В начале недели временно исполняющий обязанности губернатора области Михаил Евраев озвучил новый состав регионального правительства. Говоря откровенно, глава региона порядком затянул с решением кадрового вопроса. Его пришлось ждать целых три месяца. Всё это время жители региона надеялись на значительное обновление высшего органа исполнительной власти за счёт местных кадров (о чём говорил и сам Евраев). К сожалению, эти ожидания оправдались далеко не в полной мере. А многие кандидатуры вызвали откровенное недоумение.
Пожалуй, единственным безусловно положительным новшеством стала ликвидация отдельного поста председателя правительства. Теперь его будет занимать сам глава региона. Такой порядок существовал в Ярославской области до прихода в 2016 году бывшего губернатора Миронова, который не только разделил две должности, но и создал при каждой из них собственные аппараты. Тем самым, раздув штаты и увеличив бюджетные расходы. Отныне «двоевластие» уходит в прошлое. Правда, для этого ещё предстоит внести изменения в Устав субъекта.
В остальном от персонального состава нового правительства осталось весьма неоднозначное впечатление. Во-первых, Михаил Евраев говорил, что две трети руководителей составят местные кадры. Если брать «первый эшелон» (заместители губернатора и председателя правительства), то это оказалось совсем не так. Прежде всего, свои кресла сохранили больше половины членов команды Миронова. Это заместитель главы региона, руководитель его администрации и куратор финансового блока Илья Баланин, а также вице-премьеры Максим Авдеев, Виктор Неженец и Валерий Холодов. «В обойме» остался даже второй вице-губернатор Андрей Шабалин. Правда, вменивший профиль – вместо куратора блока внутренней политики он был назначен руководителем представительства Ярославской области при Правительстве РФ.
Ко многим остаётся масса вопросов. К примеру, Авдеев, отвечающий за транспортный комплекс, несёт известную ответственность за передел рынка межмуниципальных перевозок в 2020 году (когда в регион были привлечены иногородние перевозчики, а по отдельным маршрутам в новогодние праздники жители столкнулись с настоящим коллапсом). А Неженец допустил срывы работ по национальным проектам «Безопасные и качественные дороги» и «Жильё и городская среда», а также стал фигурантом нескольких скандалов в сфере ЖКХ. Так что с «обеспечением преемственности» и «продолжении работы действующих программ», о которых говорил Евраев, могут возникнуть очень серьёзные проблемы.
Во-вторых, в регион были привлечены иногородние кадры. Блок имущественных и земельных отношений, охраны окружающей среды и лесного хозяйства, а также охраны объектов культурного наследия возглавил новый заместитель председателя правительства Артем Молчанов (сменил Романа Колесова). А отвечать за работу департаментов государственного заказа, информатизации и связи, экономики и стратегического планирования, управления записи актов гражданского состояния и отдела международных связей вместо Екатерины Троицкой станет Алексей Доронкин. Оба приехали из Москвы и ранее работали в Федеральной антимонопольной службе, заместителем руководителя которой долгое время был сам Михаил Евраев. Доронкин также трудился вместе с ним в Минкомсязи России. Резонно предположить, что оба назначенца – креатуры главы региона.
Новым куратором блока внутренней политики станет Андрей Колядин, до того успевший поработать в администрации президента и Уральском федеральном округе, а также в Самарской, Курской, Воронежской и даже Магаданской областях. Вместе с тем, его называют в числе приближённых известного федерального политтехнолога Григория Казанкова (который, в частности, отвечал и за избирательную кампанию бывшего губернатора Миронова). С учётом того, что внутренняя политика, прежде всего, подразумевает проведение выборов, главная задача нового вице-губернатора становятся абсолютно понятными: раскрутка кандидатуры Михаила Евраева к предстоящему в сентябре голосованию. А сам Колядин вполне вписывается в классический образ «гастролёра-политтехнолога». И, судя по всему, задержится у нас ненадолго.
Таким образом, ярославцев среди заместителей высшего должностного лица остаётся всего двое. Первая – Вера Даргель, которая будет заниматься вопросами физкультуры, спорта, делами молодёжи, а также отвечать за управление государственной службы и департамент службы занятости населения. Всё бы хорошо, если бы не одно «но». Вера Викторовна, будучи достаточно молодым специалистом, всегда занималась исключительно молодёжной политикой. В связи с чем, возникает резонный вопрос: насколько эффективно она сможет заниматься другими вверенными ей направлениями (особенно при очень непростой ситуации с безработицей, сокращениями на предприятиях и в организациях)? Во всяком случае, это гораздо сложнее, чем «строить» волонтёров или размахивать флажками на про-правительственных акциях.
Вторая ярославна и единственная кандидатура, по которой не возникает вопросов – Лариса Андреева. В должности заместителя председателя правительства она будет курировать социальный блок (образование, здравоохранение, социальная поддержка населения, демографическая политика), а до этого 15 лет руководила региональным департаментом труда и соцподдержки населения. Ларису Михайловну отличает деловой подход, большой опыт и профессионализм. Так что назначение заслуженное. Хотя сама должность, как принято говорить, «расстрельная». Во всяком случае, на сегодняшний день, при всех имеющихся проблемах в образовании и медицине. Включая дефицит квалифицированных кадров, в том числе на руководящих должностях. И в этом смысле Ларисе Андреевой остаётся лишь пожелать удачи!
Что же касается «второго эшелона» (руководителей департаментов), то среди их руководителей действительно прибавилось ярославцев. Речь о департаменте экономики и стратегического планирования, департаменте региональной политики, департаменте туризма, департаменте АПК и потребительского рынка, департаменте физкультуры, спорта и молодёжной политики. Однако все новые директора и до этого занимали руководящие должности в качестве заместителей. Часто – в тех же департаментах. К тому же, далеко не все из названных ведомств считаются «ключевыми». Вместе с тем, многие по-настоящему значимые посты остаются заняты иногородними кадрами (скажем, в департаментах ЖКХ, дорожного хозяйства, государственного заказа, земельных и имущественных отношений и др.).
Таким образом, долгожданные перемены оказались «половинчатыми», а сделанные шаги по усилению правительства местными кадрами – крайне робкими. Они точно не вызвали эйфорию среди ярославцев. И явно не добавили очков врио губернатора. Если на других направлениях своей работы он будет придерживаться такой же тактики, то вряд ли сможет заслужить уважение и доверие жителей области.
Иван ДЕНИСОВ.
Достаточно объективная, взвешенная оценка изменений в правительстве области, которые не обещают коренной перестройки в интересах народа политики высшего исполнительного органа власти Ярославской области. Не радует появление в правительстве персон, которые, как перекати-поле, кочуют из одного региона в другой. Полномочия членов правительства недостаточно проработаны, не просматривается специализация на решение узловых проблем области. Врио губернатора области М. Евраев напутствовал своих коллег на конкретную работу в закрепленных муниципальных округах, советовал учитывать мнение ярославцев, и в тот же день допустил фарс под названием «общественные слушания» в мэрии Ярославля, когда представителей КПРФ не допустили на слушания и не позволили им выразить свою точку зрения на предложение «Единой России» отменить голосование по партийным спискам. В результате получили нужный «одобрямс» от своих 50 подобранных заседателей по важнейшей для города проблеме. Вот такая она практика под девизом «Решаем вместе». На жульничестве далеко не уедете, господа хорошие! Проблемы, которые поднимает КПРФ, реально существуют в обществе, мешают нормальной работе и жизни. Вы же хотите, чтобы на заседаниях была тишь да благодать, чтобы коммунисты не портили вам настроение, не мешали решать свои корпоративные и личные проблемы. Разрушать и воровать вы не боитесь, а выслушивать правду — не в состоянии….