О дефиците бюджета и долге области

Чтобы больше тратить, нужно больше зарабатывать

Минэкономразвития РФ не исключает возможности, что российская экономика может перейти в рецессию уже осенью этого года. Прогноз о реализации этого риска основан, в числе прочего, и на состоянии региональных экономик.

 

13 июня я участвовал в Публичных слушаниях об исполнении областного бюджета за 2012 год. Основным докладчиком был заместитель губернатора области, директор департамента финансов Анатолий Федоров.

Меня, как эксперта, особенно заинтересовали два вопроса:

1. дефицит областного бюджета за 2012 год – 3 888,2 млн руб.

2. в 2012 году уровень государственного долга области к сумме налоговых и не налоговых доходов областного бюджета составил 42,1 процента.

Ответ, данный докладчиком на эти вопросы, показался мне лежащим в тренде прогнозов. Дефицит сохранится или несколько вырастет, и долг также будет нарастать.

Структура налоговых и не налоговых доходов областного бюджета за 2012 год показывает, что доходная часть бюджета Ярославской области практически полностью зависит именно от состояния промышленности региона, а большая часть предприятий основных промышленных центров нашей области, Ярославля и Рыбинска, находятся в далеко не лучшей форме.

Значительная часть рыбинских предприятий работает практически на уровне выживания, и каких-либо ярких прорывов, увы, не предвидится. Разумеется, в Рыбинске отдельно стоит проект «Русские газовые турбины», но реальная отдача от этого нового предприятия, находящегося в стадии строительства, будет еще не скоро. Да и этот новый завод не компенсирует такие потери города, как заводы «Полиграф», «Магма», «Призма» и прочие.

В документе «Региональное обозрение. Ежемесячный аналитический отчет. Выпуск № 03(44)», размещенном на сайте администрации Ярославской области, также представлена далеко не радужная аналитика. В первом квартале 2013 года отсутствует рост индекса промышленного производства (92,6 процента к соответствующему периоду прошлого года), «замерзла» динамика денежных доходов населения, растет величина прожиточного минимума.

Однако есть и положительные моменты. Значительно выросли объемы работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» и динамика ввода в действие жилых домов. За январь-март 2013 года общая площадь введенного жилья составила 53,5 тыс.кв. метров (в 2,8 раза больше, чем в I квартале 2012 года). Индивидуальными застройщиками введено 16,1 тыс.кв. метров (в 2,3 раза больше, чем в январе-марте 2012 года). Организациями всех форм собственности, а также населением за счет собственных и заемных средств построены 673 квартиры.

В результате в рейтинге регионов по темпам роста жилищного строительства Ярославская область по итогам января-марта занимает 1-е место в ЦФО и 2-е место в РФ.

Объем поступления иностранных инвестиций в экономику региона нарастающим итогом с начала года сделал просто ошеломляющий скачек. Рост начался в 2012 году, когда из-за рубежа в Ярославскую область поступило инвестиций в размере $464,5 млн, что в 8,1 раза больше, чем за 2011 год.

В I квартале 2013 года начался рост инвестиций в основной капитал экономики. Так же прослеживается тенденция к росту затрат на научные исследования и разработки. По моему мнению, именно эти показатели говорят, что не так все плохо в нашем регионе. Область строится, активно привлекает инвестиции и вкладывается в наше будущее – науку.

С учетом того, что этим положительным факторам уделяется значительное внимание в разрабатываемой Концепции развития области, есть основания полагать, что со временем мы все же будем способны получить малодефицитный или бездифицитный бюджет, а так же сможем снизить долговую нагрузку.

Но основной приоритетной задачей, по моему мнению, необходимо считать разработку единой промышленной политики, направленной на максимальное использование имеющихся ресурсов. Так же необходимо продуманное использование так называемых избыточных активов имеющихся предприятий, включая перепрофилирование и размещение «малых» производств.

Что касается роста дефицита бюджета и долга, то, на мой взгляд, главное — не перейти ту опасную черту, когда обслуживание долга будет крайне обременительным для экономики региона. Нельзя тратить больше, чем можешь заработать, и нельзя занимать для того, чтобы просто «проесть» эти деньги.

В качестве примера и для проверки этого утверждения, хотелось бы привести элементарный расчет. Итак, мы имеем 100 рублей собственных денег и за год зарабатываем на этих деньгах 10 процентов или 10 рублей. Для увеличения объема оборотных средств мы занимаем еще 100 рублей со ставкой за пользование деньгами в 5 процентов годовых. В течение следующего года, имея уже 200 рублей и те же 10 процентов доходности, мы зарабатываем 20 рублей. Итого, в конце года у нас получается 220 рублей, из которых 105 рублей (долг — 100 рублей и обслуживание долга – 5 процентов или 5 рублей) мы возвращаем своему кредитору. На выходе мы получаем не 10, а 15 рублей прибыли. Этот механизм называется «финансовым рычагом».

Если же мы потратим все заемные средства на потребление, т.е. «проедим» эти кредитные деньги, то из 110 рублей (100 своих + 10 заработанных за год) мы должны будем отдать 105 рублей (долг + обслуживание долга). Итого в результате этой операции мы останемся с 5 рублями, потеряв все собственные деньги и половину доходов, а так же «проев» собственные возможности – кредитные деньги.

Исходя из этой логики, становится понятно, что нельзя закрывать заемными деньгами текущие политические обязательства. Для предотвращения роста дефицита и долга нужны политическая воля и чисто технократические подходы, включая долгосрочное планирование и обязательное исполнение планов. А также не слишком популярные меры сокращения собственных расходов.

При составлении планов не стоит сужать горизонты планирования до прогнозных сроков полномочий, иначе управление будет сводиться к решению текущих политических задач и исключать возможности долгосрочного развития.

Форсайт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *