Символы революции

(К 106-ой годовщине Великого Октября) Статья первая

В свое время древнекитайский философ-мыслитель Конфуций говорил: «Миром правят знаки и символы, а не слова и законы». Действительно, в эпохи социальных революций всегда идут поиски новых знаков и символов в целях обеспечения социального единства на иной основе в отличие от прежней системы отношений. В переломные моменты общественное сознание тяготеет к повышенной «знакомании», поэтому любую революцию, в том числе и Великую Октябрьскую социалистическую,  нельзя понять без изучения политических символов эпохи.

Октябрьская революция вызвала к жизни целый ряд новых символов, которые на долгие десятилетия стали своеобразными маркерами радикально изменившегося, т. е. нового образа жизни. Она, как настоящая революция, а не ее имитация, символизировала смену социально-экономической формации на строительство социалистического общества.  Масштаб  революционных событий 25-26 Октября 1917-го года был столь велик, что их символы,  если вначале служили знаками отличия новой власти, то затем на долгие десятилетия закрепились в арсенале атрибутов Советской власти. Осуществление этой задачи облегчалось тем, что в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года  сложные и вместе с тем изящные по своему изобразительному решению имперские герб, корона, скипетр, держава, двуглавый орел и другие атрибуты царской власти уничтожались и изымались из общего пользования. Они в глазах  народных масс олицетворяли власть сатрапов и несправедливое социальное устройство прежнего общества. Борьба со старыми символами являлась логическим продолжением классовой борьбы, но только в области верований, идеологий и ценностей. К октябрю 1917 года символы царской власти почти повсеместно были изъяты из официальной жизни. Видный специалист по истории советской символики Б. Колоницкий отмечал: «В этом отношении они (большевики – В.К.) завершали процессы, начатые в Феврале».  Формирование и внедрение в сознание народных масс советской системы символов, знаков и эмблем, как новых политических смыслов,  были для большевиков  одной из главных задач в  идеологической борьбе в утверждении власти трудящихся через формирование ее позитивного образа в глазах  широких слоев населения. Государственные символы служили средством идентификации и развития гражданского сознания, чувством принадлежности к новому социальному образованию. Они легитимировали и делали узнаваемой новую власть для широких народных масс. Советская система символов, знаков и эмблем решала две задачи: пропагандистскую и идентификационную. Как символика идентификационная – красные бант, флаг, лента, гвоздика, — отражали политический выбор, сделанный участниками революционных событий. Следует отметить, что уважение к этим идентификационным символам появилось еще в Февральскую революцию. Положительное отношение к красному цвету в общественном сознании россиян было всеобщим. Например, красный бант прикрепляли многие из российских граждан. Даже великие князья после отречения Николая II нацепили красные банты, не говоря уже о профессорах, генералах. В идейно-политическом отношении это выглядело, конечно, комично, поскольку современники прекрасно знали истинные взгляды многих из них. У знаменитого русского философа-богослова С.Н. Булгакова есть воспоминания, когда он еще в 1905 году вместе со студентами, поддавшись ажиотажу, вышел на демонстрацию с красным бантом на лацкане фрака. Придя домой, он с отвращением сорвал с  лацкана фрака бант.

Женский журнал мод посвятил серию статей об использовании красного цвета в нарядах для дам! Нельзя не отметить, тогда красный бант означал не только принадлежность по своим убеждениям  к определенной социальной группе, но и являлся своеобразной охранной грамотой, опознавательным символом — «свой-чужой»: прикрепи красный бант и тебя на улицах не побьют. Многочисленные случаи политического приспособленчества нашли отражение в творчестве сатириков. В одной из провинциальных газет было опубликовано стихотворение, в котором иронически обличался маскирующийся в классовом отношении приспособленец к новым реалиям.

«Капиталисты и фабриканты/ Тоже надевали красные банты,

Но тем временем не дремали/ И карманы здорово набивали».

Лишь после Октябрьской революции  красный бант окончательно утвердился в качестве наглядной формы политического выбора гражданами страны.

Что касается другого идентификационного знака  — Красного флага, то в период Февральской революции он также широко использовался — его водрузили над Академией художеств, дворцами великих князей, правительственными учреждениями, зданиями банков и даже доходными домами. Водружение над Зимним дворцом Красного знамени сопровождалось торжественным салютом.  Писатель А. Ремизов 3 марта 1917 г. в своем дневнике записал: «Все дома в красных флагах».  Повсеместное использование красных флагов продолжалось до принятия Юридическим совещанием при Временном Правительстве 25 апреля 1917 года. Оно предложило взять в качестве государственного знамени  бело-сине-красный флаг, который стал символом буржуазной России. После Октябрьской революции 1917 года бело-сине-красный флаг стал символом Белого движения в противовес Красному флагу. Красный флаг, широко используемый в период Февральской революции как символ свободы и обновления жизни, в послеоктябрьский период сакрализуется, и являлся уже символом крови, пролитой за победу социалистической революции. Красный флаг обозначал воплощение идеи создания государства рабочих и крестьян. Приказом народного комиссара по военным и морским делам Л.  Троцкого от 3 августа 1918 года учреждались Почетные Революционные Красные знамена. Они  вручались наиболее отличившимся полкам и ротам. 20 августа 1918 года первым Почетным Революционным Красным знаменем были награждены бойцы Латышского 5-го Земгальского стрелкового полка под руководством И.И. Вацетиса за отважную защиту Казани и революционную доблесть в борьбе с врагами Советской России.  Такой же награды был удостоен 25-й стрелковой дивизии В.И. Чапаева и 24-я Самаро-Симбирская пехотная Железная дивизия Г.Д. Гая.

8 апреля 1918 года на заседании Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов Председатель Я.М. Свердлов предложил красное полотнище утвердить   государственным флагом РСФСР. 17 июня 1918 года Президиум ВЦИК утвердил образец изображения флага РСФСР, разработанный художником-графиком С. Чехониным. Флаг представлял собой красное прямоугольное полотнище, в верхнем углу которого, у древка, размещалась надпись золотыми буквами, стилизованными под славянские, «РСФСР». 30 декабря 1922 года РСФСР объединилась с Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в Союзное государство — СССР. Красное знамя было  принято в качестве  государственного флага СССР и утверждено Конституцией СССР от   31 января 1924 года в виде прямоугольного полотнища с отношением ширины к длине 1:2 «с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой».

Особую роль в деле пропаганды и агитации ценностей Советской власти играло такое  визуальное средство массовой информации, как плакат, поскольку значительная часть населения была в немалой степени неграмотной. Плакат, как средство информации и агитации,  приобрел особую популярность в силу следующих качеств: доходчивость, выразительность, оперативность. Синтез изображения и слова (лозунга) усиливал воздействие плаката на зрителя. Лаконичность линии и изображения, минимум деталей и остроумное обыгрывание ситуации на злобу дня придавали плакату броскость. С формальной точки зрения (сюжет,  цвет, композиция, пропорции, перспектива) — это использование традиций народного лубка с его декоративностью и простотой. В некоторых ранних советских плакатах, продолжая сложившуюся в период Февральской революции традицию, напрямую используются элементы  православной иконописи, апеллируя к религиозным чувствам, прежде всего, крестьян. В первую очередь, речь идет об употреблении образа святого Георгия Победоносца. Сюжет его борьбы со Змием Горинычем — один из самых тиражируемых в плакатах первых лет советской власти. Только в стилизованном художественном решении, где на месте Георгия Победоносца изображен Л. Троцкий, а в качестве Змия Горыныча выступает контрреволюция. В ранних плакатах заимствовались также иконописные традиции. Некоторые художники (например, Д. Моор в плакате «Да здравствует III Интернационал!» — 1921) пользовались обратной перспективой для территориального обозначения «воплощенного Парадиза (Рая)» в образе града Москвы с ее «сердцем» — Кремлем в виде  утопического острова, воплощающего мечту человечества.

Ранний советский плакат, используя традиции манеры его написания и изготовления, сформированные в период Февральской революции, утвердил и свою систему революционной символики. Эта символика вводила трудящиеся  массы в мир советской политики, моделируя характер восприятия и оценки нового государства. Фигурам рабочего и крестьянина отводилось главное  внимание в плакате. Они олицетворяли центральную идею государственной власти — «власть рабочих и крестьян». Представители двух правящих классов изображались обобщенно, т.е. без каких-либо индивидуальных черт. Орудия труда (молот у рабочего, серп и коса у крестьянина), особенность их одежды и типичные для них позы определяли их образ. Образы «генерала», «капиталиста», «попа», «капиталиста», «кулака» отображали несправедливость социального устройства прежнего общества. А надписи под этими фигурами — «рабство», «капитал» — призваны были изобличить их социальные пороки. Плакаты войны изображали белогвардейского врага и их западных кураторов как лишенных человеческих черт чудищ.

Первый секретарь ЯО КПРФ  (1993-2000 гг.)                          

В.И. Корнилов

Комментарий “Символы революции

  1. Интересный и полезный экскурс в историю. Контрреволюция на Украине начиналась, в том числе, и заменой красной гвоздики на красные маки. Закончилась эта подмена отрицанием всего советского, социалистического, варварским сносом памятников и гражданской войной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *