Смерть П.И. Чайковского, 130 лет спустя: о жизнедеятельности и слухах

6 ноября 2023 года исполнилось 130 лет со дня смерти Петра Ильича Чайковского (1840-1893). О русском гении написаны книги и огромное количество статей на разных языках, создано несколько фильмов. Пожалуй, нет сегодня в мире ни одного хотя бы мало-мальски образованного человека, который бы не слышал этого имени. Но печальная дата его трагического и безвременного ухода вновь обращает нас к событиям сложной и прекрасной жизни нашего великого соотечественника.

П.И. Чайковский родился в Воткинске, заводском поселке в Удмуртии. Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795-1880) — выдающийся русский инженер, директор завода по производству пушек и другого военного оружия.  Завод являлся самым крупным сталелитейным и машиностроительным предприятием в Российской империи в середине ХIХ века. Слава завода как кузницы военной мощи России продолжается до сих пор. Сегодня там производится грозное ракетное оружие, которое успешно использовалось в Сирии в борьбе с террористами, а теперь — в военной спецоперации на Украине с 24 февраля 2022 года. И в этом, конечно, заслуга отца П.И. Чайковского, при котором на заводе была заложена традиция  уважения к производству новых видов оружия для защиты Отечества. Чувство любви к России у П.И. Чайковского  было на генетическом уровне. Как композитор, силой своего музыкального гения воспел красоты русской природы и быта, например, во «Временах года».  В симфонической обработке показал мелодичность  и задушевность русской народной песни «Во поле березонька стояла». В увертюре «1812 год» он выразил величайшую благодарность русской армии, которая под предводительством императора Александра I и фельдмаршала М.И. Кутузова  разгромила французскую армию и победоносно вступила в столицу Франции Париж 31 марта 1814 года. Эта увертюра, исполненная Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением П.И. Чайковского в крупнейшем концертном зале Карнеги-холле в США, настолько произвела сильнейшее впечатление на американских меломанов симфонической музыки, что уже на протяжении многих десятилетий в День независимости Америки (4 июля) в момент проведения  салюта воспроизводится музыкальной отрывок из этого произведения. По словам великого современного российского дирижера  В. Гергиева, «Чайковский стал, по сути, национальным композитором Америки… Нет там другого композитора, который имел бы такое же влияние на умы и души американцев». Состояние любви к Родине сопровождало его на протяжении всей его творческой жизни. Концертируя за рубежом, он всегда воспринимал себя посланцем России.  В своем дневнике так П.И. Чайковский описывает впечатление от восторженного приема после концерта в Праге: «Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, голубушке России».

В восемь лет он хорошо разбирался в нотной грамоте и в состоянии был записать свои первые музыкальные произведения. В домашних условиях он получил прекрасную подготовку в игре на  фортепиано. Обучение игры на фортепиано продолжилось в период учебы в Императорском  училище правоведения. В петербургских кругах он ценился как неплохой пианист. Казалось, сама судьба говорила о том, что он должен посвятить себя полностью музыке. Однако его отец подошел довольно прагматично к будущей карьере сына. Считая, что профессия музыканта малодоходна, к тому же без твердого заработка, он выбрал для сына карьеру правоведа. П.И. Чайковский, окончив Императорское училище правоведения в Петербурге, поступил работать титулярным советником в Департамент юстиции, где ждала его скучнейшая служба, заключавшаяся в ежедневном переписывании бумаг и прошений. Тогда он принимает для себя решение: получить высшее музыкальное образование по классу композиции в только что в открывшейся Петербургской консерватории. Он был настолько уверен в правоте своего выбора, что в беседе с братом, оправдывая свой поступок, заявил: «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Учебные занятия под руководством великолепных преподавателей консерватории Н. Зарембы (теория музыки) и А. Рубинштейна (оркестровка) во многом помогли ему сформироваться как музыкальной личности.

В 1865 году он заканчивает консерваторию с серебреной медалью. Своим творческим дерзанием он доказал величие своего композиторского дара и настолько, что по настоящее время считается величайшим русским композитором-мелодистом в мировом музыкальном искусстве. Автор десяти опер и трёх балетов, семи симфоний, четырех сюит, балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», более 100 романсов, — все это представляет исключительно ценный вклад в мировую музыкальную культуру. До сих пор оперные театры и филармонические оркестры нашей страны и за рубежом почитают за честь исполнять его оперные произведения и практически все его симфонические произведения.

Говоря о выдающемся  вкладе П.И. Чайковского в мировую сокровищницу музыкальной культуры, нельзя не отметить  огромную роль в его жизни Надежды Филаретовны фон Мекк, урожденной Фроловской. В 17 лет она была выдана замуж за Карла фон Мекк, магната, устроителя железных дорог в России. Благодаря его кипучей и неутомимой деятельности и большим организаторским способностям протяженность железных дорог возросла в 150 раз до 15000 км. во второй половине ХIХ века. После смерти мужа Надежда Филаретовна стала богатейшей вдовой в 45-летнем возрасте. Она решила стать покровительницей русского музыкального искусства, обессмертив на этом поприще свое имя. Она оказывала значительную финансовую поддержку Н. Рубинштейну, возглавившему после смерти брата Антона Московскую консерваторию. С 1877 года на протяжении 13 лет она ежегодно предоставляла по 6000 рублей П. И. Чайковскому, чтобы тот, не отказывая себе ни в чем, мог полностью сосредоточиться на творении музыкальных произведений. По тем временам это была очень большая сумма, если тогда, например, одна корова стоила 6 рублей. Она взяла на себя все расходы, связанные с концертными поездками П.И. Чайковского за границу.

Материальная поддержка с ее стороны позволила ему оставить полностью педагогическую деятельность и другие дела, не связанные с композиторским творчеством. Таким поступком Надежда Филаретовна фон Мекк подтвердила, между прочим, правоту его отца, что сын, как музыкант, не в состоянии будет обеспечить свое материальное благополучие. Во взаимоотношениях с ним она была очень щепетильна. Даже на партитуре симфонии, которую он посвятил ей, не позволила ему написать посвящение с ее фамилией. Чтобы не давать повода досужим разговорам и появлению сплетен в светском обществе, она поставила условие П.И. Чайковскому: ни при каких  обстоятельствах не должно быть между ними встречи. Их взаимоотношения ограничивались только перепиской, в которой не было никаких намеков на проявление интимных симпатий. Брат Петра Ильича Модест Ильич вспоминал: «Главная особенность тесной и трогательной дружбы Надежды Филаретовны и Петра Ильича заключалась в том, чтобы они не виделись иначе как в толпе, и, встречаясь случайно в концертном зале, на улице, не обменивались ни единым взглядом присутствия, сохраняя вид людей, совершенно чуждых. Они сообщались только письменно, и оба умерли, никогда не слыхав голоса друг друга». Материальная поддержка с ее стороны и ее преклонение на уровне божества перед творчеством  П.И. Чайковского явились мощным фактором раскрытия его композиторских дарований. Она в его глазах выступала также своеобразным психологом-терапевтом. Она по натуре была женщиной волевой и психологически сильной. П.И. Чайковский же с возрастом становился все не увереннее в своем творчестве. Неустроенность семейной жизни, зачастую несправедливая критика в адрес его музыкальных сочинений и т. п. все это подтачивало его и так не крепкое физически с детства здоровье, что усиливало его душевные страдания. Так он описывал свои впечатления от исполнения симфонической фантазии «Буря» в Париже в 1879 году в письме брату Модесту: «Во время концерта волновался настолько, что заболело сердце; после недостаточно благосклонного восприятия публикой совершенно уверился в ничтожности «Бури». Особенно неудачным это произведение показалось ему на фоне симфонии Мендельсона, которую мастерски исполнили до «Бури».  Н.Ф. фон Мекк в письмах постоянно, взывая к богу, умоляла его не малодушничать и упорно следовать своему творческому предназначению. Она настолько жила его помыслами, что фактически вслед за ним, своим кумиром, ушла из жизни через два месяца после его смерти. Их взаимоотношения в процессе переписки, продолжавшейся  в течение 14 лет, – величайший пример того, что могут совершить люди, не обремененные меркантильными и интимными отношениями. Переписка между ними – кладезь автобиографических деталей, которые откровенно отражают их внутренний мир, события общественной и культурной жизни России того времени, а также  их семейный быт. Их эпистолярное наследие содержит более 1200 писем, в которых они писали друг другу не только о музыке, но и религии и философии. Представляется, что в юбилейные дни и другие торжества, посвященные великому композитору, ее имя должно произноситься наряду с его именем в знак благодарности, что она сделала для русского гения и для музыкальной культуры России.

В этой связи насколько непорядочно и бестактно в нравственном отношении выглядит позиция некоторых современных российских деятелей от искусства в их стремлении показать П.И. Чайковского не как гения русской национальной музыки, а как представителя, прежде всего, нетрадиционной ориентации. Кроме, как возмущения и осуждения, не может вызвать их желание использовать имя П.И. Чайковского в защиту гей-пропаганды в стране, сделать его этаким знаменем сексуальных меньшинств в России. Скандально известный режиссер К. Серебренников, который, выражаясь словами актера С. Марочкина, будучи по своей ДНК европейским,  поставил фильм «Жена Чайковского», премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале (лето 2022 г.). Ради осуществления своей маниакальной идеи К. Серебренников отказался от государственного финансирования своего фильма о Чайковском по сценарию Ю. Арабова в начале нулевых на том основании, что  желал преподнести зрителю Чайковского  в образе гея. По словам С. Марочкина, «…в фильме нет самого композитора. Есть какой-то похотливый страдалец, который не вяжется в моей голове с образом гения. Нет его творчества, музыки совсем чуть-чуть, нет ничего того, за что весь мир его любит и признаёт великим. Есть только чернуха, пошлость и терзания. Получается, что Чайковский гениален по причине своих пороков. Его терзания и нетрадиционное влечение навеивает ему гениальную музыку… Это очевидный хайп на модном в Европе тренде, очернение памяти композитора и переписывание истории (Выделено нами – В.К.)».

Еще Пушкин в письме Вяземскому осенью 1825 года из Михайловского отмечал: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы!». Касаясь такой деликатной стороны в жизни П.И. Чайковского, следует подчеркнуть, что он физически и морально очень страдал от этой пагубной привычки, поскольку она противоречила канонам православной церкви. А он был человеком глубоко верующим и  постоянно посещал церковные службы. Поиски нравственно-этической самоидентификации побудили великого композитора к систематическому чтению Библии. На приобретённом им экземпляре Библии (издание 1878 года) имеются свыше 200 пометок и 75 дат, которые ставил композитор в процессе чтения с 11 сентября 1885 года по 3 февраля 1892 года. Он, думается, хорошо знал, что говорилось в Послании апостола Павла к Римлянам (1:25 28): «Делая срам, получают должное за свое заблуждение». По словам православного богослова и композитора митрополита Илариона, П.И. Чайковский был одним из первых в числе великих русских музыкальных деятелей, кто под впечатлением собственных религиозно-художественных настроений и по ощущению назревших в этой сфере реформ в последней четверти XIX века, обратился к написанию церковной музыки. Речь идет о «Литургии св. Ионна Златоуста», «Всеношного бдения». В этот период он пишет не только светские романсы, но и романсы на религиозную тему. Наиболее известные из них – «Легенда о Христе» и «Гимн в честь Кирилла и Мефодия», авторов славянской письменности. Чтобы освободиться от нападок и оскорблений со стороны недоброжелателей его поведения в личной жизни, он решил жениться на студентке А. Милюковой, Он писал брату: «…Я хотел бы женитьбой зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вообще не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким». Через несколько недель их брак распался, хотя ни она, ни он не предприняли усилий официально его прекратить. Он до конца жизни оказывал ей материальную поддержку в воспитании ее внебрачных детей. Чтобы прийти в себя после распада семьи и не слышать сплетен в свой адрес, он на несколько лет уезжает за границу. С этого момента он фактически повел подчеркнуто замкнутый образ жизни. Находясь в США (1891 г.), П.И. Чайковский отмечает в своем дневнике «свою какую-то стариковскую расхлябанность» и непривычную усталость. Он отмечает, что местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти» и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свой реальный возраст.

В конце концов, страдания П.И. Чайковского на почве из-за пагубной привычки, несовместимой с его нравственной самооценкой, исходя из канонов православной церкви, на наш взгляд, явились  главной причиной его внезапной смерти. Когда знакомишься с хронологией последних дней его жизни, приходишь к выводу: он сознательно шел ей на встречу.  Вечером 20 октября по старому стилю 1893 года совершенно здоровый П.И. Чайковский в сопровождении брата Модеста посетил элитный ресторан на углу Невского проспекта набережной Мойки в Петербурге. Поужинав, он потребовал стакан холодной воды, причем некипяченой. В то время в городе была неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, связанная с холерой. На следующий день он заболел холерой и через 6 дней  умирает. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств, в Санкт-Петербурге.

В 1945 Правительство СССР поручило В. Мухиной, выдающемуся советскому скульптору,  изготовить памятник Петру Ильичу Чайковскому. Задумка скульптуры не сразу была воплощена в жизнь, несколько раз ей приходилось полностью переделывать скульптуру. В итоге автор не дожила до дня открытия памятника, это была ее последняя работа. В  окончательной версии В. Мухиной этот памятник являет собой символ творческого вдохновения как П.И. Чайковского, так и автора скульптуры. Установлен он во дворе Московской консерватории в 1954 году, и мимо него ежедневно проходят спешащие на занятия студенты музыкальных факультетов, чтобы приобщиться к источнику великой русской музыки. Именем великого композитора назван город в Пермском крае, улицы многих городов (в том числе и в Ярославле), консерватории в Москве и Киеве, музыкальные училища и школы, знаменитый концертный зал в Москве… Его имя носит один из престижнейших международных музыкальных конкурсов, который с 1957 года проходит в Москве.

Корнилов В.И., доцент, к.э.н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *