Тернистый путь Плеханова

2946350083

(К 105-летию со дня смерти мыслителя с большой буквы) (Часть первая)

В мае и последующие месяцы 2023 года почти совсем незаметно прошла юбилейная дата — 105 лет со дня смерти Георгия Валентиновича Плеханова (30.05.1918), при жизни названного «отцом русского марксизма», ибо история его жизнедеятельности  в немалой степени отражение истории становления и развития российского марксизма. «После Маркса и Энгельса Плеханов был одним из наиболее значительных среди признанных теоретиков марксизма… Он стал человеком Запада, рационалистического склада… В его книгах находили умственную пищу несколько поколений русских марксистов, в том числе Ленин и вожаки коммунизма» (Н.А. Бердяев). Г.В. Плеханов создал труды не только по истории, философии, социологии, психологии и политологии, но и, как культуролог и эстетик, по русской культуре разных эпох, отнюдь не уступающие ни одному просветителю-энциклопедисту ХХ столетия. Крупнейшие авторитеты Запада уважительно цитируют его сочинения. Однако в России сегодня имя Плеханова мало что говорит современному образованному человеку. Даже в Московском институте народного хозяйства имени Плеханова (ныне это университет) в постсоветское время студентам почти никто из преподавателей не говорит о жизнедеятельности того, чьим именем назван институт. Правда, в период перестройки, когда КПСС устами М. Горбачева заявило о построении гуманного демократического социализма (1987 г.), имя Плеханова на короткое время до перехода к реставрации капитализма после подавления ГКЧП (21 августа 1991 г.) стало очень популярным. Популярность была связана с тем, что он, как «апостол русского марксизма»,  открыто выступил против ленинской идеи о немедленном перерастании Февральской буржуазно-демократической революции в социалистическую. По его мнению:  «Русская история еще не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма…».

10 июня 2002 года в Москве был учрежден с большой помпой Фонд Плеханова. Сообщалось, что Фонд Плеханова открыт для всех, кто разделяет принципы и ценности социал-демократии и готов нести ответственность за судьбы России и ее граждан. Фонд объединил под своей эгидой крупнейших российских ученых, политиков, культурных и общественных деятелей в поддержку фундаментальных ценностей современного мирового сообщества. Многие из них на сегодняшний день почили в Бозе: Леонид Абалкин, Александр Бовин, Марк Захаров, Николай Петраков, Николай Шмелев, Александр Яковлев, Михаил Горбачев, Геннадий Селезнев и другие. Если верить данным, помещенным в качестве отчета в интернете, то основной вид деятельности Фонд Плеханова: предоставление прочих финансовых услуг (вложения в ценные бумаги, капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, факторинговые услуги и т.п.). Полное забвение о нем даже самим фондом им. Плеханова! Что это означает? Как сказал гениальный русский поэт Пушкин, «мы не любопытны и ленивы». Эта цитата, часто используется политологами и психологами при оценке менталитета русских, из пушкинского произведения «Путешествия в Арзрум во время похода 1829 года». Он воспроизвел ее, вспоминая встречу с бренными останками классика русской литературы А. Грибоедова, который был зверски убит во время совершаемой дипломатической миссии в Иране. Следует признать, что нежелание знать прошлое сопровождается повторением ошибок в будущем. Более того,  без памяти о прошлом нет будущего у народа.

История Г.В. Плеханова, «первого российского марксиста», в высшей степени поучительна для тех, кто мечтает стать политиком или государственным деятелем на благо народа. Он начинал свою политическую деятельность во имя утверждения общества социальной справедливости в России, как радикал-анархист.  Забросив учебу в Петербургском горном институте, он вступил  в кружок бунтарей-бакунинцев. Он добросовестно  изучал труд М. Бакунина «Государственность и анархия», «Капитал» К. Маркса. Близко сошелся  с революционерами-народниками — Софьей Перовской, Степаном Халтуриным, Степняком-Кравчинским и другими. С наступлением весны 1874 г. Г. Плеханов вместе с народнической молодежью устремился в «народ». «Хождение в народ» — движение студенческой молодёжи и революционеров-народников в Российской империи с целью «сближения» с народом, его просвещения и революционной агитации непосредственно среди крестьянских масс. Бакунисты, лавристы, бланкисты, их единомышленники и оппоненты группами и в одиночку отправлялись «по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке – поддевку или, вообще, крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр». Между прочим, в Ярославской губернии одним из опорных пунктов пропагандистской деятельности народников в Даниловском уезде была кузница в с. Коптеве. Здесь обосновался народоволец, будущий выдающийся советский ученый-академик, участник Великой Отечественной войны в 85-летнем возрасте, Н. Морозов. Там проводились чтения и беседы с крестьянами, устраивались народные гулянья (с участием до 500 человек и более), на которых «народники» закрепляли старые и заводили новые связи, распространялись запрещенные книги и брошюры.

В 1876 году организация «Земля и воля» решила изменить тактику и объявила о «втором хождении в народ». Было решено перейти от неудачной практики «летучих отрядов» к организации постоянных поселений агитаторов. Революционеры открывали в сёлах мастерские, устраивались работать учителями или врачами и пытались создать революционные ячейки. Однако опыт трёх лет агитации показал, что крестьянство не воспринимает радикальные революционные и социалистические призывы. Попытки поднять народ на борьбу серьёзных результатов не принесли, а правительство обратило внимание на революционную пропаганду народников и развернуло репрессии. Многих пропагандистов сдавали властям сами крестьяне. Аресту подверглось более 4 тысяч человек. Неудачные в пропагандистском отношении «хождения в народ» вызвали идейный кризис среди разных народнических организаций, в том числе в организации «Земля и воля». Это привело к ее расколу на два крыла: «Народную волю» и «Чёрный передел».  Г. Плеханов возглавил «Чёрный передел», члены которого к террору относились крайне отрицательно. Они считали, что основные силы нужно было бросить на пропаганду среди рабочих как главной революционной силы по мере капиталистического развития России.

В декабре 1876 года Плеханов был организатором сегодня уже забытой, но в ту пору прогремевшей на всю страну первой в России политической демонстрации рабочих и студентов на площади у Казанского собора в столице, где он произнес речь, которую закончил словами «Да здравствует «Земля и воля!»   На митинге впервые в качестве политического символа использовалось Красное знамя. 30 декабря 1877 года Г. Плеханов выступает на похоронах любимого им поэта Н.А. Некрасова.  Тысячи и тысячи людей пришли проводить его в последний путь. Члены «Земли и воли» возложили на гроб поэта венок с надписью «От социалистов». С большой речью над могилой поэта выступил Г. Плеханов. Тесным кружком вокруг оратора стояли члены революционного общества «Земля и воля», готовые со слов Г. Плеханова, «ответить на полицейское насилие дружным залпом из револьверов. Это было твердо решено еще накануне похорон». Когда выступавший Ф.М. Достоевский на похоронах в своей памятной речи отвел Н.А. Некрасову место в русской поэзии после Пушкина, то его слова были прерваны выкриками некоторых студентов, соратников Г. Плеханова: «Да выше, выше Пушкина». С тех пор своеобразное посмертное соперничество почитателей их таланта то возрастает, то ослабевает вплоть до сегодняшнего дня.

В январе 1880 года 24-летний Г. Плеханов покидает Россию, как оказалось, на долгие годы. 3 января 1880 года. Путь лежал через Румынию в Швейцарию, где находилась самая многочисленная колония политических эмигрантов из России. Живя в Швейцарии, он, прежде всего,  изучает марксистскую литературу, историю западно-европейского рабочего движения. Став идейно убеждённым марксистом, Г. Плеханов в 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и написал к нему предисловие. Так Плеханов стал «первым российским марксистом», теоретиком, популяризатором и защитником научного социализма. Год спустя, в сентябре 1883 года, вместе с соратниками по «Чёрному переделу» П.        Аксельродом, В. Засулич, Л. Дейчем и В. Игнатовым основал в Женеве первую российскую марксистскую организацию под названием  «Освобождение труда». Ее деятельность положила начало распространению идеологии марксизма в России, переводя и печатая на русском  языке важнейшие сочинения Маркса и Энгельса: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Тезисы о Фейербахе», части книг «Святое семейство» и др. В первые годы пребывания за рубежом Г. Плеханов пишет и издает за своим именем две книги «Социализм и политическая борьба» (Женева, 1883) и «Наши разногласия» (Женева, 1884), в которых развивает основные принципы социал-демократизма.   Эти  книги свидетельствовали об  окончательном разрыве Г. Плеханова с идеологией народничества и посвящены были задаче детальной критики народнической теории и обоснованию марксизма. Деятельность Г. Плеханова и его соратников по пропаганде марксизма дала соответствующие результаты. В России появился определенный контингент из числа рабочих, студенчества и интеллигенции, ориентировавшихся на завоевание политической власти не путем цареубийства и террора в отношении отдельных государственных лиц (излюбленная тактика сначала народовольцев-радикалов, а затем эсеров), а посредством кропотливой работы среди рабочего класса, как основной революционной силы в стране. А. Луначарский, первый нарком просвещения в советском правительстве, говорил: «Как Андрей Первозванный перенёс в Россию Евангелие, так Плеханов занёс к нам второе евангелие — учение Маркса».

Весной 1895 года Г.В. Плеханов впервые встретился с приехавшим в Швейцарию В.И. Лениным. Один из основателей РСДРП А.  Потресов передает ленинское воспоминание о его первой встрече с Г. Плехановым: «Никогда, никогда в моей жизни я не относился ни к одному человеку с таким искренним уважением и почтением, ни перед кем я не держал себя с таким смирением – и никогда не испытывал такого грубого пинка… Это человек, пред которым приходится съеживаться». Да, это воспоминание относится к тем временам, когда сам Ленин был еще молодым марксистом и смотрел на Георгия Валентиновича снизу вверх. Поэтому вполне вероятно, что он так образно выразился о критических суждениях Плеханова в свой адрес. Однако, думаю, не правы те публицисты и историки, которые используют слово «пинки» от Плеханова Ленину в оценке их взаимоотношений. Стоит подчеркнуть, что сущность их спора выходила далеко за рамки полемики двух конкретных исторически великих персон. Так сложилось, что они в начале ХХ века стали выразителями двух идеологических систем или мировоззренческих стратегий на тему будущего России.

В ходе личной встречи между Плехановым и Лениным была достигнута договорённость об установлении связей между группой «Освобождение труда» и марксистскими организациями за рубежом и в России — ленинским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» в Петербурге.  В 1900 году Плеханов принял самое активное участие в создании первой общероссийской марксистской газеты «Искра», вдохновителем и организатором которой был Ленин. Вместе с последним Г. Плеханов проделал большую работу по организации II Съезда РСДРП (1903 год), в ходе которого реально, а не формально, как на I Съезде РСДРП (1898 г.), была учреждена партия рабочего класса. Приняты были Программа и Устав организации, а также ряд важнейших резолюций по отношению к эсерам, кадетам и др. Вместе с тем на II Съезде РСДРП   произошел идейный раскол между сторонниками Мартова, будущими меньшевиками, и сторонниками Ленина, будущими большевиками, но пока в рамках единой партии. Г. Плеханов искренне пытался примирить большевиков с меньшевиками, хотя на II Съезде и некоторое время после него поддерживал Ленина. В конце 1903 года резко разошёлся с ним во взглядах, перешёл на сторону меньшевизма и стал одним из его лидеров. В чём состояло идейное различие  между  большевиками и меньшевиками? Сталин высказался следующим образом по данному вопросу в статье «Самодержавие кадетов или самодержавие народа?», написанной в 1907 году. «Кто должен взять в руки власть во время революции, какие классы должны стать у кормила общественно-политической жизни? — Народ, пролетариат и крестьянство! — отвечали и теперь отвечают большевики. По их мнению, победа революции — это диктатура (самодержавие) пролетариата и крестьянства в целях завоевания восьмичасового рабочего дня, конфискации всей помещичьей земли и установления демократических порядков. Меньшевики отвергают самодержавие народа и до сих пор не дали прямого ответа на вопрос, кто должен взять в руки власть».

Корнилов В.И Первый секретарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *