ПЕРВЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ «БЛИН» — КОМОМ

В преддверии Дня защитника Отечества в областную Думу поступили долгожданные поправки к закону «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Обычно их рассматривают на первом заседании парламента в новом году. Однако на этот раз глава региона явно затянул с важнейшим финансовым документом: его не включили в повестку ни на 31 января, ни на 14 февраля. В итоге обсуждение запланировали лишь на внеочередное заседание в последний день зимы. Официальные СМИ тут же дали материалы с кричащими заголовками об увеличении расходов на социально-экономическое развитие региона. Однако при более внимательном рассмотрении бюджета в новой редакции по-настоящему принципиальных изменений оказалось не так много.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, доходы региональной казны увеличатся на 742,8 миллиона рублей – за счёт безвозмездных поступлений из федерации. Куда больше будет рост расходов – сразу на 3 миллиарда 112,8 миллиона. Правда, 2 миллиарда 370 миллионов из них – это остатки средств регионального бюджета за 2022 год. Проще говоря, сэкономленные деньги. Что касается конкретных статей затрат, то по ним возникает немало вопросов. Часть расходов действительно важны и обоснованы. Скажем, более 823 миллионов рублей дополнительно выделяют на дорожное хозяйство.

Они пойдут на увеличение уставного капитала государственного предприятия «Ярдормост», приобретение оборудования для дорожной лаборатории, а главное – на содержание, ремонт и строительство региональных и муниципальных трасс, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Это значит, что уже в нынешнем году в областном центре будут выполнены работы, в частности, на проспектах Октября и Машиностроителей, на которых давно настаивали депутаты-коммунисты городского и областного уровня.

Ещё несколько сотен миллионов рублей предназначено на приобретение оборудования для организаций здравоохранения. При этом, большая часть (почти 366 миллионов) будет направлена на дооснащение нового хирургического корпуса областной онкологической больницы. Напомним, что строительные работы там завершились ещё в 2021 году, но объект до сих пор не введён в эксплуатацию. Чиновники объясняют затянувшийся процесс удорожанием оборудования, а также сложностями с поставками импортной аппаратуры. Хочется верить, что в ближайшей перспективе столь востребованное в Ярославской области учреждение, наконец, сможет начать работу. При этом, в аналогичной ситуации оказалась детская поликлиника на Липовой горе. Там также ждут поставок оборудования, однако никаких изменений при текущей корректировке бюджета не обнаружено.

Среди других полезных статей затрат стоит отметить выделение 160 миллионов на лекарственное обеспечение, 114 миллионов на капитальный ремонт объектов теплоснабжения, 46 миллионов на строительство бани в Пошехонье, 27 миллионов на обеспечение деятельности пожарно-спасательной службы, более 25 миллионов на стимулирующие выплаты медицинским работникам. Представители фракции КПРФ в областной Думе неоднократно поднимали указанные вопросы, отражали их в решениях парламентских комитетов, оформляли соответствующие поправки. Правда, исполнительная власть почему-то регулярно игнорировала эти предложения. Радует, что теперь они учтены, пусть и в редакции губернатора.

Немало статей вызывают сомнения. Скажем, 195 миллионов рублей выделяется на организацию пассажирских перевозок в Ярославле. Но ведь на эти цели в связи с пресловутой транспортной реформой итак предусмотрено несколько миллиардов рублей. С чем связаны новые немалые расходы? Не иначе, как с возрастающими аппетитами иногородних перевозчиков! В свою очередь, на 100 миллионов рублей сокращают расходы на осуществление межмуниципальных перевозок на территории области, большую часть которых пока выполняет государственное «Ярославское АТП».

Ещё 66 миллионов, как указано в пояснительной записке, направят «на обеспечение условий софинасирования расходов по приобретению электробусов». Зачем региону нужен этот новый и достаточно непредсказуемый вид транспорта (тем более, в отсутствии развитой обслуживающей инфраструктуры) – непонятно! При этом, власти до сих пор не могут выполнить свои обязательства по закупке троллейбусов для «ЯрГЭТ», предусмотренных инвестиционным соглашением взамен уничтоженного депо в Ярославле ещё в 2020 году. В общем, полная непоследовательность.

Также не вполне обоснованным выглядит расходование почти 28 миллионов рублей на развитие новых направлений авиаперелётов из Ярославля в Уфу, Екатеринбург, Пермь и Самару (будут ли эти города пользоваться популярностью у жителей области – большой вопрос). А 36 миллионов на создание и развитие некоей «Системы управления регионом» и вовсе выглядят откровенным расточительством! Ибо без этого явно можно обойтись! К тому же, в новой редакции бюджета не учтён целый ряд действительно нужных расходов.

Прежде всего, речь о дополнительной индексации социальных выплат льготным категориям граждан и заработных плат бюджетникам, не включенных в указы Президента. Напомним, что при утверждении параметров казны на 2023 год их увеличили только на 5,9% и 4,6% соответственно, что значительно ниже уровня даже официальной инфляции. Сегодня этот вопрос требует решения. Напрашивается и корректировка размера выплаты для «детей войны». В Ярославской области это новый вид поддержки пожилых граждан — соответствующий закон был принят в конце прошлого года. Вместе с тем, сумма указанной выплаты по решению властей составит 1300 рублей. Но неужели нельзя было довести её хотя бы до полутора тысяч? Тем более, что на это потребуется не столь значительная сумма – порядка 12 миллионов рублей. А пользы от этого шага будет куда больше, чем от названных выше сомнительных затрат.

Ни рубля не заложено и на обновление подвижного состава упомянутого «Ярославского АТП», хотя средний возраст его автобусов – свыше 8 лет, а уровень износа – 90%. Остаются вопросы и к финансированию других отраслей: поддержка граждан в сфере оплаты услуг ЖКХ, защита окружающей среды, охрана объектов культурного наследия, помощь молодым семьям и детям-сиротам в приобретении жилья и много что ещё. Возможно, часть проблем будет снята при последующих корректировках казны. Но пока что первый «блин» в значительной степени вышел комом.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *