ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО – ПЕРЕДНИЙ КРАЙ МЕДИЦИНЫ

1-1

Работу первичного звена (поликлиник, амбулаторий и фельдшерских пунктов) можно считать «передним краем» всей системы здравоохранения. Именно сюда пациент обращается чаще всего, здесь получает первую помощь и формирует мнение о медицине как таковой. Поэтому чёткая работа на указанном направлении имеет особое значение. Что мешает в решении этой задачи и каковы перспективы развития первичной медико-санитарной помощи в Ярославской области – пытались разобраться на заседании думского комитета по здравоохранению, активное участие в котором приняли депутаты-коммунисты.

Вниманию парламентариев был представлен отчёт об оказании первичной медико-санитарной помощи на территории региона. За последнее время в Даниловском, Ростовском, Некрасовском, Рыбинском, Некоузском, Гаврилов-Ямском и Угличском районах возвели несколько модульных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). А в 2021 году для Любимской, Даниловской, Пречистенской и Некрасовской ЦРБ приобрели передвижные ФАП. В общей сложности, такими комплексами было обслужено без малого 11,5 тысячи человек. Работала санитарная авиация: состоялось 35 вылетов для эвакуации пациентов.

Вместе с тем, выполнение профильной программы в 2021 году оказалось существенно затруднено из-за неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации. Неоднократно приостанавливалось оказание плановой первичной медико-санитарной помощи. Диспансеризация взрослого населения составила всего 45,2% от плана, профилактический медицинский осмотр – и вовсе 29,3%. В связи с чем депутат фракции КПРФ Елена Кузнецова поинтересовалась у директора областного департамента здравоохранения и фармации Сергея Луганского его оценкой выполнения программных мероприятий:

Сегодня мы рассматриваем программу, которая действует с 2020 по 2024 год. Более половины этого срока уже прошло. Понятно, что вы работаете недавно. Но как вы сами оцениваете реализацию этой программы? Есть ли какие-то улучшения в первичном звене? Пациенты, например, не особо замечают сдвиги. И на местах мы видим, что работает далеко не всё!

Глава ведомства отметил, что первичная медико-санитарная помощь является основополагающей. Поскольку глобальные задачи вплоть до увеличения продолжительности жизни и снижения смертности решаются в повседневной работе. Но честно признал: предыдущие два года приходилось заниматься «тушением пожаров», а в отрасли не было движения вперёд и всё шло по остаточному принципу. Теперь потребуется немало времени, чтобы наладить процесс. Но если задача по ремонту и оснащению оборудованием постепенно решается за счёт программы модернизации первичного звена, то другая проблема, кадровая, остаётся куда более сложной. И сегодня выходит едва ли не на первый план.


— Взаимодействие врача и пациента – это самое главное. К 2024 году по программе стоит задача ликвидировать кадровый дефицит. Но если у нас в 2019 году была нехватка 400 врачей, то сейчас она составляет уже 540. Если средний медицинский персонал остался примерно на том же уровне, то здесь плюс 140 докторов! В том же первичном звене острая нехватка терапевтов, — продолжила разговор Елена Кузнецова.

В ответ Сергей Луганский посетовал, что выпускники медицинских учебных заведений сегодня едут не туда, где в них нуждаются, а туда, где им выгодно и интересно. Молодые специалисты отказываются даже от соответствующих выплат. И не стремятся работать не только в сельских районах, но и в городах региона.

Был на приёме у молодого специалиста, довольно известного в городе. Спросил: почему ушёл из государственного учреждения? Он сказал: недостаточное денежное обеспечение и непонимание того, что руководство медучреждения получает существенно больше, чем простые специалисты высокого уровня. Это для него явилось основным. И ещё та бюрократия, которая присутствует при приёме пациентов. Доход специалиста в день в частном учреждении — 13 приёмов по полторы тысячи. Представьте, какой доход у частного центра! И сравните, сколько получает государственная поликлиника, — привёл конкретный пример депутат фракции КПРФ Валерий Байло.

Решение проблемы видится в двух направлениях. Первое — вернуться к практике распределения молодых специалистов, получивших профессию за государственный счет. Как было в советское время. Это обеспечит снижение кадрового дефицита, а отучившиеся по целевому набору за счёт бюджета выпускники честно отдадут свой «долг» там, где они востребованы. Второе предложение – наладить приём пациентов в частных клиниках за счет бюджета в рамках системы обязательного медицинского страхования.

— Супруга пришла в поликлинику попытаться записаться на сдачу анализов. Записали за явочкой на 2 июня, через полтора месяца! Вот показатель работы. Пандемия это, отсутствие кадров или технические проблемы. Но проблемы в первичном звене налицо. Я уже не раз говорил, что мы должны перераспределить ответственность между государственными и частными учреждениями здравоохранения по обеспечению оказания медицинских услуг населению. Это реальный шаг, который позволит снизить нагрузку госучреждений и даст возможность людям быстро получать медпомощь, — подытожил Валерий Байло.

Директор департамента констатировал, что частник берет лишь то, что ему нравится. И отметил, что во многих субъектах страны им уже предложили «первичку» вместе с прикрепленным населением. Однако никто не захотел брать такую нагрузку. Если же отдавать частным медучреждениям только то, что хотят они сами – есть риск разрушить систему государственного здравоохранения. Поэтому необходимо найти «золотую середину». С одной стороны – оставить загрузку государственной медицины. С другой – постараться оперативно помочь людям. Работа по поиску решения этой непростой задачи будет продолжена.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *