Российская буржуазия ненавидит социализм и очерняет его всеми доступными способами. Но при этом она не упускает ни одной возможности примазаться к достижениям советской эпохи. Вот теперь еще одно событие из той же оперы. Двадцать седьмого марта в Рыбинске торжественно отметили сто пять лет со дня рождения Павла Дерунова — знаменитого директора Моторостроительного завода.
И мы опять увидели все лицемерие и лукавство буржуазных властей. Они громко превозносили Дерунова — но не сказали главного. Они не сказали, что Дерунов — порождение социалистической эпохи. Он стал тем, кем стал, и сделал то, что сделал, только благодаря социализму.
Такой руководитель как Дерунов мог осуществиться только в советское время. Ни в дореволюционной царской Российской Империи, ни в сегодняшней буржуазной Российской Федерации такой руководитель просто невозможен.
Разве мог до революции Павел Дерунов, сын бедного фельдшера, стать директором стратегического завода, да ещё и заместителем министра авиационной промышленности? Абсолютно исключено! Это было доступно только представителям господствующих классов. Сыновья именитых дворян и богатых буржуа — вот кто имел доступ на подобные социальные вершины. А люди из простонародья могли об этом забыть.
Примерно то же мы видим и в нынешней буржуазной России. На такие важные посты буржуазия ставит только своих людей, из своего круга — сынков, дочек, племянников, дружков. Остальным туда путь закрыт.
А в советское время было тысячи таких как Дерунов — талантливых руководителей из народа, которые из самых народных глубин, от сохи и станка поднялись к вершинам государственного управления. Тогда это было массовым явлением. Революция разбудила творческие силы народа. Народ освободился от гнета и впервые почувствовал себя творцом истории и хозяином страны. Его творческая энергия была на подъеме. Поэтому он массово выдвигал из своей среды таких, как Дерунов.
Социалистический строй открывает народным талантам широкую дорогу к вершинам, делает все для того, чтобы они себя проявили творцами, достигли высот, прославили себя и своё общество. А капитализм стремится удержать их внизу, на положении безликой рабочей силы. У нее есть только одно предназначение — тяжёлым, отупляющим трудом изо дня в день создавать богатства буржуазии. А творчество — только для избранных. Для той же самой буржуазии. Бывает, конечно, и по-другому — но только в виде редчайшего исключения.
Так что Дерунов, родись он до революции или в постсоветское время, вряд ли стал бы тем, кем стал.
Но даже если в капитализме человек из социальных низов, без денег и без связей, в виде редкого исключения поднялся бы до должности директора крупного завода — то он даже близко не стал бы таким директором как Павел Дерунов. Он был бы просто наемным управленцем капиталиста, собственника предприятия. И у него была бы одна священная задача, одна забота — максимально увеличить прибыль своего хозяина. А для этого, естественно — максимально усилить эксплуатацию рабочих.
А что делал Дерунов, советский директор? Он не только управлял производством. Он строил жильё, инфраструктуру, школы, детские сады, больницы, стадионы, дворцы культуры. И все это он поддерживал, снабжал средствами, сохранял в жизнеспособном состоянии. Он обеспечивал коммунальный быт горожан и давал им возможность учиться, лечиться, развлекаться, приобщаться к культуре, искусству, спорту.
Дерунов, советский директор — был слугой народа. Вся его жизнь была посвящена благу общества, благу его сограждан. Понятно, что теперь таких директоров в принципе не может быть. Директор капиталистического предприятия — это холуй капиталиста, который помогает ему грабить рабочих, а капиталист в награду за это делится с ним награбленным, кидает ему жирный куш.
Конечно, обо всем этом на праздновании не было сказано ни слова. Рыбинские власти использовали годовщину Дерунова, чтобы поставить бонус СЕБЕ — чтобы лишний раз покрасоваться на публике и произнести что-нибудь высокопарное. Впрочем, другого и нельзя было ожидать. Не могли же они сказать правду о Дерунове — и тем самым признать превосходство социализма над буржуазным строем, которому они служат.
В.Янева