Отдохнуть и не остаться без штанов

4-5
Два года туристы и турбизнес ждали этого лета. Вот наконец ковидные ограничения стали отступать, и толпы жаждущих полежать на песочке у моря, побродить по диким лесам, полазать по горам двинулись в путь.
Как ни прискорбно, но и для мошенников настало время большого чёса, когда массового туриста, тёпленького и расслабленного, можно взять почти что голыми руками. Так как отдыхающий ставит своей целью именно расслабиться, то обманывать его, оказывается, гораздо легче практически на любом этапе, чем бдительного гражданина в неотпускной период. По подсчётам экспертов, сегодня 30 процентов туристского рынка захвачено «чёрным» сектором. При этом и отдельные легальные турфирмы порой не прочь применить хотя бы частично мошеннические и полулегальные схемы. Это недопустимо много и чревато как обманом для туристов, так и недостачей для бюджета.
Уставший от долгой зимы и предвкушающий отпускной отдых человек погружается в интернет в поисках будущего сказочного жилья. Глаза разбегаются: вот номер с окнами на море предлагается по заоблачной цене, а вот квартирка за сходные деньги, но с туалетом в общем коридоре, а вот чудо-домик по доступной цене, но за 20 километров от моря, на бетонной окраине без единого деревца… И вдруг — о чудо! — бунгало мечты: на красивых фотографиях море лижет пальцы ног прямо за дверью, большое, чистое, безопасное, современное жильё и — самое главное — за сущие копейки. Ну как не забронировать и тут же через интернет не заплатить вперёд, чтобы никто не успел перехватить это райское предложение! Опытный читатель уже догадывается о финале чудесной истории…
Ведь если и есть что-то фантастическое в аферах с туристским жильём, то это разнообразие изобретательности мошенников. Так, нетрудно догадаться, что завораживающие фотографии — это обычный фотошоп или просто снимки совсем другого жилья. Туристы арендуют одно — виртуальное — жильё, а по факту получают совсем другое. Более тонкое мошенничество предполагает враньё в деталях: «шаговая доступность от моря» в реальности вырастает до нескольких километров, ванная комната оказывается «общего пользования» или вообще на улице, а «уютный номер» утопает в грязи и кишит насекомыми…
И это ещё, как оказалось, не самое страшное. В прошлом году в России были арестованы псевдотурагенты, которые на мошеннических сайтах с красочными видами и многочисленными фото номеров продавали путёвки в вообще несуществующие санатории Ялты и Евпатории. Дело было поставлено на широкую ногу, вплоть до того, что на телефонные звонки отвечали «менеджеры», предлагались всевозможные привлекательные скидки, высылались счета и договоры на оказание услуг. Можно только представить тот шок, который ожидал приехавшее на отдых семейство, не обнаружившее на месте «санатория» ровным счётом ничего…
Подобные схемы применяются и при продаже билетов: мошенники либо создают сайт, который визуально практически полностью дублирует какой-нибудь популярный агрегатор, где за «купленный билет» списывают деньги с карты. Причём для успокоения покупателю даже может быть прислана фальшивая маршрутная квитанция. Либо мошенники продают настоящий билет и через несколько часов аннулируют его.
Как рассказывают представители «белого» рынка турбизнеса, последний тренд в турмошенничествах — появление так называемых кардеров, которые уже поистине раскинули свои сети на весь российский интернет. Приманка состоит в том, что российские туристы нынче не могут расплатиться за свой иноземный отдых отечественными картами. А им предлагают возможность оплаты плюс огромные — до 50 и более процентов — скидки на бронирование отелей, аренду автомобилей и любые мероприятия даже за границами России. В интернете развёрнута массовая реклама, где потребители дармовых услуг расхваливают свой роскошный, но в то же время экономный отдых. Эксперты туррынка объясняют такой дисконт тем, что оплата ведётся аферистами с ворованных западных карт, а получают расчёт от российского клиента с его личной «белой» карты. Но если хозяин ворованной карты заметит недостачу и обратится в банк и полицию, то расхлёбывать все последствия придётся уже доверчивому отдыхающему, чьи персональные данные указаны в бронировании. Хорошо ещё, если неудачливому туристу просто предложат заново и уже полностью оплатить услуги, но ведь можно и под уголовную статью попасть…
Впрочем, и отрицателям современных технологий, которые любят действовать по старинке, также не трудно опростоволоситься. Можно ведь, как в хорошие старые времена, просто приехать в курортный город, где прямо на перроне тебя встретит толпа зазывал с табличками в руках с предложениями одно другого лучше. Но стоит расслабленному клиенту заселиться и даже разок окунуться в морские пучины — тут как тут на пороге появляются настоящие владельцы недвижимости, которые «понятия не имеют», откуда у них новые жильцы…
А ведь это только часть афер и только с арендой жилья. Стоит отдыхающему выйти за порог, как его ожидают не только уже привычные лохотронщики с шариками, но и настырные люди с попугаями, змеями, обезьянками и прочими крокодилами, и с виду милые ростовые куклы с обнимашками и конфетками, прочие прилипучие аниматоры, фотографы, торговцы мыльными пузырями, которые сначала, вроде миролюбиво, но настойчиво навязывают свои «услуги», а потом могут резко перейти на хамское силовое вымогательство.
К сожалению, расследование таких мелких мошеннических схем не в приоритете у нашей полиции. Так что, как ни печально, но в отпуске нужно не только расслабляться, но и не терять бдительности.
Эта проблема может показаться мелочью на фоне сегодняшних тектонических сдвигов. Тем не менее именно в сегодняшней ситуации развитие отечественного туризма может быть одним из немногочисленных стимулов развития российской экономики. Похоже, мошенники поняли это даже раньше, чем экономисты. Именно поэтому наведение порядка в сфере отечественного туризма могло бы стать одной из главных целей для удержания экономики санкционного периода на плаву.
Мария Панова
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *