Пролог к «катастройке»

(К 130-летию со дня рождения Н.С. Хрущева)

Неуемная хрущевская тяга к радикальным преобразованиям коснулась  и военного строительства в СССР. Полагая, что в будущей войне решающая роль будет принадлежать ядерному оружию, он сделал ставку на производство  ракетной техники и увеличение мощности атомных бомб. К тому времени относится его знаменитое выражение:  «Мы делаем ракеты

Карикатура взята из открытых источников
Карикатура взята из открытых источников

как сосиски». Эту фразу он произнес после посещения НИИ-88 в Днепропетровске, директором которого был выдающийся конструктор М. Янгель.  Именно тогда Н.С. Хрущев распорядился осуществить испытание водородной «Царь-бомбы» в октябре 1961 года. «Царь-бомба» по настоящее время является самым мощным изготовленным взрывным устройством за всю историю человечества. Бомба внесена в книгу рекордов Гиннесса как самое мощное термоядерное устройство, прошедшее испытание. 

Следует признать, если бы тогда не произошло серьезного скачка в совершенствовании ракетно-ядерного «зонтика», созданного при Сталине, то вполне можно предположить: Америка решилась бы на военные действия против Советского государства уже в 60-е годы. Другое дело, что Н.С. Хрущев в очередной раз проявил волюнтаризм. Не прислушиваясь к позиции выдающихся военачальников (маршалы СССР Тимошенко, Конев, Соколовский, адмирал Кузнецов), которые протестовали против масштабного и в кратчайшие  сроки сокращения Вооруженных сил и радикального изменения военной инфраструктуры. С начала 1960-х гг., по его настоянию, были отправлены в распилку и переплавку мощные боевые корабли Военно-Морского Флота, подлежали недопустимому сокращению или полному уничтожению тяжелые самолеты. А с ними и вообще целый ряд вооружений с заменой их на ракеты стратегического назначения. Оказались закрытыми ценнейшие оборонные НИИ. Н.С.  Хрущёв осуществил сокращение численности Советской Армии на 1 200 000 человек. В целях снижения расходов на оборону был принят новый закон о пенсиях военнослужащим, в соответствии с которым многие фронтовики оказались уволенными из рядов Советской Армии без пенсии: кому не хватило года, кому – двух, были даже и такие, кому оставалось дослужить до пенсии всего несколько месяцев. «Армия — это вам не собес», — жестко говорили фронтовикам-офицерам при увольнении. В советском обществе резко упал престиж офицерского звания, интеллектуальный уровень курсантов военных училищ заметно понизился. Известный историк-политолог Н. Стариков пишет: «Именно тогда в Советской Армии началась дедовщина. После 1960 года офицеров, которые были готовы служить не за страх, а за совесть, в армии стало на порядок меньше…  Одновременно сработал эффект домино: молодые офицеры, недавние выпускники военных училищ, стали подавать рапорты об увольнении, резонно полагая, что время необратимо и надо успеть себя реализовать, не дожидаясь проблематичной, как выяснилось, военной пенсии».

Н.С. Хрущев беседует с военачальниками во главе с К.Е. Ворошиловым. Улыбок на их лицах не видно. (Фото из открытых источников)
Н.С. Хрущев беседует с военачальниками во главе с К.Е. Ворошиловым.
Улыбок на их лицах не видно. (Фото из открытых источников)

Ударом по государственной безопасности Советского Союза было ошибочное решение Н.С. Хрущева вывести полностью из-под контроля спецслужб и правоохранительных органов (КГБ и МВД) деятельность партийных органов. При Сталине партийные функционеры являлись служилыми людьми: проводили успешно линию Партии, получаешь награды, если наоборот, то отвечаешь головой в буквальном смысле слова.  Бесконтрольность партийных чиновников разного уровня породило у некоторых из них чувство безнаказанности, вседозволенности вплоть возникновения антисоветских и антигосударственных групп из числа подчас высокопоставленных партийных работников в недрах ЦК КПСС. Яркий тому пример деятельность А.Н. Яковлева. В своих мемуарах он чистосердечно признался, что после ХХ Съезда КПСС (1956 г.) вокруг него в аппарате ЦК сформировалась группа единомышленников, которая разработала схему уничтожения завоеваний Великого Октября. Она под видом борьбы со сталинизмом, используя авторитет Ленина, била им, как кувалдой, по авторитету Сталина. Развенчав сталинизм, взялась бить авторитетом Плеханова по ленинизму. Когда А. Яковлев после избрания М. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, стал вторым человеком в Партии,  он и его подельники поняли: дождались своего часа. Опираясь на четвертую власть – либеральные СМИ, предприняли меры по идейно-политическому разложению Партии и советского общества, что привело к гибели СССР.

Далее, по требованию Хрущева была осуществлена в 1955 году широкая амнистия осужденных «бандеровцев». В соответствии с Указом от 17 сентября 1955 года  «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-45 годов» (Пункт 3): отмечалось: «Освободить из мест заключения независимо от срока наказания лиц, осужденных за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, направленных за такие преступления в ссылку и высылку».   Многие из них, вернувшись на Украину, передавали свою идеологию молодежи по наследству.  В. Заставный, освобожденный по данному Указу главарь Львовского краевого отделения ОУН, провозглашал: «Период борьбы с пистолетом и автоматом закончился. Настал другой — период борьбы за молодежь, период врастания в советскую власть с целью ее перерождения под большевистскими лозунгами… Наша цель — проникать на всевозможные посты, как можно больше быть в руководстве промышленностью, транспортом, образованием, в руководстве молодежью, прививать молодежи все национальное…». С распадом Советского Союза идеология  «бандеровцев» — расового превосходства украинской нации перед другими народами, прежде всего, перед русскими, — расцвела пышным цветом. Сегодня бандеровская Украина, как в свое время гитлеровская Германия, используется англо-саксонским миром в качества тарана с целью уничтожения Российского государства.

Наконец, инициатива Н.С. Хрущева по разработке и принятию на XXII Съезде КПСС   третьей Программы Партии, в которой было записано, что Партия торжественно обещает построить коммунизм к 1980 году, послужила  разрушению политико-идеологических основ государства через «приземление идеалов». Политологи отмечают, что у любого государства, если оно стремится застолбить свою нишу в мировом сообществе и быть привлекательным для других народов, должна быть великая цель. Она у советских людей была: они знали, что строят самое справедливое в мире общество под названием социализм (коммунизм).  В ходе реализации сталинского социалистического проекта в начале 50-х годов были достигнуты следующие принципы в поведении людей, которые позволяли перейти непосредственно к строительству коммунизма. Частная собственность, как экономический фактор и как доминанта человеческого сознания была устранена. Утвердился приоритет духовных ценностей и общественных интересов, алчность и стяжательство стали восприниматься как уродство. Труд стал духовной потребностью, служением народу и стране. Бескорыстие, готовность помочь другому и жертвовать своими интересами ради общего блага стали нормами жизни. Безусловно, в реальной жизни не все граждане Советского Союза придерживались этих принципов общественного поведения. Но не они определяли в тот период тенденцию развития советского  общества.

Вина Хрущёва не в том, что он авторитетно с трибуны XXII Съезда подтвердил задачу построения коммунистического общества в СССР, а в том, что он, как руководитель партии, выдвинув лозунг «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», сделал акцент не на созидание, а жизнь при коммунизме. По этому поводу ученый философ В. Василенко остроумно выразился: «Коммунизм воспринимался тут как нечто вроде новой квартиры – кто-то её построит, а потом тебе выдадут «ордер на вселение». В этом аспекте, кстати, не соответствовал движению к коммунизму лозунг Хрущева «Догнать и перегнать Америку!». Очень многие восприняли тот лозунг прагматически, как призыв к погоне за американским образом жизни, который не приближал общество к коммунизму, а отдалял от него. Гонка за материальными благами в американском стиле губительно сказалась, и особенно, в постсоветское время на духовный мир человека. Вполне можно согласиться с выводом В. Василенко, «совершенно очевидно, что без духовного развития человека, без укоренения в его сознании  коммунистической идеологии труд никогда не станет для него первой потребностью жизни. И, соответственно, надеяться на то, что он станет бескорыстно трудиться «по способностям» не приходится. К. Маркс прямо предостерегал: «Было бы вообще ошибкой видеть существо дела в распределении и ставить на нём главное ударение». (Цит. по: Василенко В. Выдвинув принцип распределения на первый план, Хрущёв, по сути дела, предложил потребительскую интерпретацию представления о коммунизме. https://kprf.ru/ruso/200431.html) Под лозунгами строительства коммунизма Хрущёв на деле повернул развитие страны с пути к коммунизму, который наметил Сталин, на путь, ведущий к формированию общества потребления. Это способствовало возникновению потребительского отношения к жизни, пробудило «дух собственности», подорвав основы социализма настолько, что произошла реставрация капитализма в России в 90-е годы прошлого века. 

3

Его волюнтаристские замашки не могли не вызывать недовольство в обществе, среди рядовых членов и функционеров Партии. Уже к концу весны 1957 г. в ЦК КПСС созрел план отстранения Н.С. Хрущева с должности Первого секретаря ЦК КПСС. Инициаторами его отставки выступили Маленков, Каганович, Молотов, Булганин, Первухин, Ворошилов, Сабуров. Главное обвинение, которое было предъявлено Н.С. Хрущеву, на Пленуме ЦК КПСС воспроизвел М.Л Каганович в своих воспоминаниях: «Со времен Ленина ни один вопрос внешней политики не решался без Политбюро, и Сталин все вопросы внешней политики выносил на Политбюро и сам ими занимался, — писал Каганович. — Вначале и Хрущев придерживался этого порядка, но потом стал самовольничать. Вообще Хрущев «разошелся» и начал давать интервью иностранцам без предварительного согласования с Политбюро, то есть нарушая установившийся ранее порядок. Вдруг, например, Политбюро узнает, что Хрущев выступил по телевидению по международным вопросам, ничего никому заранее не сказав. Это было грубым нарушением всех основ партийного руководства внешними делами». Против смещения Хрущева проголосовали  Кириченко, Микоян и Суслов. И сам Хрущев. В поддержку Хрущева выступила группа кандидатов в члены Президиума (Брежнев, Фурцева, Жуков), которые не обладали правом решающего  голоса и могли поддержать Хрущева только морально. Согласно Уставу КПСС, окончательное решение об отставке Хрущева оставалось за Пленумом ЦК. На заседании Президиума ЦК КПСС Г.К. Жуков заявил: «Я категорически настаиваю на срочном созыве Пленума ЦК. Вопрос стоит гораздо шире, чем предполагает группа. Я хочу на Пленуме поставить вопрос о Молотове, Кагановиче, Ворошилове, Маленкове». По приказу министра обороны, чтобы скорее доставить членов ЦК в Москву,  использовались самолеты ВВС.  На июньском Пленуме ЦК КПСС (1957 г.) сторонники Хрущёва одержали победу над его противниками. Вместо голгофы для Хрущева Пленум ЦК превратился в партийный суд над его противниками. Последние были заклеймены как «антипартийная группа В. Молотова, Г. Маленкова, Л. Кагановича и примкнувшего к ним Д. Шепилова» и выведены из состава ЦК  Позже, в 1962 году, они были исключены из партии. Четыре месяца спустя, в октябре 1957 года, по инициативе Хрущёва поддержавший его маршал Жуков был выведен из состава Президиума ЦК и освобождён от обязанностей министра обороны СССР. Позднее,  Хрущёв в своих мемуарах объяснил причину отставки Жукова: подготовкой последнего к захвату власти. [57]. Хрущев руководил страной еще семь лет, пока окончательно не потерял авторитет в народе и Партии в результате своих волюнтаристских действий. Чувствуя очевидный провал своих реформ, по мнению ряда политологов и историков, Н.С. Хрущев, чтобы отвлечь народ, затевает второй всплеск политики десталинизации. В октябре 1961 года, на XXII съезде КПСС начинается новый виток антисталинской истерии — в прямом смысле этого слова. Исключают из партии Молотова и его сподвижников-сталинистов. На Съезде выступает старая большевичка, которая лично знала Ленина, Д. Лазуркина с рассказами о сновидениях про Ленина. Однажды ей во сне Владимир Ильич пожаловался, что ему некомфортно лежать рядом со Сталиным. Как остроумно подметил Е. Спицын: «И всех делегатов съезда превращают в команду «могильщиков», выносящих Сталина из Мавзолея».

За спиной Г.К. Жукова стоит В.М. Молотов. За спиной Н.С. Хрущева Суслов Г.М. Маленков (фото из открытых источников)
За спиной Г.К. Жукова стоит В.М. Молотов. За спиной Н.С. Хрущева Суслов Г.М. Маленков (фото из открытых источников)

14 октября 1964 года состоялся Пленум ЦК КПСС. В повестку дня был внесен вопрос «Об освобождении Н.С. Хрущева от должности Первого секретаря ЦК КПСС за проявление волюнтаризма (своеволие) в решении вопросов внутренней и внешней политики». Многие российские историки и политологи с подачи западных советологов преподносят смещение Хрущева как заговор. На самом деле, его отставка соответствовала нормам партийной этики. В соответствии с решением Пленума ЦК КПСС он был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Через 11 лет очередной Пленум  освободил его от должности Первого секретаря ЦК КПСС при одном проголосовавшим «против» — А.И. Микоян. Впервые в советской истории партии члены Пленума ЦК решились, в соответствии с убеждениями, проголосовать за отставку Хрущева за многочисленные ошибки в управлении страной и переставшего соответствовать должности. На Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев  заявил: «Я не хочу бороться с вами. Хочу укрепиться духом. Я переживаю, но и радуюсь, что партия дожила до того, что может любого деятеля контролировать. Это не слёзы жалости. Борьба с культом личности Сталина была большой, и в этом деле есть моя крупица. Вы уже всё решили. Я сделаю так, как будет лучше для партии»[141] В своих воспоминаниях Н.С. Хрущев считал разоблачение «культа Сталина»  самой главной заслугой всей  жизни. «Некоторые люди в беседах со мной говорили: «Товарищ Хрущев, а как вы считаете, следовало ли рассказывать о сталинском терроре, о том, что не было оснований для того, чтобы казнить этих людей, что это были честные люди? Может быть, можно понять и простить Сталина, принять случившееся как историческую необходимость?». Я категорически против этого. И я горжусь этим, считая, что тем самым я сделал что-то полезное для партии и для своей страны»[141]. Его отставка явилась доказательством того, что в высшей партийной номенклатуре тогда были здоровые силы. Политолог А. Самсонов отмечал: «Первую попытку обрушить советскую цивилизацию смогли обезвредить. Хрущёва отправили на пенсию. Однако дело было сделано. СССР ещё по инерции совершал победы, шёл вперёд, но его фундамент был подорван. Катастрофа 1985—1993 гг. стала неизбежной». В тоже  время, когда, образно говоря, «куролесил» другой руководитель КПСС, М.С. Горбачев, то в партийном руководстве страны не нашлось решимости созвать Съезд Партии и досрочно отправить в отставку. Думаю, тогда значительно возросли шансы сохранения СССР и предотвращения реставрации капитализма.

Он так и не осознал, что его своекорыстные  действия по «разоблачению» культа личности Сталина колоссальный  урон  не только сложившейся политико-экономической системе внутри страны и государств социалистического содружества, но и международного коммунистического и рабочего движения, геополитическому авторитету СССР на международной арене. На одном из  заседаний Политбюро ЦК КПСС в 1984 году, согласно стенограмме, Д. Устинов, министр обороны СССР, сказал: «Хрущёв своей политикой десталинизации нанёс партии и советскому государству вреда во сто крат больше, чем все внутренние и внешние антисоветчики».

После отставки Хрущёва вплоть до горбачёвской «перестройки» его имя было «не упоминаемым» (как и Кагановича, Молотова, Берии и Маленкова). В годы «перестройки» обсуждение деятельности Хрущёва вновь стало возможным: подчёркивалась роль «хрущёвской оттепели» как предтечи горбачевской перестройки. Если иметь в виду, к чему привела «хрущёвская оттепель», то можно, к сожалению, сказать сбылось предвидение Председателя Китайской компартии Мао Цзэдуня в адрес Хрущева, сказанное им в 1961 году: «Вы начали со Сталина, а завершите дело развалом Советского Союза!». Подтвердилась также правота суждений Президента Франции, выдающегося  политического деятеля ХХ века, Шарля де Голля, о будущей судьбе СССР,  высказанные им после смерти Сталина. «Побед у него больше, чем поражений. Сталинская Россия – это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено (Выделено нами – В.К.)».

Корнилов В.И.,

Первый секретарь ЯО КПРФ (1993 – 2000 гг.) 

Лауреат премии «Слово к народу» газеты «Советская Россия» за 2023 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *