СТРАСТИ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ: ЗАЧЕМ ЛИКВИДИРОВАТЬ ПОСЛЕДНЕЕ НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО?

268494552
В Государственной Думе продолжается обсуждение одиозного законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления (ОМСУ) в единой системе публичной власти». Он был внесён в середине декабря прошлого года председателем парламентского комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом, которые представляют «партию власти». Документ направлен на полное переформатирование института ОМСУ, существующего в своём нынешнем виде ещё с 2003 года.

Главные новшества – переход на одноуровневую систему органов местного самоуправления с ликвидацией городских и сельских поселений, а также наделение руководителей субъектов страны широчайшими полномочиями в отношении местных глав. В частности, авторы инициативы предлагают предоставить губернаторам право единолично отбирать кандидатов в мэры (при избрании их через представительные органы) и самостоятельно отрешать их от должности.

На практике это будет означать лишение местных органов власти всякой самостоятельности и сделает их полностью зависимыми от вышестоящих руководителей. А само муниципальное управление, по сути, низведут до пустой формальности. Таким образом, страну готовят к очередной «оптимизации». Но если раньше через её горнила пропустили образование и здравоохранение, то теперь решили отыграться на остатках института народного представительства (и без того почти уничтоженного за последние годы). Аргументы сторонников реформы, в основном, сводятся к финансовым причинам. Дескать, полномочий у ОМСУ всё меньше, да и денег на их исполнение нет. Так что содержать их в таком количестве не нужно, а «переформатирование» системы позволит дать существенную экономию, в том числе на зарплатах муниципальных служащих. В свою очередь, отсев последних, якобы, повысит качество управления.

Но при внимательном анализе все эти аргументы рассыпаются, как карточный домик. Так, совокупный бюджет всех городских и сельских поселений в стране за 2020 год составлял порядка  400 миллиардов рублей. Безусловно, это большие деньги. Однако это – всего 3% от объёма консолидированных бюджетов субъектов РФ (14 триллионов рублей). Что в общегосударственных масштабах очень немного. Уйти от затрат на содержание дорог, ЖКХ и социальных учреждений тоже не получится – они просто перейдут с поселенческого уровня на окружной (районный). Поэтому никакой существенной экономии «реформа» не даст. Аргумент о кадрах же в принципе не выдерживает никакой критики. Не из столиц, не из областных центров поднимать глубинку никто не поедет. Так что кадры, в общем и целом, останутся теми же. Только со значительно возросшей нагрузкой впридачу.

Но если истинная причина «реформы» не в экономическом эффекте и не в повышении качества управления, то зачем тогда нужен столь, мягко говоря, неоднозначный законопроект? Выводы напрашиваются сами собой. Истинная причина кроется в политической плоскости. Низовой уровень местного самоуправления оставался последним оплотом демократии в России. Уставшие от произвола действующей власти, жители малых городов, посёлков, сёл и деревень последнее время всё чаще стали избирать в местные Советы «неугодных» этой власти депутатов (а там, где остались прямые выборы глав – ещё и руководителей исполнительной власти). В свою очередь, люди, избранные честным путём «от земли», не боялись задавать неудобные вопросы и отстаивать интересы народа.

Естественно, всё это страшно не понравилось правящему классу и «партии власти», стремительно теряющей последние политические очки. Поэтому они решили покончить с остатками самостоятельности не только в регионах, но и на местах. Для этого низовой уровень ОМСУ и было предложено ликвидировать. А руководителей городов и районов (в новой редакции – городских и муниципальных округов) – назначать напрямую из области. Но назначенный человек будет исполнять лишь указания поставившего его начальника, и отвечать только перед ним, а не перед всеми жителями, как при прямых выборах.

Таким образом, местная власть (изначально обязанная быть самой близкой к народу) потеряет последний контакт с людьми. А главы из ответственных хозяйственников превратятся в наёмных «менеджеров», беспокоящихся лишь за своё кресло. Итогом такой «реформы» станет окончательное выстраивание «вертикали власти», полный отрыв ОМСУ от населения и, как следствие, отток людей из глубинки (ведь возможности решать свои проблемы прямо на местах не оставят, а совершать постоянные поездки в райцентры смогут далеко не все).

Законопроект Крашенинникова и Клишаса уже принят в первом чтении 25 января, второе запланировано на 16 марта. Но принимать его в существующем виде никак нельзя! Поэтому сейчас идёт активная подготовка и внесение поправок, которые принимают до 23 февраля. В начале недели их насчитывалось уже около полусотни. Но, по прогнозам, это количество как минимум удвоится. В частности, первый заместитель председателя комитета по государственному строительству, депутат-коммунист Юрий Синельщиков сообщил, что фракция КПРФ намерена подать около 20 поправок. Предложения ожидаются и от других представителей оппозиции. Они затрагивают как отдельные направления законопроекта (выборы ОМСУ или финансирование их полномочий), так и фундаментальные вопросы конституционного характера. Борьба за сохранение местного самоуправления продолжается!

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *