Русская образовательная рулетка

199aa6292c

Накануне нового учебного года возникла скандальная ситуация вокруг приёма в высшие учебные заведения. Новые правила поступления превратили зачисление в вуз в настоящую лотерею для абитуриентов. В результате некоторые весьма престижные университеты, где конкурс на одно место обычно составляет десятки и даже сотни человек на одно место, заявили о недоборе студентов. Что же происходит в системе высшего образования? И только ли коронавирус тому виной?

У СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации есть две стороны: техническая и глубинная, системная. Нынешний сбой произошёл из-за технической причины, как говорится, из-за «человеческого фактора». Этим «человеческим фактором» оказался чиновник, который придумал внести изменения в уже устоявшийся порядок организации вступительных испытаний и приёма в вузы.

Смысл и технические нюансы возникшей проблемы подробно изложены в петиции «Сделайте порядок приёма абитуриентов в вузы справедливым и понятным — это не сложно», размещённой на сайте change.org, которую уже подписали около 23000 человек. Устами самих участников событий здесь изложена весьма непростая для описания и драматичная по последствиям коллизия.

«Абитуриенты до 29 июля подавали заявления на участие в конкурсах — в 5 вузов, и в каждом — на множество конкурсов. Каждый абитуриент имел право подать 50 заявлений. До 11 августа абитуриенты из этих (условно) 50 конкурсов выбирали один — куда они хотят поступить и куда, как им кажется, проходят по баллам. Проблема — оценить, проходишь ли ты. Ведь лишь каждый 50-й над тобой в списке реально хочет поступить именно в этот вуз и принесёт согласие на зачисление. А приносят согласие многие в последний момент — чтобы подождать, пока принесут другие.

Как итог — в последние минуты работы приёмной комиссии человек мог опуститься в списках на 10—20 позиций и вылететь с бюджета, а в другой вуз переложить согласие на зачисление он уже не успевал. Во многих вузах списки обновляли уже после закрытия приёмных комиссий и даже на следующий день, не оставляя шансов абитуриентам поступить хоть куда-то…

В прошлые годы такие «вытесненные» абитуриенты могли поступить в другой вуз во вторую волну. В этом году вторую волну отменили… Ребята с достойными баллами ЕГЭ отправляются в армию, либо вынуждены поступать на платку (платное обучение. — А.Д.). Их вытеснили тогда, когда уже нельзя было переложить согласие.

МИНИСТР НАУКИ и высшего образования Валерий Фальков уже успел ответить на претензии, которые предъявили абитуриенты по поводу прошедшей приёмной кампании. В интервью телеканалу РБК он отметил, что при поступлении в две волны тоже возникало недовольство. Кроме того, он подчеркнул, что, хотя отдельные моменты и требуют совершенствования, и руководители университетов, и поступающие остались удовлетворены итогами приёма. При этом министерство, по его словам, всё же планирует обсудить с вузами, абитуриентами и их родителями тему возвращения к приёму в две волны.

Заметьте: обсудить с родителями возникшую проблему министр согласился вынужденно и без особого энтузиазма. Выскажем предположение, почему господину Фалькову так нравится нынешняя система приёма студентов. Потому что она снова стала непрозрачной, как и до введения ЕГЭ. Ведь когда «горят» сервера и настоящие (не липовые) отличники не в состоянии поступить на бюджетное место и вообще в вуз, — это ли не наилучшая ситуация для чиновника от высшего образования? «Приёмная страда» всегда для них была самым «хлебным» периодом. И что уж проще теперь за некую мзду протолкнуть на бюджет ЛЮБОГО нужного человечка! Конечно, такая система не может не нравиться начальству!

Понятно, что введение платы за высшее образование в «новой России» играет свою роль в происходящем. Об этом сказано уже немало, не станем повторяться. Отметим лишь, что если бы в стране было гарантировано всеобщее бесплатное высшее образование для всех, то подобные ситуации были бы в принципе невозможны. Хотя, признаём, и в советские времена в престижный вуз без протекции поступить было подчас не просто…

Теперь же в широких масштабах происходит не только профанация принципов справедливого отбора в вузы, но и девальвация самого высшего образования. Ведь после того как столь желанное поступление в вуз состоялось, события нередко развиваются и так: «Они делают вид, что учатся, а мы делаем вид, что учим».

Для многих нынешних преподавателей главное — своевременно оформлять и сдавать бюрократическую отчётность. Средний же уровень преподавания в огромном числе вузов (даже с громкими именами!) весьма сомнителен. А тем более в дистанционном формате. Выходит, что и на стадии обучения снова срабатывает принцип «русской образовательной рулетки». Если улыбнётся удача — найдётся увлечённый, «настоящий» профессор, — повезло! Какие-то студенты благодаря ему когда-нибудь станут штучными специалистами, профессионалами. А не найдётся стоящий преподаватель (ведь поколение пожилых, маститых уже сходит на нет) — значит, не повезло…

Понятно, что к полученным таким способом вузовским дипломам не относятся серьёзно в том числе и работодатели. В результате — большая часть выпускников вузов не работают по специальности. А многие из тех, кто работает, лучше бы этого не делали… Ну какие врачи или инженеры выходят из таких вот «лотерейных» абитуриентов? Понятно какие — «лотерейные». Повезёт больному — такой врач (уже выпускник) вылечит, не повезёт — ну… ну тогда не повезёт… Не всем же должно везти! «Русская рулетка», как говорится. Образовательная.

Зато процесс приёма абитуриентов с каждым годом становится всё совершеннее и совершеннее!

Александр ДЬЯЧЕНКО,

По материалам газеты «Правда«.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *