Что будет с долларом при новом президенте?

a46576o

Лидеры многих государств, включая Германию, Францию, Великобританию и даже Китай, уже поздравили Джозефа Байдена и избранного вице-президента Камалу Харрис с победой. Что она означает с точки зрения экономики — для США и для мира в целом?

ПРЕДВЫБОРНАЯ программа Байдена включает в себя существенное увеличение государственных расходов. В частности, предполагаются создание системы государственного медицинского страхования, где каждый сможет купить медицинскую страховку по реально доступной цене; трансферты из федерального бюджета штатам, находящимся в предбанкротном состоянии; масштабная государственная поддержка проектов «зелёной экономики»; дополнительные выплаты безработным; увеличение размера государственной части пенсии; прощение невыплаченных образовательных кредитов; как минимум ещё один раунд «пандемических» прямых выплат населению («вертолётные» деньги).

Наиболее яркой иллюстрацией того, с какой лёгкостью будущая администрация относится к раздуванию государственных расходов, является недавнее выступление научного консультанта Байдена по вопросам пандемии Майкла Остерхольма. Чтобы остановить наблюдаемый сейчас в США стремительный рост числа заражений и госпитализаций с коронавирусом и как-то продержаться до появления массовой вакцины, Остерхольм предложил ввести общенациональный тотальный локдаун на 4—6 недель, сказав при этом, что государство может «прямо сейчас» компенсировать все недополученные зарплаты работников и недополученные доходы индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, а также муниципалитетов и штатов.

Удастся ли команде Байдена реализовать все обещанные меры, пока неясно. Это в большой степени зависит от того, будет ли у демократов контроль над обеими палатами конгресса. По итогам прошедших выборов демократы сохранили контроль над палатой представителей конгресса, а вот про сенат пока неизвестно. Сейчас у демократов в верхней палате 48 мест (включая двух независимых сенаторов, присоединившихся к фракции демократов), а у республиканцев — 50 мест.

Судьба оставшихся двух мест решится 5 января, когда пройдут вторые туры выборов в сенат от штата Джорджия. Если оба места получают демократы, то число мест в сенате у обеих партий станет одинаковым, и тогда решающим будет голос председателя сената, которым по должности является вице-президент, то есть демократ Камала Харрис. Только в этом случае контроль над сенатом будет у демократов.

Если же сенат останется в руках республиканцев, то у них будет возможность заблокировать почти любые инициативы Байдена в сфере экономики. Подобное уже наблюдалось этой осенью во время многомесячной эпопеи со вторым пакетом «пандемической» помощи экономике, который через конгресс так и не прошёл: и демократы, и республиканцы соглашались с необходимостью принятия такого пакета, но не могли договориться о конкретных мерах и суммах, поскольку каждая партия хотела побольше выторговать для своих лоббистов и одновременно не дать соперникам что-то получить для своих.

Если же сенат всё-таки окажется под контролем демократов и команде Байдена удастся добиться принятия всех обещанных мер, то для их реализации потребуются триллионы долларов, которые будут финансироваться в основном за счёт дальнейшего повышения дефицита федерального бюджета (обещанное Байденом повышение налогов на богатых покроет лишь ничтожную часть требуемых сумм).

То есть ещё сильнее ускорится рост объёмов госдолга, который и так огромен: во втором квартале составил 136% от ВВП. Новый госдолг в основном придётся выкупать на свой баланс американскому центробанку. Проще говоря, все эти триллионы придётся напечатать. И это может окончательно лишить американский доллар статуса основной мировой резервной валюты.

НА САМОМ ДЕЛЕ он постепенно утрачивает этот статус, только процесс пока очень медленный. Многие государства уже начали уменьшать долю доллара в своих золотовалютных резервах (ЗВР). Так, например, Россия несколько лет назад перевела значительную часть ЗВР из доллара в золото и другие валюты, а пару месяцев назад Китай объявил о планах радикального сокращения объёма американских гособлигаций в своих ЗВР.

Кроме того, в международной торговле всё больше используются валюты самих стран, между которыми осуществляется расчёт. Или вот самая свежая новость: на днях российский минфин выступил с предложением разрешить вкладывать средства Фонда национального благосостояния в драгметаллы. Это означает, что средства ФНБ, которые сейчас вложены большей частью в долларовые активы, будут частично переведены в золото.

Американский доллар — не первая в истории мировая резервная валюта: до этого был, например, голландский гульден, а затем британский фунт. Эти валюты так же, как и доллар сейчас, охотно принимались в других странах, но неумеренная эмиссия подорвала доверие к ним, и статус резервных валют был ими утрачен. Размывание статуса доллара как основной мировой резервной валюты уже происходит, и с приходом к власти администрации Байдена этот процесс может заметно ускориться, а при определённых условиях даже стать лавинообразным.

Татьяна КУЛИКОВА, экономист.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *