ТЕРНИИ ЯРОСЛАВСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

1-3

По злой иронии судьбы, Ярославлю (некогда городу первого советского троллейбуса и одной из первых российских трамвайных систем) последние годы хронически не везёт с развитием электротранспорта. Маршруты закрывают, парк изношен, концессионное соглашение, с помпой анонсированное правительством региона ещё в позапрошлом году, буксует, а новых машин приходится ждать годами и выбивать через суд. Власти усиленно делают вид, что занимаются решением проблемы. Однако пока это получается плохо. А в действиях чиновников прослеживается больше пиара, чем реального желания исправить ситуацию.

На днях мэрия Ярославля с помпой сообщила о поступлении новых троллейбусов из Вологды и их обкатке, а также анонсировала их первые рейсы. Новость была подана как нечто само собой разумеющееся, словно ожидание и поставка машин прошла без малейших проблем и срывов. Между тем, история с обновлением троллейбусного парка стала для города настоящей драмой. Для запамятовших чиновников напомним, что началась она ещё в 2019 году. Именно тогда мэрия подписала соглашение с «дочкой» крупной строительной компании из Москвы, которая решила построить очередной жилой комплекс на месте троллейбусного депо на улице Городской вал.

Со своей стороны застройщик должен был купить новую тяговую подстанцию, создать проект пристройки к одной из школ, предоставить жилье для города и выделить деньги на покупку 10 новых троллейбусов. Кроме того, власти собирались перевести часть подвижного состава на территорию трамвайного парка на Ленинградском проспекте, для чего планировалось построить отдельный цех для его обслуживания. В итоге депо быстро ликвидировали. Первые дома комплекса уже стоят. А вот с развитием транспортной инфраструктуры вышло сплошное разочарование. Цех в Брагино так и не построили. А с закупкой первых троллейбусов, которые должны были появиться ещё в 2020 году, сильно затянули.

В результате инфляция быстро обесценила деньги, и вместо 10 машин средств хватило только на 4. Соглашение на их поставку заключили только летом 2022 года с компанией «Транс-Альфа». Троллейбусы должны были прийти через 3 месяца, однако компания договор не исполнила. Попытки получить транспорт через суд успехом не увенчались. В результате разбирательство затянулось на долгие месяцы. И первый троллейбус прибыл в Ярославль лишь 30 декабря 2023 года. Ещё две единицы поставили в первой половине января. Последняя машина ожидается на днях (на момент подготовки статьи её ещё не было).

Вот и получается, что ждать обещанных троллейбусов вместо уничтоженного властями депо ярославцам пришлось едва ли не пять лет (если считать с момента подписания соглашения). Да и получили пассажиры почти втрое меньше, чем было обещано. Даже с маршрутами, на которые должны выйти новые машины, возникла путаница: на сайте мэрии были указаны номера 3, 5, 8 и 9, а в СМИ – 1, 5, 8 и 9. В общем, бардак – он во всём бардак. При этом, власти обошли вниманием другую новость – о  сорванной поставке ещё 4 троллейбусов, которые должны были приобрести в лизинг. Соответствующее решение приняли ещё осенью. Состоялся конкурс, начальную стоимость контракта оценили в 160 миллионов. Победителем стало ООО «Эксперт Лизинг» из Северной столицы, предложившее поставить троллейбусы за 127 миллионов. Однако позже фирма уклонилась от подписания договора.

— Компания из Санкт-Петербурга сорвала поставки троллейбусов в Ярославль без объяснения причин. Ее представители даже не сочли нужным явиться в суд и как-то прокомментировать своё решение. В результате придется заново проводить аукцион, поэтому пополнение изношенного более чем на 90% троллейбусного парка опять откладывается. При этом, разбираться с проблемой АО «ЯрГЭТ», по сути, вынуждено в одиночку. Хотя, на мой взгляд, её устранение, как и обеспечение исполнения всех обещаний находится в зоне ответственности органов исполнительной власти – мэрии Ярославля и правительства области. Если бы они захотели – думаю, смогли бы и новый цех построить, и депо отремонтировать, и троллейбусы закупить. А так предприятие электротранспорта, по большому счёту, брошено на произвол судьбы! – констатировал заместитель председателя фракции КПРФ в Ярославской областной Думы Валерий Байло.

Кроме того, Валерий Иванович рассказал о проблемах, возникших при эксплуатации новых электробусов. Напомним, что первая партия машин поступила в Ярославль в конце декабря. Дебютный рейс должен был состояться ещё 25 числа, однако был перенесён на январь. Якобы, для работы на электробусах не смогли найти перевозчиков. Позже выяснилось, что поставщик прислал слишком мало электробусов. В итоге машины вышли на линию только 4 января, но в тестовом режиме – чтобы пройти обкатку. Которая тут же выявила недостатки новой техники.

На улице был сильный мороз, и почти у двух десятков электробусов потрескались стёкла – в общей сложности, повреждёнными оказались порядка 30 единиц. Теперь их предстоит менять по гарантии. Власти, тем временем, объявили новый конкурс. Заявки на него принимаются до 24 января. А сроки запуска электробусов вновь отодвинулись. Теперь первый рейс намерены сделать уже в феврале. Конечно, если до этого времени не произойдёт ещё чего-нибудь. Так что пассажирам остаётся лишь надеяться, что власти выполнят своё обещание хотя бы с третьей попытки.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “ТЕРНИИ ЯРОСЛАВСКОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

  1. Проблемы с электротранспортом в Ярославской области не зависят от везения или невезения. Они — продукт политики властных органов, где засилие на руководящих должностях варягов из других регионов, не имеющих должной профессиональной подготовки, реальных достижений в работе на предыдущих должностях за пределами нашей области, плохо знающих проблемы и возможности Ярославской области, кадровый потенциал. Анализ происходящего в области подводит к выводу, что эти «профессионалы» реализуют программу, которую им задали те, кто направлял их «поднимать из руин» область, обеспечить приоритет столичных предпринимателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *