НОВАЯ СЕССИЯ – НОВЫЕ ВОПРОСЫ

27 сентября состоялось первое заседание осенней сессии Ярославской областной Думы. За время летнего перерыва накопилась серьёзная повестка из более чем двух десятков пунктов. Правда, депутаты из «парламентского большинства» по традиции старались поскорее свернуть обсуждение и рассмотреть все законопроекты без докладов. Но эти планы были расстроены острыми вопросами оппозиции.

Заседание началось с минуты молчания в память о жертвах страшной трагедии в 88-й школе города Ижевска. Она произошла накануне, 26 сентября. От рук 34-летнего убийцы погибли 17 человек, в том числе 11 детей. Ещё 24 человека (подавляющее большинство которых – также несовершеннолетние граждане) получили травмы различной степени тяжести. Заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев, попросивший слово для выступления, обратился к представителям исполнительной власти:

— Ни для кого не секрет, что сейчас охрану школ, детских садов, Домов пионеров, детских лагерей и других подобных учреждений осуществляют люди, чаще всего не имеющие специальной подготовки. Это просто пенсионеры. Поэтому о какой-либо серьёзной защите говорить не приходиться. Родители сильно обеспокоены после событий в Ижевске. По моей информации, в ряде школ с них хотят собирать деньги на охрану. Считаю, что это не правильно. Безопасность детей должна быть общегосударственной задачей, и ее нельзя перекладывать исключительно на родителей. Полагаю, что при формировании бюджета области нам необходимо изыскать и заложить дополнительные средства на организацию охраны детских учреждений. Второе. Лицом, совершившим этот чудовищный поступок, был больной человек. Он стоял на учете с диагнозом «шизофрения». В связи с этим возникают вопросы. Когда он последний раз был у специалиста? Когда проходил лечение? Как такой человек смог заполучить оружие? В результате бездумной «оптимизации» здравоохранения мы получили закрытие не только больниц, роддомов, поликлиник, но и специализированных учреждений для людей, страдающих психическими расстройствами. И  эти больные люди почти безнадзорно живут среди нас. Никто за ними не следит, не оценивает состояние их здоровья. Считаю, что департаменту здравоохранения Ярославской области надо взять всех больных с психическими расстройствами под пристальное внимание, усилить работу с ними, особенно в осенний и весенний периоды.

Остаётся надеяться, что оба призыва депутата-коммуниста будут услышаны в правительстве региона. К слову, один из внесённых в повестку заседания вопросов также напрямую касался медицинской сферы. Речь про законопроект «О порядке создания специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения». Проще говоря – вытрезвителей. Напомним, что несколько лет назад они были ликвидированы. Как сообщила заместитель директора депзрава Наталья Морозова, сейчас их функции фактически выполняют подразделения областной наркологической больницы. Но чаще там находятся лица, которые не нуждающиеся в специальной медицинской помощи и содержатся для «естественного вытрезвления». Поэтому организация в известном смысле выполняет несвойственную ей работу. В итоге было принято решение о создании специализированных учреждений. Правда, дальше намерения дело пока не пошло. Что подтвердили дальнейшие вопросы депутатов.

— Система медицинских вытрезвителей работала ещё в советское время. Но тогда не было такой проблемы, как наличие граждан без определённого места жительства. Все имели работу и крышу над головой. Поэтому специализированные учреждения служили исключительно для того, чтобы забирать людей в состоянии опьянения и приводить их в чувство. В какие сроки планируется возобновить их работу? – поинтересовался Эльхан Мардалиев.

Оказалось, что конкретные сроки пока не определены. Законопроект говорит лишь о необходимости создания вытрезвителей. Первым делом для них необходимо определить соответствующие помещения. Прежде всего – в Ярославле, где проблема стоит наиболее остро. Предварительно прорабатывается вопрос о выделении здания на улице Елены Колесовой в Дзержинском районе, но будут и другие варианты. В ответ парламентарии настойчиво попросили организовывать вытрезвители подальше от школ и детских садов, а также других социальных учреждений. И, по возможности, размещать их подальше от центров густонаселённых районов.

Отдельно встал вопрос об оплате услуг по вытрезвлению. Здесь мнения разделились. Кто-то выступал за то, что она должна быть полностью бесплатной. Но часть законодателей предложила взымать с «клиентов» вытрезвителей деньги. Правда, лишь с тех, кто имеет официальную работу – дабы не перекладывать расходы на бюджет, то есть де-факто на всех остальных граждан. По итогам обсуждения к общему знаменателю так и не пришли. В связи с большим количеством вопросов, законопроект приняли только в первом чтении. До 11 октября к нему можно будет внести поправки.

Другой законопроект, вызвавшей оживлённую дискуссию, касался социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения (так называемых «жилищных сертификатов») для детей-сирот. Он был внесён ещё летом. И, по замыслу авторов, призван снять остроту проблемы с обеспечением жильём ребят, оставшихся без попечения родителей. Напомним, что сегодня в очереди продолжают находиться более 1600 таких граждан. С одной стороны, в теории сертификаты действительно позволят им самостоятельно приобрести квартиры. С другой – реализация выплаты связана с целым рядом вопросов.

Так, получить её можно только по достижению 23 лет и при наличии судебного решения о предоставлении жилья. Кроме того, использовать  сертификат нужно в строго определённые сроки – в течение семи месяцев с момента оформления. У депутатов-коммунистов возник резонный вопрос: успеют ли дети-сироты воспользоваться своим правом в установленный период? Вице-премьер областного правительства Артём Молчанов сообщил, что со многими заявителями уже провели встречи. Вместе с ними сроки оценили заранее. Поэтому проблем возникнуть не должно. В свою очередь, председатель фракции  КПРФ Елена Кузнецова поинтересовалась оказанием помощи при совершении сделок. Ведь молодые люди, оставшиеся без попечения родителей и только начинающие самостоятельную жизнь, не обладают специальными юридическими знаниями и запросто могут стать жертвами недобросовестных лиц.

— У нас на рынке жилья очень много случаев мошенничества. Поэтому хотелось бы понимать: кто-то будет сопровождать ребят, имеющих право на получение сертификата, чтобы они не попали в неприятную историю? – спросила Елена Дмитриевна.

Молчанов заверил, что департамент имущественных и земельных отношений обязательно будет проверять всю информацию по сделкам на предмет юридической и технической составляющей (квартира должна быть благоустроенной, находиться не в аварийном доме и так далее) вплоть до перечисления средств. Кроме того, к этой работе намерены подключить правоохранительные органы.

Отдельный вопрос вызвало финансовое обеспечение. По закону, выплата будет рассчитываться исходя из минимальной общей площади жилого помещения (33 квадратных метра) и оценки средней стоимости одного квадратного метра по Ярославской области, утверждённой Минстроем РФ. По состоянию на 3 квартал 2022 года она составляла 68 986 рублей. Однако в текущей ситуации эта сумма не столь велика.

Эльхан Мардалиев привёл пример, что в Заволжском районе Ярославля цена одного «квадрата» даже в малосемейках сегодня оценивается в 70-80 тысяч рублей и даже выше. А среднюю стоимость квартир в новостройках областного центра летом и вовсе оценивали в 93,7 тысячи за «квадрат». Поэтому определённая властями сумма обязательно должна индексироваться. А каждый случай рассматриваться в индивидуальном порядке. В противном случае, решение «квартирного вопроса» для детей сирот рискует стать исключительно формальным.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *