«ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В ЯРОСЛАВЛЬ» : О ПАМЯТИ И СВЯЗИ ВРЕМЕН

АВТОРСКОМУ КИНОКЛУБУ ГЕННАДИЯ ЕРШОВА «ПО КРАЮ ЭКРАНА» — ГОД.
В минувшее воскресенье, 21 апреля, в конференц-зале Ярославского обкома КПРФ состоялась двенадцатая встреча авторского киноклуба Геннадия Ершова «По краю экрана», организованная Ярославским региональным отделением Всероссийского Созидательного Движения «Русский Лад» в содружестве с Обществом Читателей Письма.

Открыл встречу автор проекта, Геннадий Леонидович Ершов — кинорежиссер и фотохудожник. Он представил гостям вечера
постоянного участника киноклуба — первого секретаря Кировского РК КПРФ города Ярославля, председателя ЯРО ВСД «Русский Лад» Алексея Филиппова, который стал на этой юбилейной встрече киноклуба главным гостем и рассказал о своих встречах, прямых и косвенных соприкосновениях, а зачастую и дружбе с замечательными людьми советского кино — Наталией Кустинской, Леонидом Куравлёвым, Олегом и Лизой Даль, Татьяной Проценко, Владом Галкиным, Марианной Шепф и другими, — о родных по духу людях, многие из которых уже ушли из жизни, но не из памяти и сердца, с которыми свела судьба и посчастливилось общаться.
Начал свое выступление Алексей Станиславович с рассказа о близкой дружбе с замечательной советской актрисой Наталией Николаевной Кустинской, о съемках фильма «Три плюс два», прогремевшего на всю страну и за ее пределами после выхода на экраны в 1963 году.
— Сегодня хотелось бы отдать дань памяти этим замечательным людям, многих из которых уже нет в живых, — начал свое выступление Алексей Станиславович. — Особенно близким для меня человеком была Наталия Николаевна Кустинская. Она была и навсегда останется мне самым родным не по крови и близким по духу человеком. Порою, когда депрессия брала за горло, становилось порою невыносимо плохо и тоскливо, Наталия Николаевна вдохновляла меня своей жизненной стойкостью и желанием жить. «Не сметь хандрить!» — всегда говорила она мне. Это был человек с огромным чувством юмора, добрый, умный, отзывчивый, всегда адекватно оценивавший себя, свое положение, возраст и свои возможности. И мне больно и горько видеть, сколько лжи и клеветы льется на этого человека с телеэкранов и со страниц желтых газет, лжи, которую тиражируют и распространяют СМИ. Вместе с Наталией Николаевной, когда я приезжал к ней в Москву, мы начали писать книгу ее воспоминаний, о которой нужно говорить отдельно, и которую мне обязательно нужно закончить, чтобы открыть миру настоящую Наталию Николаевну и уничтожить тот искаженный образ, который навязали людям СМИ.
«Раньше я думала, что все дороги ведут в Рим, а теперь знаю, что все дороги ведут в Ярославль! Алеша, ты так красиво и с такой любовью всегда говоришь о своем городе!» — как-то сказала мне она после очередного моего рассказа о нашем славном граде.
Настоящим откровением для гостей вечера был рассказ о Татьяне Проценко — знаменитой и любимой с детства многими поколениями советских детей героине фильма «Буратино» Мальвине, «девочке с голубыми волосами» — добром и светлом, искреннем и талантливом человеке и поэте, к сожалению, ушедшей из жизни в 2021 году в возрасте 53 лет после нескольких лет борьбы с тяжелой болезнью.
— Таня — это само солнце, добрый, чуткий и отзывчивый человек, не способный на подлость и предательство, тонко чувствующий природу и окружающих людей, прекрасный поэт. Таких людей сейчас очень мало, и я счастлив, что в моей жизни был этот уникальный человек.
Алексей Станиславович познакомил собравшихся с поэтическим творчеством Татьяны, прочитал и свои стихотворения, посвященные ей. Одно из них заканчивается таким четверостишием:
И снова Таня на экране
Нас учит жизни, как всегда —
И душу мне уже не ранят
Не так прожитые года.

В этот вечер гости смогли прикоснуться и к человеку-легенде Олегу Далю — прозвучал рассказ о дружбе, встречах и общении с Елизаветой Алексеевной Даль, женой артиста, которая всю жизнь хранила память о любимом муже.
— Елизавета Алексеевна Апраксина-Даль, внучка знаменитого филолога Бориса Эйхенбаума — уникальная женщина, которая продлила жизнь артиста на целых одиннадцать лет. За ней ухаживали такие мастера слова как Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. Она очень много рассказывала мне об Олеге, издала книгу его дневников и писем, — продолжил свой рассказ Алексей Станиславович. — Артист очень любил Ярославль и оставил в нашем городе часть своей души. Елизавета Алексеевна в своих письмах ярославскому другу признавалась: «Вся моя жизнь в последние двадцать лет держится на памяти об Олеге. А когда я узнаю о молодежи, которая любит и помнит об Олеге, я понимаю, что на этой памяти отчасти и держится связь времен».
Алексей Станиславович прочитал свое стихотворение, посвященное этому уникальному советскому артисту, вот его заключительное четверостишие, которое является лучшим подтверждением слов Елизаветы Алексеевны Даль о памяти и связи времен: ведь если память жива — течение времени не властно над нами:
Счастливый, без жизни фарта,
Проживший так мало… Как жаль!
Нет, в Киеве третьего марта
Не умер Олег Даль…

Алексей Станиславович поделился воспоминаниями о съемках в сериале «Котовский» у режиссера Станислава Назирова, где ему посчастливилось сыграть роль надзирателя тюрьмы, об общении на съемочной площадке с замечательным актером Владиславом Галкиным, который сыграл главную роль в фильме, о прогулках с ним по местам съемок любимого ими обоими фильма «Большая перемена», как известно, снимавшегося в Ярославле.
Прозвучали на встрече имена Натальи Даниловой, легендарной актрисы Ленинградского БДТ, известной зрителям по своим многочисленным ролям, в том числе и по роли Вари Синичкиной в легендарном фильме «Место встречи изменить нельзя»; любимца миллионов советских женщин актера советского кино Андрея Харитонова, поэта и композитора Марианны Шепф. О этих людях можно говорить бесконечно, и каждому из них можно посвятить отельную встречу.
Член-корреспондент Международной академии наук и искусств, председатель Ярославского фотографического общества Лев Хохлов поделился своей историей участия в прошедших на Ярославской земле съёмках фильма о легендарном герое гражданской войны Котовском, а также рассказал гостям вечера о своей книге — сборнике статей, посвященных жизни и творчеству первого русского фотографа Алексея Федоровича Грекова (1803-1855), уроженца Ярославской губернии, и приуроченной к 220-летию со дня его рождения (2023), а также к 185-летию изобретения фотографии и 130-летию Ярославского фотографического общества (1894). Автор, работая в архивах и библиотеках области, впервые установил точные даты и обстоятельства жизни Грекова, составил генеалогическое древо его рода. Лев Николаевич рассказал и об истории создания фотоклубов в Ярославле, об учрежденном в сентябре 1894 года Уставе Ярославского фотографического общества, о том, как 100 лет спустя, в 1994 году, при непосредственном участии Геннадия Ершова и Льва Хохлова было учреждено Ярославское отделение Союза фотохудожников России. Автор в своей книге выразил надежду, что «Ярославское фотографическое общество вновь возродится с прежним названием, а его устав будет разработан с учетом новых реалий цифровых медиа и новых форм активности фотолюбителей в социальных сетях». В таком случае после проведения первых выставок лучшие работы должны будут составить ядро фотофонда, на основе которого, в свою очередь, будет создана мобильная фотогалерея города.
Три часа встречи пролетели незаметно, на одном дыхании.
В заключение вечера организаторы выразили огромную благодарность собравшимся за теплую атмосферу в зале, неподдельный интерес к затронутым темам, и пригласили всех на следующую встречу авторского киноклуба, которая пройдет во второй половине мая.
Наталия Тергаушева, секретарь Кировского РК КПРФ по оргпартработе, заместитель председателя ЯРО ВСД «Русский Лад».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *