сторонникам А.И. Лисицына в глазах окружения Ельцина в своей правоте, что местные выборы надо было проводить в феврале, а не в марте 1996 года, как предлагала Москва. Российское руководство считало совместить их с президентскими выборами в марте 1996 года. (Львов М. Портрет депутатов в интерьере областной Думы.// Северный Край.25 февраля 1997 г., С. 2.) Как показало время, партия власти в регионе рано радовалось. Уже через 2 года Ярославская область по организованности и массовости протестного движения вышла на первое место в стране.
В выступлении по Ярославскому радио (26 фев.1996 г), выразив благодарность ярославским избирателям, которые проголосовали за коммунистов, мы подвергли критике выступление А.И. Лисицына на встрече с молодежью (22 февраля 1996 года, Дворец молодежи). Он заявил, что «победили, прежде всего, те кандидаты, которые шли не под популистскими лозунгами». В ответ ему было высказано, что он оскорбил свыше двухсот кандидатов, которые не выиграли выборы.
Продолжение следует)
В.И. Корнилов,
Первый секретарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.)
На фото: митинг в Ярославле на Советской площади 9 апреля 1998 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *