Но что же за школьным фасадом?

1 сентября
Первое сентября. Начало занятий в школах, колледжах, университетах. Но особенно тёплые чувства всегда вызывают нарядные первоклашки, которые с букетами цветов важно шагают в школу. Торжественные линейки в каждой школе в этот торжественный день. Улыбки, тёплые поздравления, яркие цветы. Но что же за фасадом этого радостного, поистине ставшего народным праздника 1 сентября?
А за фасадом системные проблемы нашего образования. Я остановлюсь на школьном образовании и постараюсь ранжировать их по важности. Перед страной сегодня стоит амбициозная, но и наиболее насущная задача — войти в пятёрку ведущих мировых экономических держав. В перспективе это вполне реально. Но только если полностью изменить систему образования. Кадры решают всё. Именно новым, высокообразованным, профессиональным и ответственным специалистам эта задача будет по плечу. Что для этого необходимо сделать?
Прежде всего изменить финансирование образования в сторону его существенного увеличения. Ни для кого не секрет: чтобы решить задачи модернизации, необходимо как минимум увеличить расходы на образование до 7% ВВП. Сегодня, с учётом нацпроекта, мы дотянули только до 4,5%. Школы постоянно сталкиваются с хроническим недофинансированием. Начнём с условий обучения. Материальная база требует модернизации. В школах необходимы новое современное оборудование, качественные и эффективные учебные пособия. А по факту, например, мы имеем учебники, не соответствующие требованиям времени, написанные зачастую сложным, недоступным для детей языком, не обеспечивающие системных знаний. Но больше всего удручает, когда первостепенной задачей для школы является протекающая кровля или старая, обшарпанная, не соответствующая никаким современным требованиям школьная мебель. Это проблемы учредителя, а бюджет муниципалитетов не в состоянии их решить. Внутренний государственный долг муниципальных образований сегодня — около 350 млрд рублей. Вместо того чтобы финансировать школы по факту, особенно в сельской местности, руководство страны пошло по пути экономии бюджетных средств через тотальную оптимизацию, спровоцированную нормативно-подушевым финансированием. Оптимизация, по сути, уничтожила сельские школы. С 2000 года закрыто 26 тысяч школ. Из них более 20 тысяч — сельских. Оптимизация резко отрицательно повлияла на качество образования.
Погоня за зарплатой педагогов, установленной не ниже уровня средней по экономике региона, за счёт оптимизации штатного расписания, намного увеличила педагогическую нагрузку. Наши учителя имеют в среднем более полутора ставок. А тех, кто работает на две ставки, уже около 15%. Если учесть дополнительную нагрузку, такую как классное руководство, как подготовка учеников к конкурсам, разнообразным мероприятиям, а также методическую работу, бесконечные отчёты и т.д., то в среднем учитель работает около 70 часов в неделю. Можно ли с такой нагрузкой обеспечить качество знаний? Думаю, что нет! Поэтому мы требуем справедливой оплаты учительского труда (средняя зарплата не ниже средней в экономике региона) за ставку! Повышение заработной платы следует обеспечивать за счёт увеличения фонда оплаты труда, а не в результате очередной оптимизации штатного расписания.
Экономия дошла до абсурда. Например, несколько школ объединяют в одну. Зачем? Неужели только для того, чтобы оставить на несколько школ одного директора? В этом случае эффективность управленческой деятельности сводится к нулю.
Низкое финансирование образования порождает ещё одну проблему — недостаток квалифицированных кадров в школе. Совсем недавно Госдума приняла закон, позволяющий студентам педагогических учебных организаций профессионального образования совмещать учёбу с работой в школе. Почему возникла такая необходимость? А потому, что в школах работать скоро будет некому. И главная причина кадровой проблемы — низкий престиж профессии учителя, являющийся следствием низких заработных плат в сфере образования.
Ещё одна головная боль педагогов — образовательные стандарты (ФГОС), которые не обеспечивают выпускнику восприятие целостной картины мира. Его знания отрывочны и бессистемны. Молодые люди затрудняются точно сформулировать свою мысль, аргументировать свою позицию, выделить главное. Школа практически перестала формировать способность выявлять суть предмета или явления, умение понять причину и увидеть следствие, умение систематизировать информацию и выстраивать целостную картину. Большая «заслуга» в этом, несомненно, ЕГЭ. Давно стало ясно, что с помощью устных экзаменов, а не ЕГЭ, можно точнее определить уровень знаний школьников. ЕГЭ не должен быть единственной формой государственной аттестации выпускников. Потому что ЕГЭ душит творчество, полёт мысли, нестандартные подходы. Из школы постепенно уходит не только наука, но и творчество.
Нельзя не отметить ещё одну искусственно создаваемую проблему в образовании — чудовищную бюрократизацию. Сегодня школа вынуждена заполнять 300 отчётов в год примерно по 12 тысячам показателей. Реальный сектор экономики не работает, как грибы после дождя, появляются разные контролирующие и иные сопутствующие организации, обеспечивающие занятость трудоспособного населения. И каждая из этих организаций обеспечивает для себя фронт работ, отнимающий у руководства и учителей школы драгоценное время, которое они должны отдавать детям. Школу нужно немедленно освободить от всех этих несвойственных ей отчётов.
И, наконец, отказ от воспитательной функции школы вкупе с разнузданной пропагандой самых низменных чувств на современных телеканалах приводит молодое поколение к бездуховности и безнравственности. Взаимопомощь и коллективизм заменены эгоизмом и индивидуализмом. Пионерские сборы, укреплявшие дружбу, заменены конкурсами с их индивидуализмом. Принцип «Все за одного» заменён принципом «Каждый за себя». Вот почему в школе так востребованы теперь профессиональная охрана, металлические рамки, тревожные кнопки. Хотя это не спасает от страшных происшествий с большим числом жертв, захлестнувших в последние годы наши образовательные учреждения.
Какой результат в итоге мы получили за 20 лет реформ в образовании? Выпускаем квалифицированного потребителя, а не целеустремлённую творческую личность. Малообразованным населением легче управлять, нынешней власти просто не нужны умные и мыслящие люди. А без них Россия никогда не сможет войти в топ-5 ведущих экономик мира.
Вера Ганзя, депутат Государственной думы
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *