ОСТОРОЖНО, КОНЦЕССИЯ!

Сегодня на совместном заседании думских комитетов по экономической политике и по градостроительству и транспорту был рассмотрен региональный законопроект  «Об утверждении заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования». Проще говоря – о «трамвайной концессии». Документ внесли в Думу ещё 2 февраля, а само соглашение и вовсе было подписано 26 декабря прошлого года. Законодателей в его тонкости не посвящали и к обсуждению не допускали, оставив лишь право утвердить или не утвердить договор в целом.

Транспорт Ярославля

Напомним, что концессия заключена с частной компанией «Мовиста Регионы Ярославль» и рассчитана на 20 лет. Основные работы пройдут в три этапа с вводом в эксплуатацию всех объектов во 2 квартале 2025 года. К данным объектам относится: строительство трамвайного депо, строительство 8 тяговых подстанций, строительство 45.3 километра путей, реконструкция 2 трамвайных путепроводов, приобретение 47 односекционных трамваев и 17 единиц специальной техники. На словах всё выглядит замечательно и представляется одним сплошным плюсом для пассажиров. Однако на деле подобные «красивые картинки» часто не выдерживают испытания суровой реальностью. А в соглашении видится множество «подводных камней», на которые обратили самое пристальное внимание депутаты фракции КПРФ. В общей сложности, они задали выступающим почти два десятка вопросов, часть из которых так и осталась без ответа.

Главный из них касался финансирования проекта. Его общая стоимость – 19,7 миллиарда рублей, в том числе 18,5 миллиарда – капитальные затраты. Но из них расходы самого инвестора составляют всего порядка полутора миллиардов или 7,5%. Остальное — безвозвратная федеральная субсидия (30%), средства Фонда национального благосостояния (24.5%) и кредитные средства государственной корпорации «ВЭБ.РФ» (38%). Председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова поинтересовалась: почему государственные средства достались частной компании, и по какой причине их нельзя было выделить собственному муниципальному предприятию – «Яргорэлектротрансу». Ответ директора департамента транспорта Татьяны Черемных был донельзя лаконичен: в правительство поступило единственное предложение, а финансовое состояние «ЯрГЭТ» оставляет желать лучшего. Однако фирма, созданная в апреле прошлого года с уставным капиталом 100 тысяч (данные открытых источников), тоже мало походит на надёжного инвестора, которому предстоит доверить миллиарды рублей. Судя по всему, концессионер попросту был «назначен» сверху, а муниципальное предприятие не вписывалось в эту схему.

Тему продолжил заместитель председателя комитета по градостроительству и транспорту, депутат-коммунист Валерий Байло, поинтересовавшийся: какая сумма будет выплачена по кредиту из казны Ярославской области? Оказалось, что за период действия соглашения бюджету региона придётся потратить 48,5 миллиарда! Ничего не скажешь, сверхвыгодный бизнес: вкладываешь по минимуму, снимаешь все сливки, а львиную долю расходов покрывает бюджет. С учётом колоссальных затрат Елена Кузнецова спросила, каким образом они отразятся на стоимости проезда, когда объекты будут введены в эксплуатацию? Но Татьяна Черемных традиционно ушла от ответа, заявив, что тарифы на 2025 год ещё не рассматривались. Ещё один вопрос Елены Дмитриевны касался предполагаемого увеличения пассажиропотока: за счёт чего его намерены нарастить в два раза – с 8,8 миллиона до 17,5 миллиона пассажиров? По замыслу участников соглашения, это станет возможным за счёт новых трамваев, увеличения скорости движения и «раздублирования» маршрутов с автобусами. Очевидно, в ближайшей перспективе в многострадальном Ярославле сократят ещё и автобусные рейсы. Однако даже в таком ключе в двукратный рост пассажиропотока верится с трудом.

A4aSw26WYI4

Валерий Байло также задал несколько вопросов в контексте дальнейшего развития электротранспорта: каким образом имущество «ЯрГЭТ» будет учтено в концессионном соглашение (ответ: сначала частично будет передано концессионеру, а после реализации соглашения отойдёт в казну области), каковы перспективы самого АО «ЯрГЭТ» (ответ: до середины 2025 года всё остается как есть, после этого будут структурные изменения, в частности – выделение отдельного предприятия по обслуживанию троллейбусов), почему не предусмотрено продление путей и запуск новых маршрутов (ответ: цены выросли на 30%, поэтому пока рассматривается только реконструкция). А вот сугубо технические вопросы Валерия Ивановича ответа не нашли, поскольку проектно-сметная документация пока отсутствует. К слову, сам концессионер путался даже в базовых терминах. К примеру, в соглашении было чётко указано про строительство трамвайного депо. Но на деле речь идёт только о реконструкции существующих мощностей на Ленинградском проспекте.

Показательно, что к моменту проведения комитета к законопроекту поступило только одно заключение правового управления аппарата Думы. Позицию остальных структур пришлось заслушивать прямо по ходу заседания. И здесь также выяснились нюансы. Председатель Контрольно-счётной палаты отметил, что документ в целом соответствует законодательству, однако есть риски, которые расписали аж на 6 страницах! Увы, ознакомиться с ними у депутатов возможности не было. Известно и о замечаниях по линии Федеральной антимонопольной службы. Но и их оставили без внимания. Отсюда – недоверие к концессионному соглашению и тревога за судьбу городского электротранспорта со стороны депутатов.

— Мы постоянно говорили о том, что нельзя бросать и необходимо поддерживать собственные предприятия. КПРФ постоянно вносила соответствующие поправки. Нас не слышали. В итоге довели до такой ситуации, что, кроме концессии, других вариантов вроде бы и нет. Но, на мой взгляд, заключить концессионное соглашение возможно с любым государственным или муниципальным предприятием. «ЯрГЭТ» является таким, пакет акции находится в собственности мэрии города Ярославля. И если бы Правительство предприняло какие-то действия и оказало помощь, такой договор можно было бы заключить. А уж полтора миллиарда рублей, которые сейчас вложит концессионер, бюджет бы нашёл. Зато проценты в размере почти 50 миллиардов рублей шли бы нашему предприятию. Да и «ЯрГЭТ» мог бы сделать больше, чем частный инвестор. Сегодня со слов выступающих нам понятно, что проектно-сметная документация не готова, инфляция не стоит на месте. В итоге мы можем получить вагоны в другой комплектации. Или реконструкцию не 8 подстанций, а меньше. То есть сокращение по сравнению с первоначальным вариантом. И люди увидят не то, что было обещано изначально! На мой взгляд, мы во многом получаем «кота в мешке», – констатировал Валерий Байло.

fhbmBdEIX5k

— Сегодня мы рассматриваем важнейший вопрос, а заключения на него не видим. А там есть риски. За последнее время на нашу область градом посыпались концессионные соглашения: на тепло, на воду, теперь – на транспорт. Почему мы с недоверием подходим к этому вопросу? Да потому что в регионе есть очень плохие примеры. Это и Добрынинский путепровод, и строительство здания УВД на проспекте Фрунзе – дорогостоящие проекты. Сюда же можно отнести и первую транспортную реформу. Очень не хотелось бы, чтобы транспортная концессия пополнила этот список, и мы остались у разбитого корыта! – подчеркнула Елена Кузнецова.

TxkT3FjnDS0

Тем не менее, несмотря на все замечания и опасения, проект закона был поддержан большинством голосов. Альтернативную позицию выразили только коммунисты. Единственное, на что согласились члены двух комитетов – поддержать предложение Валерия Байло о том, чтобы рекомендовать правительству области рассмотреть вопрос продления существующего трамвайного маршрута № 6, от улицы Блюхера до 9-ой больницы. Теперь вопрос предстоит рассмотреть на заседании Думы. Это должно произойти 28 февраля.

Иван Денисов

Комментарий “ОСТОРОЖНО, КОНЦЕССИЯ!

  1. «Единая Россия» ещё раз продемонстрировала, что не собирается работать в интересах народа и государства. Налицо жульническая схема разворовывания областной, муниципальной собственности в интересах московских, питерских толстосумов, чьи интересы в области реализуют присланные на правление губернаторы, мэры и другие, помельче, чиновники. Расплачиваться за эту авантюрную политику будут простые ярославцы. Пройдёт немного времени и нам будут говорить, что власть не может влиять на резко возросшую плату за проезд, так как транспорт частный. В бюджете будет дефицит средств, так как вся прибыль будет уходить в Москву, где зарегистрированы фирмы и их владельцы. Удивительно безразличие к творимому со стороны прокуратуры, УВД. Важное транспортное предприятие отдают фирме, по всем параметрам похожей на знаменитые «Рога и копыта», зарегистрированной меньше года назад в Москве, с уставным фондом 100 тысяч рублей. Через несколько лет, сняв сливки, эти «предприниматели» бросят предприятие и кто тогда будет отвечать? Те, кто «разрабатывает» условия конкурсов и аукционов так, что оставляют за бортом ярославские предприятия со славными традициями? Всё, что происходит сейчас в Ярославской области, сильно напоминает 90-е годы прошлого столетия, когда страну нагло разворовывали, захватившие власть «демократы». Сейчас в обществе произошло осознание, что тогда произошла трагедия и совершилось невиданное преступление против страны и народа, последствия которых расхлебываем в кровавой войне. Ярославская власть действует против интересов народа, её надо остановить, и чем раньше — тем лучше!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *