Научный поселок не должен исчезнуть

Поселок Борок. Вряд ли ошибусь, предположив, что название этого населенного пункта мало кому знакомо. Честно говоря, сама я впервые услышала о нем в связи со 125-летием со дня рождения Ивана Папанина, которое отмечалось 26 ноября. Большинству из нас Иван Дмитриевич Папанин известен, прежде всего, как легендарный исследователь Арктики, полярник, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза. Куда меньший круг людей знают о том, что он являлся крупнейшим ученым, доктором географических наук, а также выдающимся организатором. С 1951 года и до конца жизни возглавлял Службу космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. А с 1956 года одновременно являлся директором Института биологии внутренних вод АН СССР в посёлке Борок, расположенном в Ярославской области.

74612f_7

История самого поселка неординарна. Владелец располагавшегося тут имения революционер-народоволец Николай Морозов в 1932 с разрешения Совета Народных Комиссаров году открыл в своем доме «Дом труда и отдыха» для приезжающих ученых. Чуть позднее, в 1938 г. по решению Президиума Академии наук в Борке была создана «Верхне-Волжская база, задачей которой было «изучение динамики растительности и животного наследия, а также почвенных процессов, происходящих под влиянием новых гидрологических и климатических условий». После кончины Н.А. Морозова в 1946 году база была реорганизована в Научно-Исследовательскую Биологическую станцию «Борок».

Но значительная часть территории станции пустовала, ее строения ветшали. В декабре 1951 г. Президиум АН СССР направил в Борок авторитетную комиссию под председательством доктора географических наук И.Д. Папанина, которая должна была определить дальнейшую участь Станции.

А месяц Биологическая станция «Борок» была реорганизована в «…образцовую научную базу для работ, связанных с изучением искусственных водохранилищ…». Станцию решено было оснастить современным оборудованием, обеспечить хорошими лабораторными помещениями, достаточным флотом и вообще всем необходимым для полноценной научной деятельности, а также значительно расширить ее штат. Временное исполнение обязанностей директора НИБС «Борок», возложенное на Ивана Папанина, вылилось в 20 лет напряженного созидательного труда, результатом которого стало создание первоклассного академического Институт.

Появление такого руководителя как Папанин, безвозмездно отдававшего Борку свои силы, время и здоровье, явилось поворотным в судьбе Борка. (Он довольствовался зарплатой, получаемой в ОМЭРе).

Первым делом Папанин занялся созданием комфортной среды обитания для ученых. Территория станции превратилась в строительную площадку. Уже летом 1952 года по обеим сторонам главной улицы поселка выросли нарядные коттеджи под красными черепичными крышами. Сборные финские домики образовали вторую улицу. Очень скоро рядом с коттеджами выросли двух-трехэтажные дома, лабораторные корпуса, речной порт, школа, детский сад, клуб, библиотека.

По приглашению Папанина в Борок приехали известные ученые: профессора Борис Кузин и Филарет Мордухай-Болтовской, кандидат биологических наук Александр Остроумов и многие другие. Дали согласие стать консультантами многие крупные ученые Москвы и Ленинграда. Вокруг ведущих специалистов отрасли начала формироваться группа молодых ученых. Борке была открыта аспирантура.

Постепенно на месте старой обветшалой усадьбы вырос благоустроенный научный городок. Очень скоро он стал центром жизни района, не только привнося культуру в быт местного населения, но и обеспечивая работой жителей прилегающих деревень.

Чуть позднее от ближайшей железнодорожной станции до Борка было проложено асфальтированное шоссе, сократившее путь от нее до 20 минут.

Для сохранения этого уникального уголка природы, идеальных условий для охоты и рыбалки Иван Папанин добился для территории Борка и прилегающих к нему угодий статуса заказника. Охрану заказника Институт взял на себя.

Проблемы народно-хозяйственного использования водохранилищ, над которыми трудились ученые, расширили ранее установленные рамки — в 1956 году биостанция «Борок» была преобразована в Институт биологии водохранилищ (ИБВ АН СССР). В 1962 году он был переименован в Институт биологии внутренних вод (ИБВВ).

С поста директора института Папанин ушел в 1972 году, однако он до конца своих дней не оставлял забот об Институте, продолжая курировать все области его развития до 1986 года.

Именно с этого времени жизнь научного поселка, как и многих других населенных пунктов, градообразующим ядром которых являлись учреждения науки, начала стремительно изменяться. И далеко не в лучшую сторону.

Прежде всего, разрушена сама среда поселка. Он как будто замер в своем развитии 30 лет назад, оказавшись в то же время не в состоянии противостоять разрушительному времени. Главные улицы формируют все те же коттеджи, из труб которых поднимается дымок. По главной улице и ехать и идти необходимо с большой осторожностью – она вся в рытвинах.

Гостиница, способная вместить одновременно более 70 гостей, благодаря которой здесь когда-то проводились симпозиумы и научные конференции, обветшала. Дело не в несколько устаревшей планировке и аскетичной обстановке. Пришли в негодность установленные полвека назад двери, электрика, сантехоборудование. Не хватает мощности системе отопления. Гостиница продолжает существовать исключительно благодаря рачительным сотрудникам.

Медицинское обслуживание жителей – одна из самых острых проблем для поселка. Построенную в советское время больницу закрыли по формальному признаку – для ее сохранения необходимо, чтобы в населенном пункте постоянно проживало не менее 10 тыс. жителей. А сегодня в научном поселке их не более 3 тысяч. Отсутствует тут и поликлиника. Прием в поселке ведет только врач общей практики. Исключительно по будням и только до 15.00. Попытки наладить прием врачей-специалистов успехом пока так и не увенчались. Хотя губернатор и обещал организовать круглосуточную медицинскую помощь.

Создается впечатление, что никого не волнует судьба пустующего ныне здания больницы! Ведь можно было найти ему новое применение, переоборудовав, к примеру, в дом отдыха.

На очереди – ликвидация библиотеки. Ну кому она, по мнению чинуш, нужна в небольшом поселке, пусть даже и научном?

Можно предположить, что вслед за библиотекой настанет черед и школы. Детей в поселке становится все меньше. Ее выпускники уезжают отсюда, чтобы продолжить обучение и найти работу. Моя собеседница — бывшая сотрудница института теперь работает в администрации, а ее муж – хирург – ежедневно преодолевает в пути до медучреждения, где работает, около 90 километров. И это только в одну сторону!

Из поселка уходит жизнь. Ну как удержать, а тем более привлечь сюда молодых людей? Отсутствует даже медицинская помощь для детей!

Особую остроту этой проблеме прибавляет обособленность поселка – даже за карандашами для школы приходится ехать в Ярославль или Рыбинск, потратив на дорогу в один конец 3 часа.

Все больше число жителей поселка учатся выживать за счет охоты и рыбалки, которые, по счастью, еще сохранились. Здесь много живописных мест. Наверное, в поселке можно было бы развивать туризм, но где взять средства для поддержания музеев и гостиницы?

Причина бед проста. Если раньше поселок был одним целым с академическим институтом, развивался вместе с ним, то сегодня профильное министерство не уполномочено финансировать социальные объекты научного поселка и расположенные в нем организации, не занимающиеся исследовательской деятельностью. Не спешит взять на себя заботу о них и местная власть. В результате развитие инфраструктуры поселка никем не поддерживается!

В отсутствие внимания властей жизнь поселка держится последних из могикан — на учениках и соратниках школы Папанина. К примеру, директор музея Борка – племянница Папанина Валентина Романенко, работает в поселке более 60 лет.

Говорят, губернатор обещал оказать поддержку населенному пункту области, в котором расположено крупнейшее академическое учреждение. Но пока обещания так и остаются обещаниями.

Местные власти делают что могут: начато расселение обитателей аварийных домов, планируется осуществить ремонт дорог. Но возможности их крайне ограничены.

Работы Институтом биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН, в котором сегодня работает более 300 сотрудников, по-прежнему востребованы. Когда-то созданный для изучения проблем зарегулироваения Волги, ныне он занят проблемами Байкала и многих других водоемов страны. Его сотрудники работают в Монголии, Вьетнаме, Армении.

Хотя, как признают сами ученые, результаты их исследований не в состоянии остановить темпы неконтролируемого строительства на берегах водоемов или решить проблемы растущего браконьерства, вызванного многократным уменьшением числа инспекторов и стремительным ухудшением социально-экономического положения людей.

Несмотря ни на что 125-летие Ивана Папанина поселок Борок встречал торжественно.

К участию в праздничных мероприятиях, организованных Институтом, были приглашены ветераны отрасли, руководители научных учреждений из различных регионов России и стран СНГ. Приняли в них участие и представители Всероссийской ассоциации полярников во главе с Игорем Баяновым. Отметившие своим вниманием юбилей политические силы ограничивались делегацией ЦК КПРФ, которую возглавил советник Председателя ЦК КПРФ Владимир Родин.

Не было на юбилее ни представителей губернатора Ярославской области, ни представляющих область в верхней и нижней палатах Федерального собрания парламентариев.

В рамках празднования состоялось торжественное возложение цветов к бюсту Папанина. В нем приняли участи жители поселка, представители администрации, сотрудники института, школьники. В импровизированном митинге выступил с зажигательной речью и Владимир Родин.

Гости из Москвы встретились со школьниками.

Затем состоялся круглый стол, посвященный проблемам градообразующих научных учреждений и путям преодоления, а также их роли в реализации национальных проектов.

В рамках торжественного заседания ученого совета Института биологии внутренних вод им. И. Д. Папанина РАН (ИБВВ) прозвучали интересные доклады. В частности, с обстоятельным докладом о поисках самолёта Н-209 Сигизмунда Леваневского выступил Почётный полярник Российской Федерации Игорь Баянов. Он подробно изложил результаты последних исследований, а также рассказал о подготовке следующей экспедиции, которая планируется на осень 2020 года.

«Было больно воочую наблюдать, как принятые законы о реформировании Академии наук РФ и оптимизации медицины на деле убивают Институт, приводят к закрытию больницы и библиотеки, а в итоге убивают посёлок, лишая жителей последних рабочих мест, как они обрекают школьников на вынужденный отъезд в будущем, а их родителей выбрасывают на обочину жизни. Очевидно, что так обходиться с людьми нельзя, — комментирует итоги поездки Владимир Родин. – Многие жители поселка, с которыми мне удалось пообщаться, руководство ИБВВ связывают надежды с позитивными изменениями в жизни Борка с КПРФ. Безусловно, мы будем ему помогать! В ходе поездки мы побеседовали с жителями посёлка, записали их пожелания.

Опыт деятельности Ивана Папанина, фактически создавшего этот уникальный научный центр, доказывает, как много значат внимание к людям и их поддержка».

2 Комментарии “Научный поселок не должен исчезнуть

  1. Необходимо добавить, что свой первый орден он получил еще в в гражданскую, партизаня в Крыму. А затем работал по природным изысканиям, по изучению Севера. Папанин был человек уникальный, а во время войны был начальником Главсевморпути и там же уполномоченным ГКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *