Тревога: Кадровый голод

glavnoe-4

Дефицит кадров в российской промышленности достиг исторического максимума. К таким выводам по итогам исследования пришел Институт экономической политики имени Гайдара. О недостатке рабочих заявило наибольшее число предприятий, начиная с 1996 года. И именно кадровый голод, как отмечают авторы исследования, сдерживает промышленный рост после того, как Россия начала военные действия на Украине. При этом с данным весьма любопытным, но неудивительным фактом ярко контрастирует официальная статистика, согласно которой безработица в России на сегодняшний день достигла исторического минимума.

Весьма примечательно, к слову, что недостаток кадров фиксирует именно Институт имени Гайдара. Хотелось бы добавить, что не только институту, но и кадровому голоду уже давно в пору присвоить имя Егора Тимуровича и его команды. Как, впрочем, и тысячам российских предприятий, не пережившим 90-е, тотальной и бездумной приватизации, массовому и целенаправленному уничтожению рабочего класса как такового, деквалификации большинства специалистов. Разве столь любимые и пропагандируемые Гайдаром либеральные реформы и рыночная экономика не виновны главным образом в сложившейся обстановке? Вопрос, как мне кажется, риторический.

Посудите сами, при всей отвратительности и неприемлемости процессов, происходящих в 90-е годы как таковых, даже их можно было реализовать более гуманно и с меньшим невосполнимым для общества уроном. Думаю, все хорошо помнят, как после распада СССР миллионы высококвалифицированных советских специалистов просто вынуждены были стать «мешочниками» – челноками и торговать импортным ширпотребом. За несколько лет эти люди, по сути, потеряли свою квалификацию и оказались попросту обреченными для современного рынка труда. А ведь сколько пользы их светлые головы могли до сих пор приносить стране!

Возьмем в качестве примера ту же Германию: там тоже периодически оказываются невостребованными те или иные категории специалистов, но, однако, их никто не вынуждает лишаться профессиональных навыков. Людям предлагается пройти обучение по программе «Umschulung» – особой форме профессиональной переподготовки, основной задачей которой является не углубить уже имеющиеся знания, а приобрести абсолютно новые навыки для предполагаемой профессиональной деятельности. При этом длиться обучение может до двух лет, а претендовать на него могут все те, кто оказался не востребован на рынке труда или долгое время «отсутствовал» в профессии из-за болезни или ухода за ребенком. И, самое главное, все расходы на обучение, составляющие порой не один десяток тысяч евро, перенимает Агентство занятости (Bundesagenturfür Arbeit). Разумный подход? Кажется, более чем. Уж по крайней мере разумный более, чем снос под основание гайдаровским бульдозером золотого фонда квалифицированных советских кадров, приведший к самой настоящей трагедии.

В продолжение заданной темы вспоминается также и одна из искрометных фраз светоча российской либеральной идеологии Д.А. Медведева, призвавшего в случае отсутствия работы просто брать и переезжать в другой город: «…И поэтому надо уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой. Очевидно, что кому-то, и это может быть довольно значительная часть населения, придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства. Но только в этом случае мы получим более современную экономическую модель». Действительно, вот так просто взять и переехать в другой регион людям, которым зачастую не хватает на проезд в общественном транспорте в своем городе. И очень хотелось бы у Дмитрия Анатольевича поинтересоваться: о какой такой более современной экономической модели шла речь в его фразе? С момента ее произнесения прошло вот уже 10 лет: сам экс-премьер резко сменил риторику на авторитарную, даже Иосифа Виссарионовича добрым словом вспоминать начал, да вот только никакой новой модели как не было, так и нет. Напротив, усугубляются старые проблемы: отсутствие работы в регионах действительно привело к тотальной миграции. Рушатся веками сложившиеся трудовые коллективы, пустеют гремящие некогда на всю страну города, люди, уехавшие от родных и близких, вынуждены буквально хвататься за любую работу, лишь бы выжить. Вот, пожалуй, одна из главных составляющих «более современной» модели.

Вместе с тем, безусловно, колоссальную роль сыграла также и активная депопуляризация заводских профессий, производства как такового. У нас, к великому сожалению, вырастает целое поколение, воспитанное едва ли не с презрением к рабочему, человеку труда. Молодежь, в большинстве своем, грезит нынче белыми воротничками, офисом, валютным и фондовым рынком, заграницей, легкими деньгами. К слову, немалая часть квалифицированных специалистов за эту самую границу благополучно и уехала. Во многом не от хорошей жизни. А часть оставшихся при этом ударились в алкоголизм и наркоманию – людей, по сути, толкнули в психологическую деградацию. В целом же данная тенденция – прямой результат целенаправленной государственной политики по уничтожению и разобщению рабочего класса, тотальной деквалификации страны. Очевидно, что именно плоды такой политики мы сегодня и пожинаем.

Но очевидно также и другое: ныне живущим россиянам просто необходимо сегодня принимать кардинальные меры и выправлять ситуацию.

По материалам газеты «Советская Россия». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *