С СОЦИАЛЬНЫМ ЖИЛЬЁМ – ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ

1-6

В новостях мы то и дело слышим об успехах Ярославской области в жилищном строительстве, когда ответственные лица приводят данные статистики и сравнивают наш регион с другими субъектами Центральной России. Однако в подавляющем большинстве случаев речь идёт исключительно о коммерческой недвижимости. Что же касается социального жилья, то здесь за последние месяцы – полный провал. Который подтверждают даже официальные данные. Речь об этом зашла на заседаниях сразу двух комитетов областной Думы. В ходе обсуждения депутаты-коммунисты представили своё видение проблемы и предложили варианты её решения.

Исполнение отдельных разделов государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Ярославской области» за 8 месяцев текущего года, рассмотренное на заседании парламентского комитета по градостроительству, оказалось совершенно неудовлетворительным и вызвало массу вопросов. Скажем, в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на текущий год было запланировано расселение свыше 13 тысяч квадратных метров жилья и улучшение условий проживания 680 жителей. По факту с января по сентябрь расселили меньше менее 3 тысяч «квадратов» и всего 140 человек. То есть меньше четвёртой части от плана!

На финансирование мероприятий по переселению граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и вовсе выделили лишь 10,5 миллиона рублей на улучшение жилищных условий 5 жителей печально известного «Дома сорока» в посёлке Красный Профинтерн. Но пока не сумели выполнить и этого, переселив лишь двоих человек. Неважно обстоят дела и с предоставлением земли под строительство индивидуального жилья для многодетных семей. В рамках этой задачи на 2022 год запланировано выделение 90 участков. Фактически предоставлено только 47 (по состоянию на 1 августа). Притом, департамент строительства не отслеживает ни их доступность (к отдельным участкам порой отсутствует даже нормальный проезд), ни дальнейшую судьбу.

1-4 (2)

Но хуже всего складывается ситуация с обеспечением жильём детей-сирот. В бюджете заложены средства на приобретение жилых помещений общей площадью 5994 «квадратов». Однако за 8 прошедших месяцев этот план был выполнен менее, чем на 10%. Власти заключили всего 13 контрактов и выкупили только 512 квадратных метров. При этом, 67 конкурсных процедур на приобретение жилых помещений признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок. Депутат-коммунист Валерий Байло поинтересовался, с чем связан такой результат:
— Всего запланировано почти 6 тысяч квадратных метров жилья, но с января по сентябрь детям-сиротам предоставили чуть более 500. Мы просядем по итогам года? В чём причина проблем? Финансов не хватает, потому что заложенная в начале сезона стоимость оказалась значительно ниже фактической, и люди не выходят на конкурсы? Или в чём-то ещё?

Из ответа представителя регионального департамента строительства следовало, что причин несколько. Стоимость квадратного метра действительно вносит свою лепту. Она является фиксированной и определяется приказом Минстроя России. В начале года эта цифра составляла 44 339 рублей. В нынешнем квартале её увеличили до 68 986 рублей. Однако уже в июне средняя рыночная цена «квадрата» на первичном рынке жилья в Ярославле достигла 93,7 тысячи рублей, а в пригороде составила порядка 80 тысяч. Кроме того, существуют и чисто организационные нюансы. Основная масса потенциальных продавцов – это физические лица. Но для их участия в конкурсе законодательством установлены строгие требования. К примеру, для осуществления сделки нужна электронная цифровая подпись и внесение обеспечения. А перечисления денег приходится ждать три месяца. Понятно, что желающих продавать квартиры по заведомо заниженной стоимости, да ещё и с кучей условий, никто не хочет.

Заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев поинтересовался у представителей областного правительства, существует ли возможность облегчить жизнь и упростить выход на торги для тех, кто готов предоставлять жильё для детей-сирот? Но оказалось, что все перечисленные выше требования установлены федеральными нормативами. Что же касается региональных рычагов, то власти предложили весьма неоднозначный вариант — выдавать детям-сиротам жилищные сертификаты. Соответствующий законопроект внесли в областную Думу ещё летом, на днях он был рассмотрен в комитете по образованию и молодёжной политике. «Советская Ярославия» подробно писала об этой инициативе властей в № 28 от 3 августа 2022 года, поэтому не будем повторяться. Напомним лишь то, что для получения сертификата молодые люди должны отвечать сразу нескольким строгим условиям. А за само жильё в большинстве случаев придётся доплачивать из своих средств.

Таким образом, воспользоваться сертификатом смогут далеко не все ребята. Косвенно это подтвердили даже сами авторы законопроекта. Так, на сегодняшний день в очереди на получение жилья в Ярославской области стоит 1685 человек из числа детей-сирот. 179 имеют на руках соответствующее судебное решение. Однако лишь 72 из них полностью подходят под все критерии, прописанные в документе. Наконец, очень важно, чтобы молодой человек, только начавший самостоятельные шаги во взрослой жизни, не стал жертвой мошенников и смог использовать сертификат по прямому назначению. В противном случае, власти обеспечат лишь формальное решение проблемы. А фактически сотни нуждающихся в улучшении жилищных условий так и останутся у разбитого корыта. Поэтому нужен строгий контроль. И это касается не только лиц, оставшихся без попечения родителей, но и всех остальных категорий граждан.

1-1 (2)

— Обеспечение населения доступным жильём – это важнейшая социальная задача. Поэтому вдвойне удивительно видеть удручающие промежуточные результаты. Когда на расселение дома в Красном Профинтерне запланировано 10 миллионов рублей и предусмотрено улучшение условий проживания для 5 человек, а по факту за восемь месяцев вопрос решают только по двум – это позор. Такие цифры просто недопустимы. Хотелось бы, чтобы задачи, которые ставились уже на 2023 год, учитывали это. То же самое касается обеспечения жильём детей-сирот, молодых и многодетных семей. Формальный подход здесь не допустим. Если гражданам выделяются сертификаты или земельные участки – со стороны департамента должен быть контроль, чтобы эти граждане действительно улучшили свои жилищные условия. Иначе получится показуха! – подчеркнул Эльхан Мардалиев.

Также Эльхан Яварович выступил с предложением проработать вопрос создания специальной государственной структуры, которая занималась бы строительством социального жилья за бюджетный счёт. Это было бы не только значительно эффективнее, чем использование сертификатов, но и способствовало бы значительному обновлению специализированного жилищного фонда.

Иван Денисов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *