ПО ХОДУ ВСЁ, ПРИЕХАЛИ

Строчка из популярной молодёжной песни, вынесенная в заголовок, как нельзя лучше отражает текущую ситуацию с так называемой транспортной реформой в Ярославле. Последняя партия новых жёлтых автобусов под лозунгом «Надёжность, безопасность, комфорт» вышла на линию 27 мая. С тех пор прошло полтора месяца. Но ничего из вышеперечисленного ярославцы так и не увидели. Напротив, дела стали только хуже. Ярославское «ПАТП-1» доживает последние месяцы. Иногородние перевозчики бьют все рекорды по нарушениям. А крайними, как обычно, остаются пассажиры.

В июне власти подвели итоги первых двух месяцев реформы. Даже чиновники были вынуждены признать большое количество проблем. Так, в апреле-мае перевозчики, работающие по новым брутто-контрактам, совершили более 4 тысяч нарушений. И это только те, которые были официально зафиксированы. Наиболее злостными нарушителями стали три перевозчика – ООО «Первая пассажирская компания», ООО «Транспорт Ярославии» и ООО «СтарТранс». Все – иногородние, либо с иногородними учредителями, и пришедшие к нам уже при новых руководителях города и области. Среди основных жалоб пассажиров превалируют несоблюдение расписания, проезд мимо остановок, невыдача билетов, проблемы с кондиционерами, малое количество автобусов на маршрутах. В общем, ни надёжности, ни комфорта!

При этом, на справедливые замечания граждан власти дают однотипные ответы в стиле: «При несоблюдении перевозчиками условий государственных контрактов «Организатором перевозок Ярославской области» составляются акты, автотранспортным организациям направляются претензии на устранение нарушений, выставляются штрафы». Вот только сумма данных  штрафов за указанный двухмесячный период составила порядка 4,5 миллиона рублей. Если учесть, что на транспортную реформу только в 2023 году заложили 6 миллиардов рублей, а в целом она обойдётся в 55 миллиардов, то указанные санкции – это капля в море. Для перевозчиков они абсолютно не критичны. Заплатил мизер – и можно дальше ездить, как захочется. А на пассажиров наплевать: не свои – не жалко!

Удручающая ситуация сложилась и с безопасностью движения. Статистика ДТП бьёт все рекорды. За последний месяц сообщения о происшествиях звучат как сводки с фронта. Самое страшное, что не обходится без погибших и пострадавших. К примеру, 12 июня 58-й автобус сбил пешехода на пересечении улиц Чкалова и Розы Люксембург. Спасти человека, к сожалению, не удалось. А 27 июня на перекрёстке Тутаевского шоссе с улицей Урицкого 23-й автобус врезался в электрический столб.  Пострадали 12 человек, в том числе несовершеннолетний. Есть ДТП, в которых участниками становятся только жёлтые автобусы. Так, 15 июня на площади Волкова столкнулись две машины маршрутов № 53 и 19К, в результате ДТП образовался затор. 5 июля аналогичное происшествие случилось в Крестах.

Есть примеры менее резонансных, но от этого не менее вопиющих ДТП. 16 июня автобус 19-го маршрута совершил наезд на учебную машину. В момент ДТП в салоне были дети. В этот же день водитель автобуса маршрута № 1 на Богоявленской площади при повороте на Первомайскую улицу совершил проезд на красный свет. Ранее аналогичное нарушение допустил водитель автобуса маршрута № 32.  23 июня на Ленинградском проспекте произошла авария с участием автобуса № 11 и троллейбуса № 7. 30 июня автобус маршрута № 76 совершил наезд на остановочный павильон у ТРК «Ярославский вернисаж». В момент ДТП в салоне даже не было водителя.

1 июля произошло ДТП с участием автобуса на  Юго-западной окружной дороге в районе улицы Гагарина. 5 июля автобус маршрута № 121а с разбитым задним стеклом был замечен в районе ЯОКБ. День 6 июля был отмечен сразу двумя происшествиями – с автобусом № 66 на проспекте Октября и № 92 на перекрестке проспекта Ленина и улицы Советской. 7 июля ситуация повторилась. На этот раз участниками ДТП стали автобусы № 13 на Октябрьской площади у моста через Волгу и № 41 на площади у Московского вокзала.

Согласитесь, ситуация вопиющая. И это ещё без учёта случаев, когда водители разговаривали по телефону во время езды, проезжали остановки, заезжали вместе с пассажирами на АЗС, не знали предписанного им маршрута. А уж число случаев пренебрежения своими должностными обязанностями (скажем, отказ помочь попасть в салон людям с ограниченными возможностями или пропустить в автобус маму с коляской) или хамского отношения к пассажирам и вовсе не поддаётся исчислению. При этом, водители, следуя принципу «лучший способ обороны – это нападение» нередко обвиняют во всём пассажиров. Департамент транспорта же часто предпочитает не вмешиваться в ситуацию.

Конечно, пассажиры (как и все люди) бывают разные. И труд водителя автобуса действительно является тяжёлым. Однако никак не менее тяжёлым является и труд рабочего сталелитейного завода. Или шахтёра угольного забоя. Или агронома сельхозпредприятия Центрального Нечерноземья. Или врача «Скорой помощи». Но любую работу нужно делать ответственно и профессионально. К тому же, сложные условия работы не объясняют телефонные разговоры за рулём или не выдачу билетов. Тем более, что простые пассажиры уж точно не виноваты в имеющихся проблемах. Они честно оплачивают услугу за проезд, и хотят получить обещанный властями сервис. Тем более, что цена билета в Ярославле – самая дорога в Центральной России (не считая Москву, разумеется).

А перевозчикам уже заложили миллиарды рублей на выполнение контракта. Их хватит и на новые автобусы, и на достойную оплату труда водителей. Всё остальное – проблемы исполнителей. Волновать простых людей они не должны. Кто не справляется – с тем нужно расторгать контракт и выбирать нового перевозчика. Поверьте, желающие найдутся. Что касается действующих подрядных организаций, то после обращения председателя фракции КПРФ Елены Кузнецовой прокуратура уже потребовала от них устранить многочисленные нарушения. Работа с надзорными органами со стороны депутатов-коммунистов продолжится и в дальнейшем. До тех пор, пока иногородние транспортные компании не начнут нести ответственность за свою работу перед ярославцами.

Проблемы есть и на межмуниципальных маршрутах. К примеру, Елена Кузнецова отметила неоднократную отмену рейсов из Ярославля в районы области. В частности, это актуально для сообщения с Гаврилов-Ямом. Хотя аналогичная ситуация есть даже на самом популярном маршруте – от областного центра до Рыбинска. Кроме того, имеются неоднократные случаи замены автобусов большой вместимости на транспортные средства среднего и малого класса. Даже там, где такого количества мест явно недостаточно. В результате людям приходится ехать стоя. Таким образом, качество обслуживания пассажиров становится только хуже. В то время, как стоимость проезда регулярно повышается. По данному поводу Елена Кузнецова уже подготовила запрос в прокуратуру. Интересы пассажиров должны быть во главе угла!

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *