Строки, пропущенные через сердце

Радзюкевич
Вышла в свет книга стихов постоянного автора «Советской Ярославии» Арины Радзюкевич «Женщина, рифмующая быль». Названием книги послужила строка одного из ее стихотворений, открывающего поэтический сборник:

Я не поэт. Пожалуйста, не надо!
Я – женщина, рифмующая быль.
Смотрю на мир болезненно-предвзято,
Вплетаю в быт космическую пыль.

Мой творческий ментальный покровитель
Толкает невзначай к карандашу.
Плету я строки – паутины нити,
А кажется, что будто бы пишу.

И если получается неплохо,
Не надо сразу восклицать: «Поэт!»
Случайно эхо творческого вздоха
Меня коснулось через толщу лет.

Я не хочу поэтов лавры мерять,
И выход книг не изменяет суть.
Я не поэт, прошу вас в это верить,
Стихами просто помечаю путь.

Поэзия – самое сложное из всех видов искусств.
Стихотворение – это, прежде всего, содержание и форма. Мы со школы запомнили слова Маяковского:

Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.

С этим трудно спорить.
Настоящие стихи с большой буквы – это ещё и яркая индивидуальность, открытость, можно даже сказать, обнаженность автора. Арина, не претендующая на звание Поэта, скромно плетет свои строки, и надо признать, плетёт талантливо, ярко, образно. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочитать стихотворение «Не надо про осень»:

«Не надо про осень!» Про осень не буду.
А можно про то, что закончилось лето?
И что листопада десертное блюдо
Подали мне нынче в разгаре банкета.

Не буду про осень, поскольку – не стоит.
А можно про то, что нахохлились птицы?
Про то, как ромашка в сухом травостое
Сидит горделиво, что орден в петлице.

«Про осень не надо!» Не буду про осень.
А можно про лужи с нетронутым глянцем?
Про то, что кроссовки мы скоро забросим
В мирок антресольный к потрёпанным сланцам.

Про зонтик в углу, что готов распуститься,
Про то, что к обеду – арбуз с виноградом,
Про грустные и загорелые лица.
Вот только про осень… Про осень не надо.

В книге можно найти немало стихов, написанных Ариной Радзюкевич на злобу дня, протестных, ностальгических, жизнеутверждающих, вселяющих надежду. Она обращает внимание на то, чего не замечают, да и вряд ли заметят другие современные поэты. 100-летие ВЛКСМ, чёрную дату расстрела Белого дома в Москве, взметнувшийся над деревней красный флаг:

А над деревней реет красный флаг.
Не знаю, кто живёт под этой крышей
И почему подобный сделал шаг
(Оттенок алый нынче не престижен).

Стою, смотрю, отринув мира мрак,
На отблеск счастья, издавна знакомый,
На наш надёжный, верный, сильный флаг.
И в мыслях выплывает вдруг: «Я дома!».

На память сразу же приходят некрасовские строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:

Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Вот и Арина под стать некрасовским мужикам, отправившимся искать, кому на Руси жить хорошо, открывает читателю глаза на происходящее в стране. При этом старается следовать заповеди Николая Алексеевича – писать стихи так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно.
Поэзия – это особый способ организации речи. Но, если в ней нет души – не будет и стихотворения. Есть душа, есть сопереживание – всё получится. Вот строки из стихотворения «В больнице»:

Стоны в тяжёлом сне.
Вена, иголка, жгут.
Голуби на окне
Крошек с обеда ждут.

Капельница, режим,
Скомканная постель.
А за окном дрожит
Дождика канитель…

А это из стихотворения «Я и стихи»:

Вам кажется: вы знаете меня,
Поскольку я в стихах всегда правдива.
События прошедшие храня,
Рифмованно рисуется картина.

Как тут не вспомнить замечательные строки Валерия Брюсова из стихотворения «Поэту»:

Ты должен быть гордым, как знамя:
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь.

Арина Радзюкевич рифмует с детства, со школьных сочинений.
Первая публикация была в сибирской газете «Комок», выходившей Красноярском крае, Омской и Новосибирской области.
Арина родилась в Красноярке – и в «Комке» не раз печатали её стихи и прозу.
После переезда в Ярославль Арина Радзюкевич публиковалась в сборнике «Поэзия дальних дорог» Северной железной дороги, столичном журнале «Свет», альманахах «Поэтический меридиан», «А впереди была победа». Здесь у нее вышли три книжки: «Сто страниц жизни» (2011 год), «Фортуна» (2015) и «Самый главный снеговик» (стихи для детей, 2016).
Каждый год, в конце декабря, она проводит творческий отчет в библиотеке-филиале №18 на Резинотехнике, читает стихи, написанные в течение года, а это, как правило, около 150 стихотворений. Приятным сюрпризом во время последней встречи с читателями стали прозвучавшие песни «Костер», «Метро» и «Романс», прозвучавшие в исполнении Елены Серовой под аккомпанемент Алексея Жукова на стихи Арины.
Арина пишет о жизни и смерти, о любви и долге – обо всём, что наполняет человеческое существование. Пишет искренне, порой с лёгкой иронией, не впадая ни в излишний пафос, ни в показное уныние.
Пишет о жизни, как она есть:

Удалила из «друзей» друга:
Слишком разные у нас взгляды.
Он когда-то подавал руку,
И дворы у нас цвели рядом.

Он надежным был тогда, помню.
Офицером стал потом смелым.
Что-то вырвало его корни,
Душу вывернув внутри тела.

Оскорбляет он Союз вволю:
Где презрение, а где злоба.
А учились мы в одной школе,
В комсомол вступали мы оба.

Он пытается вернуть статус,
Вспоминая детских лет остов;
Говорит, что я – почти страус,
Видеть правду не хочу просто.

Может дружбу и нельзя рушить,
Может, я максималист слишком,
Только Родина вошла в душу
С первым вздохом – не потом, в книжках.

Боль моя и боль её – вместе.
Ей не стать во мне пустым звуком.
…Он Союзу присягал с честью.
Удаляю из друзей «друга».

Это стихотворение Арина прочитала на праздничном вечере, посвященном Дню рождения Комсомола.
Олег Гонозов

3 Комментарии “Строки, пропущенные через сердце

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *