Хроника семнадцатого года: 31 (18) марта — развал страны и попытки умиротворения

31 марта (18 марта по старому стилю) на заседании Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов Исполкому был поручено обратиться с воззванием к рабочим работать более производительно и сохранять порядок.

Петроградский Совет, председателем которого был меньшевик Н.С.Чхеидзе, продолжал отстаивать линию умеренных социалистов на обуздание революции через призвание рабочих и солдат к «порядку». Иными словами, он предлагал им (по его словам, временно) отказаться от отстаивания своих прав. Такая позиция резко расходилась с позицией В.И.Ленина, ещё до возвращения в Россию взявшего курс на подготовку пролетарской революции.

Н.С.Чхеидзе
Н.С.Чхеидзе

Сам В.И. Ленин принимает приглашение Р.Гримма о возвращении политэмигрантов в Россию через Германию.

В это время фронт начанает разваливаться.

Французский посол Морис Палеолог записал в этот день в дневнике: «Анархическая пропаганда заразила уже большая часть фронта. Со всех сторон мне сообщают о сценах возмущения, об убийстве офицеров, о коллективном дезертирстве».

М.Палеолог
М.Палеолог

В это время начинают набирать силу центробежные тенденции на окраинах страны:

Главу Временного правительства посетила литовская делегация, которая потребовала выделить Литву в самостоятельную административную единицу.

В Киеве при большом стечении народа снесен памятник Столыпину.

Памятник Столыпину в Киеве
Памятник Столыпину в Киеве

Национальные движения, в большинстве своём, стояли на буржуазно-демократических позициях и, несмотря на антирусскую риторику, пытались договориться с Временным правительством. С другой стороны, к пролетарскому революционному движение националисты относились явно враждебно.

Николай Мишуров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *