Приносим извинения за неудобства, или как нас обирают банки

банк
Резкий отток средств со счетов банков весной этого года вынудил Центробанк повысить ключевую ставку до 20% годовых. Коммерческие банки, чтобы удержать вкладчиков, тут же этим воспользовались, подняв ставки срочных депозитов до 21% годовых. Население кинулось открывать и переоформлять действующие вклады под более высокие проценты.
5 марта в региональном филиале «Россельхозбанка» на улице Победы было не протолкнуться. Вкладчикам, в основном пожилым людям, чтобы попасть в офис, предстояло простоять в очереди, хвост которой был на улице, около двух часов. «Электронная очередь» по техническим причинам не работала, что порождало споры, толкотню и неразбериху.
Банковский вклад «Доходный_91» на три месяца (92 дня) открывался под 21% годовых. Александр Сергеевич (имя изменено), решил воспользоваться выгодным предложением и переоформить вклад под более высокий процент.
При переоформлении вклада операционный работник Исаева сказала, что необходимо оплатить страховку в размере трех тысяч рублей в АО СК «РСХБ-страхование», без перечисления которых она оформить договор не может. АО СК «РСХБ-страхование» входит в состав группы компаний АО «Россельхозбанк».
Александр Сергеевич подписал платёжку, в которой значилось, что это оплата «по заявлению клиента б/н от 04.03.2022», хотя никакого заявления накануне не подавал. Полиса «Защита процентов по вкладам» ему не выдали, что вызвало у пенсионера подозрение.
Пообщавшись со знакомыми вкладчиками, Александр Сергеевич узнал, что при оформлении вклада «Доходный_91» далеко не все клиенты «Россельхозбанка» заключали договоры страхования, и 16 марта написал по этому поводу обращение в Центробанк Российской Федерации.
11 апреля пришел ответ из Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе, которое рассматривало его обращение в Банк России.
В нём сообщалось, что «в распоряжении Управления отсутствуют надлежащие доказательства того, что заявление об оплате страховой премии от 05.03.2022 было подписано Вами вопреки Вашему действительному волеизъявлению». И далее: «Александр Сергеевич, не подвергая сомнению изложенные в обращениях сведения, сообщаем Вам о том, что сложившаяся судебная практика идет по пути недостаточности только лишь доводов заявителя для привлечения страховщика, банка, их должностных лиц к ответственности. К сожалению, в большинстве случаев Управление не имеет возможности самостоятельно получить доказательства нарушения Ваших прав, в силу того, что уполномоченные лица Банка России не присутствовали при Вашем обращении с банком. В качестве доказательств могут быть представлены видео-, аудиозаписи, акты, составленные с участием свидетелей и т. д. При этом, как показывает практика, сами страховщики и банки отрицают наличие нарушений, а информация о сложившейся ситуации на рынке кредитных услуг не может быть положена в основу конкретной меры реагировании».
На пяти листах Александру Сергеевичу разъясняли, что «в целях защиты прав страхователей от навязанных договоров добровольного страхования Банк России с 30.05.2016 ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин сможет расторгнуть договор добровольного страхования и получить уплаченную страховую премию».
«Период охлаждения» составляет 14 календарных дней, но пенсионер им не воспользовался.
На основании статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, Александру Сергеевичу предложили для решения имущественного спора обратиться за защитой своих интересов в суд или к финансовому уполномоченному, если размер требований не превышает 500 тысяч рублей, а со дня нарушения его прав прошло не более трёх лет.
Однако прежде, чем обращаться к финансовому омбудсмену, требовалось получить письменный ответ из АО «Россельхозбанк».
Ответ Александру Сергеевичу пришел 20.04.2022. В нём говорилось: «Сожалеем, что обслуживание в подразделении Банка оставило у Вас негативное впечатление. Приносим Вам свои извинения за возможные неудобства.
В ходе проведенной проверки установлено, в рамках консультации по оформлению вклада сотрудником был предложен страховой продукт.
Оформление дополнительных услуг и продуктов Банка производится исключительно с добровольного согласия клиента при получении удостоверяющей подписи на соответствующих заявлениях. Клиент имеет право приобрести указанные продукты либо отказаться.
Сертификат по программе «Защита процентов по вкладу» был выдан Вам на руки. В заявлении на перечислении денежных средств в назначении платежа указана некорректная дата заявления.
При необходимости, Вы можете обратиться в обслуживающий Вас офис за корректным платежным поручением и дубликатом сертификата страхования.
Надеемся, что наши разъяснения помогли Вам разобраться в сложившейся ситуации».
Но переоформляя вклад, Александр Сергеевич, находившийся в здравом уме и твердой памяти, прекрасно помнил, что без уплаты трех тысяч рублей страховки депозит ему не открывали! Никакой консультации не проводили и сертификата на руки не выдали!
Достучаться до Службы финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов далекому от кредитных организаций пенсионеру было непросто. Для подачи обращения требовалось указать ИНН, ОГРН и другие сведения и документы финансовой организации по предмету спора, указанному в обращении. Только со второй попытки Александру Сергеевичу это удалось.
Решение финансового уполномоченного об отказе в удовлетворении требований пришло на 11 страницах, но сводилось к тому, что «основания полагать, что дополнительная услуга, в результате которой заявителем был заключен договор страхования, была предложена заявителю без его согласия или без информирования, отсутствуют. Кроме того, законодательством не предусмотрен порядок получения согласия на заключение договора страхования при заключении договора банковского вклада».
Неудовлетворенный таким решением пенсионер отправился искать правду в полицию. Проверкой его заявления занялся оперуполномоченный ОЭБиПК ОМВД России по Ленинскому городскому району. В ходе опроса Исаевой было установлено, что она уже не является сотрудником банка, уволилась по соглашению сторон в связи с сокращением должности. Она пояснила, что «клиенту было предложено самое выгодное предложение, вклад «Доходный», который предусматривает дополнительную финансовую защиту в виде страхового продукта «Защита процентов по вкладу» стоимостью 3000 рублей». При этом клиент «добровольно и собственноручно подписал документы по договору страхования».
В итоге в связи с тем, что у заявителя отсутствуют надлежащие доказательства факта навязывания договора страхования, а также факта того, что договор не был бы заключен без приобретения дополнительных услуг по страхованию, 6 июня было принято постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. Основание: п. 1 ч.1 ст. 24 УПК РФ – в связи с отсутствием в деянии события преступления.
Правда, чтобы получить документ на руки через месяц Александру Сергеевичу пришлось писать заявление на имя начальника ОМВД России по Ленинскому городскому району. 19 июля копию постановления прислали по электронной почте, а 15 сентября курьер ГКС доставил письмо с ответом начальника ОМВД, отправленное 3 августа.
На этом в нашей истории можно было бы поставить точку. Пример Александра Сергеевича, которого в «Россельсхозбанке» «развели» на три тысячи рублей, другим наука! Оказывается, потерять сбережения пенсионер может не только, поверив звонку телефонных мошенников, что на него оформляют кредит и деньги нужно срочно переложить на другой счёт, а и просто переоформляя вклад непосредственно в банке!
Поэтому, чтобы иметь «надлежащие доказательства», отправляясь в банк, стоит взять с собой диктофон или видеокамеру, а для пущей надежности пригласить кого-нибудь из родственников. На всякий случай, вдруг потом потребуются свидетели.
Прежде чем завершить эту публикацию, поинтересовался, что пишут о Ярославском региональном филиале «Россельхозбанка» в Интернете.
Так, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России выявило факт хищения денежных средств ОАО «Россельхозбанк», в котором подозревался бывший директор ярославского регионального филиала банка Андрей Лебедев. Установлено, что в 2010 – 2011 годах Андрей Лебедев совместно с соучастниками, действуя вопреки основным требованиям кредитной политики ОАО «Россельхозбанк», а также нормативным актам Центробанка России, выдал несколько заведомо невозвратных кредитов подконтрольным «фирмам-однодневкам» на общую сумму свыше 350 миллионов рублей. По информации ГУЭБиПК МВД России, деньги, выданные в качестве кредита, легализовывались путем направления их аффилированным организациям. Ленинский районный суд Ярославля приговорил Андрея Лебедева к трем годам условно, но экс-банкир попал под амнистию к 70-летию Победы.
В 2011 году филиал возглавил приглашенный на работу в Ярославль с поста руководителя одного из московских коммерческих банков Сергей Гриб. В 2015 году он был назначен генеральным директором и председателем правления банка «Московское Ипотечное Агентство», а в 2017 году Басманный суд Москвы заочно арестовал его в рамках уголовного дела. После допроса Сергей Гриб скрылся от следствия и был объявлен в международный розыск…
Не будем касаться нелестных отзывов клиентов «Россельхозбанка», размещенных на сайте «Народного рейтинга банков», жалующихся на то, что их тоже обманным путём заставляли оформлять дополнительные страховые продукты. Достаточно истории, рассказанной Александром Сергеевичем. Ведь, чтобы узнать, что вода солёная, не обязательно выпивать всё море.
Вадим Беседин
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *