Тяжёлый груз лифтового хозяйства

Как велико лифтовое хозяйство жилого фонда Ярославской области? Сколько подъёмных конструкций превысили гарантийный срок эксплуатации? И какое количество средств потребуется на их ремонт? Ответы на эти и другие непраздные вопросы в минувшую пятницу, 6 апреля, искали на специальном совещании думского комитета по ЖКХ и энергетике, в работе которого приняли участие депутатыкоммунисты Александр Воробьев и Эльхан Мардалиев.

060418lif-6

Помимо парламентариев на мероприятии присутствовали руководители профильного областного департамента, регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, департамента городского хозяйства мэрии Ярославля, АО «Ярославль-лифт», а также представители управляющих компаний и общественности. По словам чиновников, сегодня на обслуживании состоит более четырех тысяч лифтов. 2616 из них (65%) эксплуатируются более 25 лет, то есть свыше установленного гарантийного срока. К тому же скоро вступают в силу новые нормы технического регламента стран Таможенного союза. В соответствии с ними использовать лифты, работающие более четверти века, возможно лишь до февраля 2020 года. После чего конструкции, установленные по старым ГОСТам (1972, 1982, 1993 годов) и не соответствующие современным требованиям —  наличие фотоэлементов, огнестойкость, ширина проёма и др., должны быть остановлены.

Разговоры о замене большого количества подъёмных механизмов в домах области муссировались ещё с конца прошлого года. Предполагается, что она будет производиться за счет средств, накопленных в региональном Фонде капитального ремонта многоквартирных домов. При этом установка нового лифта – удовольствие недешёвое и составляет примерно 2 миллиона рублей. Нетрудно подсчитать, что комплексная замена всех 2616 конструкций обойдётся в пять с лишним миллиардов. Разумеется, таких денег в Фонде капремонта нет. И не будет даже в том случае, если отставить в сторону все остальные виды работ (кровли, фасады, инженерия). Заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев рассказал, что ни один из домов, желающих заменить лифты (в Ярославле таковых набралось полсотни), пока не накопил необходимую сумму. Соответственно, деньги придётся брать из «общего котла». И другие дома, добросовестно оплачивающие взносы на капремонт, останутся с носом. Что, безусловно, несправедливо. Ведь львиная доля сборов приходится на «хрущёвки», в которых лифты вообще отсутствуют.

— Возникает ряд закономерных вопросов. Во-первых, почему вся история всплыла лишь за два года до вступления в силу правил Таможенного союза, ведь они были приняты ещё в 2013 году? Получается, что предыдущие пять лет по этой теме ничего не делалось. А последняя замена лифта, если верить информации властей, вообще проходила в 2011 году! Во-вторых, почему для решения проблемы предлагается использовать средства Фонда капремонта? Точнее, накопленные деньги граждан, так как бюджетных накоплений там нет, — отметил Эльхан Яварович.

При этом аварийных лифтов в Ярославской области – считанные единицы, и они уже остановлены. Остальные, пусть и работают больше нормативного срока, но находятся в рабочем состоянии. Это заключение специалистов. Тогда на основании чего рассчитан срок в 25 лет? И насколько он соответствует реальной действительности? Ответа на эти вопросы на совещании не прозвучало. Зато был упомянут крупнейший производитель лифтового оборудования – завод в подмосковной Щербинке. Отсюда терзают смутные сомнения: а не является ли вся затеянная реформа попыткой протолкнуть чьи-то коммерческие интересы и обеспечить очередным столичным бизнесменам хорошую прибыль за счёт граждан? Ведь подобные примеры были уже не раз!

В связи с этим нужно хорошенько подумать: стоит ли пороть горячку и, не разобравшись, спешно бросать все силы и средства на установку новых подъёмных механизмов? Заставить людей делать это никто не может. Но власти всячески подталкивают собственников к такому решению и даже запугивают их. Конечно, можно потратить деньги на замену лифтов. Но что будет потом, когда у домов начнутся другие проблемы? Например, потечёт крыша, посыплется фасад, придут в негодность канализационные сети? А средств на ремонтные работы уже не будет. Без нового лифта обойтись всё-таки можно. А если на голову польёт дождь, угрожая затопить квартиры и замкнуть электропроводку, жизнь, точно, станет невыносимой.

При этом фракция КПРФ выступает за строгое соблюдение норм безопасности. Те лифты, которые на самом деле представляют угрозу, безусловно, должны заменить. Вот только делать это нужно на системной основе. По мнению коммунистов, за оставшееся до 2020 года время должна быть принята соответствующая федеральная программа с достаточным бюджетным финансированием. Ведь требования технического регламента Таможенного союза касаются всей страны и даже сопредельных государств. Поэтому и решать проблему нужно в общегосударственном масштабе, а никак не за счёт средств граждан.

А.ФЁДОРОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *