Неолиберальному курсу есть альтернатива

За время своего существования Иркутский авиационный завод выпустил более 7000 самолётов 20 типов. География поставок ИАЗа охватывает 37 стран мира.
За время своего существования Иркутский авиационный завод выпустил более 7000 самолётов 20 типов. География поставок ИАЗа охватывает 37 стран мира.

4—6 сентября в Иркутске проходил форум «Байкальский регион: Достижения прошлого. Образы будущего». По приглашению губернатора-коммуниста Сергея Левченко на форуме с докладом выступил член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы от фракции КПРФ Валерий Рашкин.

 

В НАСТОЯЩЕЕ время российская экономика переживает непростые времена, напомнил докладчик. И сегодня, анализируя достижения прошлого и обсуждая будущее, мы не зря говорим о производительных силах: нашей стране крайне необходим рывок для развития национальной обрабатывающей промышленности и ухода от пагубной экспортно-сырьевой модели. Эта цель должна быть приоритетной на всех уровнях экономического планирования и быть важнейшим пунктом как федеральной повестки, так и повестки в макрорегионах и отдельных субъектах страны.

При этом следует понимать, что, несмотря на федеративный статус, Российская Федерация — это единое государство с единым социально-экономическим курсом, определяемым на федеральном уровне, и единым бюджетом. Возможности отдельных регионов в этих условиях весьма ограничены. И дело даже не в том, что одному в поле сложно быть воином, дело в том, что единая система диктует свои институциональные рамки и правила, которых необходимо придерживаться.

Более того, сама система устроена таким образом, что губернаторам проще, удобнее и выгоднее служить своим личным интересам, а не заниматься долгосрочным развитием своего региона. Большинство глав регионов предпочитают плыть по течению, а вся их экономическая политика — это попытка выпросить побольше денег у федерального центра. Во время своего пребывания у власти они создают и укрепляют бизнес для себя и друзей, формируют площадку для своего личного будущего. На серьёзное планирование региональной экономической политики решаются единицы.

Однако практика показала, продолжил В. Рашкин, что применение альтернативной модели развития в рамках отдельного региона возможно — для этого нужны политическая воля и серьёзные управленческие решения. Если управленческая команда ставит перед собой стратегические задачи и в её интересах развитие региона, а не какие-то личные цели, то можно добиться очень внушительных результатов.

Руководство Иркутской области взяло на вооружение модель «государства развития», которая предполагает усиление роли государства в экономике, введение системы государственного планирования социально-экономического развития. Дело в том, что неолиберальный курс успел продемонстрировать свою полную несостоятельность. Пользуясь условиями «свободного рынка», крупный бизнес беспрепятственно захватывает ключевые ресурсы, а потом занимается их распродажей и выводом средств за рубеж. С точки зрения долгосрочного развития страны последствия катастрофичны: это даже не позиция вечно догоняющего, это позиция сырьевого придатка для развитых стран. Параллельно происходит постепенная деградация инфраструктуры и социальной сферы — неолиберальный подход плохо сочетается с декларируемыми принципами социального государства. Поэтому государству давно пора пересмотреть принципы управления. Модель «государства развития» компенсирует недостатки неолиберального подхода при сохранении рыночной системы.

ЧТО СДЕЛАНО в регионе и какие получены первые результаты?

Прежде всего руководство региона обозначило приоритет в экономике — это рост промышленного производства и реализация политики реального импортозамещения. Чтобы достичь этих целей, задействуются механизмы государственного стратегического планирования. В стимулировании развития производственных сил на территории Иркутской области государство играет ключевую роль: региональные власти применяют систему прямых и косвенных мер поддержки конкурентоспособных предприятий и территорий, имеющих потенциал развития. В регионе был зарегистрирован первый в Сибирском федеральном округе (СФО) фонд развития промышленности, а за первые шесть месяцев 2017 года было заключено 20 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с предприятиями региона.

При этом те условия, которые гарантируются предприятиям для развития, такие, как предоставление пониженных налоговых ставок, создаются, только если соблюдаются все требования и обеспечивается эффективное производство. Нужен рост производительности труда, выпуск конкурентоспособной продукции, «государство развития» не должно и не будет поддерживать тот бизнес, который нацелен не на развитие и честное партнёрство, а на получение «лёгких» государственных денег. В частности, руководством области уже проведена активная работа по оптимизации налоговых льгот: утверждён план по устранению неэффективных льгот.

На взаимоотношениях государства и бизнеса хотелось бы остановиться особо. В Иркутской области они выстраиваются на следующих основаниях: государство создаёт бизнесу условия для работы и развития (в том числе и в виде прямой поддержки), но и бизнес в свою очередь должен гарантировать соблюдение законов, уплату налогов и своевременную выплату заработной платы своим работникам, социальную ответственность своей деятельности (в том числе заботиться о состоянии окружающей среды), вкладываться в развитие производства, не выводить капитал за рубеж.

Всё это — не абстрактные правила, а реально работающая модель, которая начала приносить результаты. Уже в 2016 году в Иркутской области зафиксирован рост промышленного производства на 5,7%, что выше, чем в целом по России (1,1%) и чем по СФО (0,4%). Регион продемонстрировал и более высокие темпы роста для обрабатывающих производств (1,9%), заняв первое место среди регионов Сибирского федерального округа.

В первом полугодии 2017-го результат ещё более впечатляющий: прирост промышленного производства достиг 9,4%, когда в целом по России этот показатель составил только 2%, а по СФО — 3,2%. Что особенно важно, вырос индекс промышленного производства главным образом за счёт обрабатывающих производств.

Руководство Иркутской области провело системную работу с налогоплательщиками региона. В 2016 году бюджет области стал не просто профицитным — он стал лучшим по доходам за всю историю, поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет на 23% превысили поступления 2015 года. В 2017 году доходы консолидированного бюджета региона продолжили расти, и это несмотря на изменения федерального законодательства, сократившие нормативы зачисления отдельных налоговых доходов. По сравнению с первым полугодием прошлого года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Иркутской области в первом полугодии 2017-го выросли на 16,1%, причём этот рост происходит главным образом за счёт роста поступлений от налога на прибыль организаций (на 37,4% по сравнению с первыми шестью месяцами прошлого года). Соответственно растут и поступления налоговых платежей с территории Иркутской области в федеральный бюджет: в первом полугодии 2017-го по сравнению с первым полугодием 2016-го они выросли на 76%. Таким образом достижения от применения нового социально-экономического курса в регионе вносят прямой вклад и на федеральный уровень.

ПЕРЕЧИСЛЯТЬ экономические достижения Иркутской области за последние полтора года можно долго: увеличился объём инвестиций в основной капитал, сократился госдолг, растут показатели в сельском хозяйстве, лесопромышленном комплексе, сфере строительства и других отраслях. Главное, мы видим, что в непростое время стагнации после кризисных лет Иркутская область смогла достичь внушительных экономических показателей, свидетельствующих об успехе новой модели.

Модель «государства развития», подчеркнул В. Рашкин, предусматривает также ответственность государства за восстановление и развитие инфраструктуры, в том числе социальной. В рамках этой концепции государство не устраняется от регулирования социальной сферы, а, напротив, вкладывает значительные ресурсы в развитие человеческого капитала. В Иркутской области был взят долгосрочный курс на повышение качества жизни граждан, и уже в 2016—2017 годах зафиксированы показатели, свидетельствующие об улучшении ситуации в здравоохранении, образовании, ЖКХ, а также на рынке труда и с точки зрения уровня жизни населения.

Наконец, модель «государства развития» предполагает экономное государство, которое рационально расходует свои ресурсы, а также исповедует принципы максимально эффективного управления. Разумеется, это несовместимо с коррупцией, уходом предприятий от налогов, уводом капиталов в офшоры. Руководство Иркутской области ведёт активную борьбу со всеми этими явлениями. В частности, уже была проведена масштабная работа в сфере госзакупок, и только за счёт наведения порядка в этой сфере региону уже удалось сэкономить около 500 млн рублей. А ведь это только одно из направлений сокращения бюджетных издержек. Если бы другие регионы пошли по стопам Иркутской области, в стране бы высвободились огромные средства.

В целом, очевидно, что даже в нынешних условиях политическая воля и управленческий подход, выстроенный на основании модели, альтернативной доминирующему неолиберальному курсу, способны дать серьёзные результаты в экономике и социальной сфере в отдельно взятом регионе. Для всех остальных регионов успехи Иркутской области — это, как минимум, повод задуматься об эффективности методов, которые применило руководство региона для достижения этих результатов. При этом все рецепты уже есть, и они работают, вопрос только в желании заниматься развитием региона, а не исключительно своей карьерой.

ФЕДЕРАЛЬНОМУ центру, по мнению В. Рашкина, стоит обратить на достижения Иркутской области особое внимание. Во-первых, следует поощрять такие регионы-первопроходцы, создавать все условия для того, чтобы мотивировать региональные власти субъектов страны заниматься долгосрочным планированием развития своих регионов. Во-вторых — и это главное — нельзя отрицать эффективность самой модели, которая была взята на вооружение в Иркутской области. Модель «государства развития» — это то, что сегодня нужно всей стране для преодоления недостатков нынешней социально-экономической системы и стабильного экономического роста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *