У скупости нет предела

2-10

Законопроект о создании комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов, принятый Госдумой

21 сентября в первом чтении, не сказать что плохой, но и дельным его не назовёшь — нет в нём конкретики. Поэтому абсолютное большинство депутатов голосовали «за», но мало кто был уверен, что благая цель — расширить для людей с различными нарушениями пределы их возможностей, сведя воедино все меры поддержки, от социально-психологической и медицинской помощи до профориентации и переобучения, которые раскиданы сегодня по многочисленным законодательным и нормативным правовым актам, — будет достигнута.

  В России свыше 11 миллионов инвалидов, в том числе более 730 тысяч детей-инвалидов, и порядка 32 тысяч организаций различной ведомственной принадлежности, которые реализуют программы реабилитации людей с ограниченными возможностями. Каждый день эта категория граждан пополняется участниками СВО. Бойцы, получившие увечья, возвращаются к мирной жизни, и задача государства — помочь им адаптироваться к новым условиям, освоить, если необходимо, новую профессию, организовать свой быт, досуг. Зачастую межведомственная несогласованность мешает тому, чтобы человек получил помощь своевременно и в полном объёме. Вот это и должен устранить законопроект, разработанный министерством труда и социальной защиты.

Документ вводит единые стандарты реабилитации, выделяя семь основных направлений, определяет 12 целевых реабилитационных групп в зависимости от области ограничения жизнедеятельности инвалида, закрепляет новое направление ранней помощи для детей-инвалидов от нуля до трёх лет. С одной стороны, разделение инвалидов по целевым реабилитационным группам обоснованно, а с другой — снова человека будут гонять по кругу, чтобы медико-социальная экспертиза установила, к какой группе его отнести, заметили парламентарии.

Олег Смолин, задаваясь вопросом: «Что может дать конкретному инвалиду этот закон, если он не предусматривает ни новых социальных гарантий, ни расходов федерального бюджета?» — адресовал его официальному представителю правительства, заместителю министра труда и социальной защиты Алексею Вовченко. Но чёткого ответа так и не получил.

В пояснительной записке говорится, что законопроект «разработан в целях реализации государственной программы «Доступная среда», и в то же время отмечается, что он «не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации». «Чем объяснить такие противоречия?» — недоумевали депутаты. Разве только боязнью поставить конкретные цели.

Парламентарии полагают, что на регионы будут возложены новые полномочия, с которыми те просто не справятся по причине безденежья. «Расходы мы сможем понять по мере принятия стандартов и обсчёта их конкретно на каждом субъекте Российской Федерации», — ушёл от прямого ответа на вопрос о том, какая нагрузка ляжет на регионы, представитель правительства.

Примечательно, что в Москве стандарты предоставления услуг по отдельным основным направлениям комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов могут быть иными и обеспечиваться они будут за счёт столичной казны, которая не сравнится с бюджетами других регионов.

Ещё в июле Нина Останина обращалась в правительство по вопросу реабилитации после ранений участников СВО, воевавших в частных военных компаниях, которые из-за бюрократических препон не могли ни удостоверение ветерана боевых действий получить, ни в гражданские больницы за помощью обратиться. Министерство обороны тогда сообщило, что по ЧВК требуется отдельное постановление правительства. И только теперь такое постановление появилось.

Это, конечно, не единственная проблема, с которой сталкиваются инвалиды СВО и их семьи. Не всем потерявшим на фронте руку или ногу своевременно устанавливаются протезы. А соблюдение сроков очень важно для того, чтобы протез прижился.

Правительство уверяет, что за каждым инвалидом СВО установлено кураторство со стороны Социального фонда, региональных властей и Фонда «Защитники Отечества». Однако люди вынуждены создавать общественные организации для решения своих проблем. В одном только Новосибирске с десяток таких организаций, сообщила Нина Останина. Фонд «Защитники Отечества» во многих регионах зачастую выполняет лишь роль справочного бюро. Жёны инвалидов создали закрытый чат «Ампутанты России», чтобы сообща решать те проблемы, которые не может решить государство. РАНХиГС организовал трёхдневные курсы для жён инвалидов, по окончании которых им выдают удостоверение психиатра. Если бы минздрав взял на себя контроль за оказанием психологической помощи не только инвалидам, но и их семьям, это как раз и был бы комплексный подход в решении проблем, считает Нина Александровна. Депутат предложила перед вторым чтением законопроекта обсудить все эти вопросы на парламентских слушаниях.

«Мы поддержим законопроект, но поддержим его условно», — заявил от имени фракции КПРФ Олег Смолин. Условно потому, что в последние годы явно наблюдается экономия на человеке, в том числе и на инвалидах. Число инвалидов в Российской Федерации за десять лет сократилось с 13,2 миллиона человек до 11,3 миллиона. И не потому, что люди стали здоровее. После пережитой пандемии это вообще было бы странно. Причина как раз в экономии. А нынешний законопроект эту тенденцию может только подхлестнуть.

Кстати, за последние пять лет сократилось и количество рабочих мест для инвалидов — примерно на миллион. В соответствии с той же госпрограммой «Доступная среда» занятость инвалидов трудоспособного возраста к 2020 году должна была достичь 40 процентов, а к 2025 году — более 51 процента. Однако, по данным министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, сегодня работают чуть более четверти инвалидов трудоспособного возраста. Поэтому на минувшей неделе депутаты-коммунисты во главе с руководителем фракции Геннадием Зюгановым в очередной раз внесли в Госдуму законопроект о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам-инвалидам.

В часе заявлений по актуальным вопросам от фракции КПРФ выступил заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Георгий Камнев.

  Выступление депутата Госдумы коммуниста Георгия КАМНЕВА на пленарном заседании палаты 21 сентября

Для нас сегодня самое главное — это победное завершение специальной военной операции. Мы со своей стороны и наша партия всё делаем для этого. С 2014 года мы осуществляем гуманитарные поставки в Донбасс, уже 117 конвоев — это десятки тысяч тонн — наша партия отправила для тех, кто пошёл туда служить, добровольно работать, для жителей этих регионов. Мы организовали отдых для более чем 15 тысяч детей с этих территорий. Поэтому сегодня, безусловно, приоритет для всех здоровых политических сил — это победа в специальной военной операции.

Хотел бы также отметить, что, как и на всей территории нашей страны, на новых территориях — в Донецкой народной республике, Луганской народной республике, Херсонской области, Запорожской области — прошли выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Мы увидели, что люди пришли, проголосовали, и были сформированы абсолютно легитимные, законные органы власти.

Очень важно, что представительства в этих органах власти имеют все политические, самые серьёзные политические силы нашей страны. Безусловно, это придаёт и вес, авторитет этим органам власти и определённую стабильность в их работе.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что у нас есть существенные замечания к избирательной системе, и мы хотели бы подвести некоторые итоги по Единому дню голосования или дням голосования.

Вообще хотелось бы начать с того, что сегодня 30 лет с момента издания указа президента №1400. Это страшный и порочный указ, посредством которого была разрушена народная демократия в нашей стране. Мы, безусловно, должны сделать соответствующие выводы из нашей истории.

Нас, безусловно, не может устраивать то, как сегодня проходит порядок выдвижения кандидатов. В законе сегодня нет полного окончательного списка документов, которые необходимо сдавать в избирательную комиссию для выдвижения кандидатов.

Законом о выборах установлен определённый список, но закон «О политических партиях» даёт возможность избирательным комиссиям запрашивать любые документы, связанные с выдвижением кандидата. Что это как не произвол? С каких-то партий спрашивают по полной программе, любые фантазии избирательных комиссий, а с кого-то не спрашивают вообще. Где здесь равенство? Об этом даже речи нет.

Более того, избирательные комиссии находят специально зацепки — не там запятую поставил, допустил орфографическую ошибку и так далее, на этом основании снимают кандидатов, как это произошло с нашими кандидатами, например, в Оренбургской области. И мы вынуждены были дойти до Конституционного суда, выиграть Конституционный суд, который определил, что нельзя просто так, на основании допущенных ошибок снимать кандидатов.

И что? Снова наши кандидаты были сняты, например, в Котласе Архангельской области, но там мы смогли их восстановить. Также были сняты наши кандидаты в Тынде, в городе Свободный Амурской области. Там, к сожалению, избиратели не смогли в итоге проголосовать за наших кандидатов. Конечно, это неправильно.

Мы не можем выдвинуть наших кандидатов на выборах в губернаторы в некоторых регионах, например, в Алтайском крае, где мы не признали выборы легитимными, потому что не участвовал наш кандидат.

Одним словом, это порочная практика. Необходимо срочно вносить изменения в избирательное законодательство по этому поводу, иначе выдвижение кандидатов превращается в искусство, которое не каждому дано. Должна быть борьба программ избирательных объединений, борьба программ партий, а не борьба юристов в судах и избирательных комиссиях.

Следующее — это агитационные моменты. У нас нет чёткого разграничения между агитацией и так называемым информированием избирателей.

Вот к нам, например, особые требования у избирательных комиссий. Допустим, как в Иркутской области, делали замечания даже по поводу того, когда мы использовали Знамя Победы, потому что там есть серп и молот, которые есть и у нас тоже на флаге, говорят: вы занимаетесь агитацией, когда поднимаете Знамя Победы. Это нормально разве? При этом представители «партии власти» вообще не слезают с региональных телеканалов. Но нам говорят, что это просто информирование избирателей. Где здесь равенство и где здесь справедливость? Этого нет.

Что касается встречи с избирателями — то же самое. По сути, сегодня это регулируется законом о публичных мероприятиях. И мы не можем нормально провести встречи со своими избирателями и донести до них свою программу. Необходимо срочно менять законодательство в этой части.

Далее, что касается дней голосований. Мы давно говорим о том, что необходимо избавиться от трёхдневки. Когда её вводили, это обосновывали тем, что сейчас идёт ковид и не нужно, чтобы большое число людей скапливалось на избирательных участках. Ковида нет, ограничения во многих регионах уже сняты, а трёхдневка остаётся. Нам говорят: трёхдневка способствует тому, чтобы люди приходили в свободное время, в удобное время на избирательные участки. Но явка по сравнению с тем, когда выборы проходили в один день, снизилась, посмотрите данные, статистику. В чём смысл этой трёхдневки? А мы понимаем, в чём смысл. Когда всю ночь горят окна в участковых избирательных комиссиях, там находятся члены комиссий, мы видим это. Что они там делают? Что за манипуляции с сейф-пакетами там происходят в эти дни?

Я вам больше того скажу: у нас есть конкретные доказательства, например, по Ямало-Ненецкому автономному округу, экспертиза есть официальная о том, что наш наблюдатель расписался на сейф-пакете, затем, когда этот сейф-пакет стали вскрывать, он заметил, что это не его подпись, очень похожая, но не его. Удалось провести официальную экспертизу, было подтверждено, что подпись не его. Официальное нарушение.

Нашим наблюдателям запрещают расписываться на этих сейф-пакетах, чтобы осуществлять определённые манипуляции с этими сейф-пакетами, как это было, например, в Ростовской области, где мы не признали результаты выборов. Зачем нам самим собственными руками осуществлять делегитимизацию выборов? Мы не должны давать такого повода вообще никому.

Далее. Запрет фактический на фотовидеосъёмку. Наши наблюдатели не могут вести фотовидеосъёмку, это могут делать только журналисты, которые работают по трудовому договору не менее чем полгода до дня назначения выборов в средствах массовой информации, которые были зарегистрированы не менее чем за год до дня назначения выборов. Мы все прекрасно понимаем, зачем такие ограничения: чтобы никто не мог снять на фото и видео те нарушения, которые есть. А вы знаете о том, что если доказательство получено условно незаконным путём, например наблюдатель это снял, то в суде его могут не принять. Поэтому наблюдатели, если что-то и снимают, то суд это спокойно может отмести. Слушайте, если скрывать нечего, если выборы абсолютно прозрачные, честные и легитимные, зачем ограничивать фото- и видеосъёмку? Давайте, наоборот, покажем, что выборы проходят честно, открыто, транспарентно.

Также хотел отметить, что вот «Единая Россия» уже успела отчитаться о том, что они победили на этих выборах. Кого или что вы победили, уважаемые коллеги? Инфляцию, может быть, высокую? Низкие заработные платы? Нищету, может быть? Высокие цены на топливо? Нет. «Единая Россия» сегодня имеет большинство во всех представительных органах власти, в исполнительных органах власти. Наверное, победы должны быть другими.

Вот вчера поднимался вопрос о том, что наша страна по размеру экономики занимает пятое место в мире. А что это даёт нашим избирателям, простым людям? По размеру бюджета наша страна 20-я, а по размеру пенсий вообще 50-я. Есть страны, у которых размер экономики существенно меньше, а пенсии существенно выше. Вот, наверное, к этому нам нужно стремиться. Вот если бы «партия власти» сказала о том, что у нас размер экономики на пятом месте, а размер пенсий на втором месте в мире, это была бы победа. Если было бы сказано о том, что размер экономики на пятом месте, а бюджет у нас на первом месте, вот это была бы победа.

А так фактически у нашей страны есть огромный потенциал, но он не используется. И все эти богатства сегодня работают в интересах узкого, очень узкого меньшинства, олигархов, которые ныне есть в нашей стране.

Возможны ли такие победы, чтобы было справедливое общество? Конечно, возможны. И мы убеждены, что они возможны только на основе программы КПРФ.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *