А.Д. Куликов: «Преступления организаторов и исполнителей государственного переворота 93-го не должны остаться безнаказанными!»

12 ноября на пленарном заседании Госдумы при обсуждении вопроса «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с 20-летней годовщиной событий, происходивших в городе Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года» выступил депутат фракции КПРФ А.Д. Куликов.

Куликов Александр Дмитриевич
 

— Уважаемые депутаты!  Коллеги!

На рассмотрение представляется проект Постановления Государственной  Думы «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с 20-летней годовщиной событий, происходивших в городе Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года», разработанный группой депутатов фракции Коммунистическая партия Российской Федерации по поручению фракции.

Цель обращения: предложить Президенту Российской Федерации В.В. Путину восстановить историческую, нравственную, правовую справедливость в отношении   граждан Российской Федерации,  отказавшихся исполнять антиконституционный  Указ  Президента Российской Федерации Б. Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (№1400 от 21 сентября 1993года), противодействовавших ему.

Прошедшие октябрьские дни, когда практически во всех регионах России граждане вспоминали, в той или иной форме, события конституционного кризиса  сентября-октября  1993 года в городе Москве, принесшего неисчислимые жертвы, еще раз подтвердили исключительную значимость, трагизм происшедшего, потрясшего основы российского государства, русской цивилизации, предопределив драматическую судьбу нашего народа, большинства граждан на десятилетия. 

Минуло  двадцать лет с тех октябрьских дней, когда на улицах и площадях столицы  были  убиты из танковых пушек, из пулеметов и автоматов, из снайперских винтовок, ранены, искалечены сотни и сотни его граждан.  Общество по-прежнему задается вопросами, что же произошло тогда в Москве? Кто повинен в  массовой гибели  людей?  Как озаботилось государство жизнью оставшихся в живых  невинных жертв этих событий и их несчастных семей?  Возможно ли повторение  подобного  в современной России? 

Не будет преувеличением утверждение, что  очень многие  наши соотечественники, в первую очередь молодое поколение, все еще в неведении  об истинных обстоятельствах  и причинах   произошедшего  в стране. В этом нет ничего удивительного, поскольку все прошедшие годы исполнительная власть, партии Кремля, начиная с «Выбора России», делали все возможное, чтобы внедрить в  память народа  свою «правду» о событиях осени 1993 года, чтобы   скрыть преступления президента России Бориса Ельцина и его окружения, катастрофические по своим последствиям для Отечества. Да и ныне еще  продолжает свою  дезинформационную работу   пропагандистская машина по обелению организаторов, вдохновителей и  исполнителей совершенного тогда в Москве насильственного государственного переворота и последовавшего разгрома конституционного политического строя, законно избранных органов советского народовластия.

Безусловно, требуется большое мужество и, несомненно, незамутненная  совесть российским государственным, политическим деятелям, чтобы публично признать, что  результатом переворота явились  бессудные расправы, убийства, многочисленные человеческие жертвы в Москве. Что  вал  ельцинского беззакония, репрессий, прокатился по всей России в отношении   тысяч граждан, общественников, журналистов, политиков, должностных лиц правоохранительных органов и российской армии, исполнительной власти, советов всех уровней. Что все они стали жертвами  произвола  лишь за то, что   выступили в защиту Верховного Совета, высшего органа власти Съезда народных депутатов, в защиту Конституции страны, против  признанного Конституционным Судом  незаконным указа Президента РФ №1400, которым  эти органы власти фактически упразднялись, действие  Конституции приостанавливалось, а устанавливался  режим личной власти Президента России. 

Признать эту  горькую правду   до настоящего времени  решилась лишь одна ветвь власти — представительная в лице Государственной Думы  второго созыва, ее двух специальных комиссий, документы которых и ныне являются основной исторической ценностью для  объективного исследования и оценок случившегося осенью 1993 года в  нашей стране.

Напомню: первая Комиссия с наименованием «по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших  в   городе  Москве  21 сентября — 5 октября 1993 года»    была создана 14 мая 1998 года Постановлением Государственной Думы № 2447-  II ГД.

Комиссии поручалось. Цитирую: «изучить и проанализировать правовую,  политическую, экономическую, социальную и международную стороны событий,  происходивших в городе Москве  21  сентября  —  5 октября  1993 года; —  рассмотреть поступившие в Государственную Думу предложения о политической  реабилитации  граждан,  выступивших  во время  указанных  событий  в  защиту Конституции (Основного Закона) Российской Федерации —  России  и  высших  органов  законодательной власти  Российской  Федерации; —  об  увековечении  памяти погибших и улучшении  материального  положения   семей   погибших…» и «…пострадавших во время указанных событий».

Вторая Комиссия создана Постановлением Государственной Думы № 2653-II ГД   19 июня 1998 года в связи с выдвижением депутатами Государственной Думы обвинения против Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в совершении преступлений из пяти пунктов: Беловежский преступный сговор;

— Государственный переворот в сентябре — октябре 1993 года;

— Война в Чечне;

— Разрушение безопасности и обороноспособности страны;

— Геноцид российского народа.

Ее наименование — Специальная комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по оценке соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента Российской Федерации. Согласно Положению о комиссии  ее главной задачей являлась: проверка обоснованности выдвижения обвинения против Президента   Российской Федерации.

Материалы этих Комиссий, наряду с документами из других источников, в их числе уголовное дело №18/123669-93 генеральной прокуратуры РФ, лежат в основе рассматриваемого проекта Постановления.

Эти документы, содержащие частично  озвученные  мною выводы по событиям сентября — октября 1993 года, проливают свет на деятельность первого Президента России, на  историю его преступлений начала 90-х годов прошлого века, связанных с государственной изменой, неоднократными попытками захвата и захватом власти. Они показывают объективную картину  развернувшейся драмы 21 сентября — 5 октября 1993 года насильственного подавления ставшего непокорными после губительной экономической реформы, после шоковой терапии и мошеннической приватизации Парламента и высшего органа власти Съезда народных депутатов.  В них подробно исследуются обстоятельства массового убийства 3-5 октября 1993 года  группировкой  уже утратившего в соответствии с Конституцией и Заключением  Конституционного Суда (№ 3-2 от 21 сентября 1993 года) президентский пост гражданина Ельцина наших соотечественников, выполнявших свой гражданский долг по сопротивлению   антиконституционным действиям узурпатора,  по защите высших органов народовластия.

В документах раскрывается зловещий механизм подчинения и использования всех силовых институтов государственной машины для узурпации власти в руках Ельцина и сгруппировавшихся вокруг него политических авантюристов. Показывается безнравственная сущность, трусость и предательство целого ряда высших должностных лиц Правительства РФ, администрации Президента, мэрии Москвы, министерств обороны и внутренних дел, обеспечивших реализацию преступного плана государственного переворота.   В числе организаторов и соучастников председатель правительства В.Черномырдин, вице-премьер М.Полторанин, глава администрации президента С.Филатов, мэр Москвы Ю.Лужков,  министр иностранных дел Козырев, министр обороны Грачев, министр внутренних дел Ерин, начальник Службы Безопасности Президента Коржаков, ряд других руководителей министерств и ведомств.

Уважаемые коллеги! Как известно принятое 23 февраля 1993 года Государственной Думой постановление №65-I «Об объявлении политической и экономической амнистии», п. 1., позволило вызволить из тюремных камер  защитников Дома Советов, депутатов, руководителей Верховного Совета, незаконно и необоснованно обвиненных в тяжких преступлениях. Оно же позволило прекратить уголовные репрессии в отношении других граждан России, противодействовавших Указу № 1400, а заодно освободить  лиц,  принимавших участие в августе 1991 года в поддержке ГКЧП.  Мы  добрым словом вспоминаем В.Илюхина, председателя Комитета по безопасности, светлая ему память, В.Исакова, председателя Комитета по конституционному законодательству,  других депутатов, руководителей и  работников правового управления Государственной Думы первого созыва за разработку этого документа. 

Постановление помогло спасти от реальной смерти приговоренных Ельциным. Это уже не скрываемый ныне факт. Вместе с тем, амнистия — акт милосердия, прощения, освобождающий от ответственности, но не снимающий вину в совершении преступления. А какие же преступления совершили защитники Дома Советов,  народные депутаты, не оставившие осажденный Парламент?  Каждый из них, в соответствии с вышеуказанным Заключением Конституционного Суда,  действовал в конституционном правовом поле, правомерно противодействуя незаконным решениям и действиям уже нелегитимного, как Президента, гражданина  Ельцина.  Клеймо же преступника и по сей день необоснованно висит на  них. Поэтому более чем справедливы требования невинно пострадавших людей о правовой и политической реабилитации.

Уважаемые депутаты! Согласно официальным данным генеральной прокуратуры в период сентября-октября 1993 года погибло 147 человек и 384 ранено. Известно, что расследование по уголовному делу № 18/123669-93, возбужденному по ст. 79 УК РСФСР (организация массовых беспорядков) по фактам нападения на мэрию и ТТЦ Останкино, было прекращено 3 сентября 1995 года на основании постановления о прекращении уголовного дела, вынесенного Генеральной прокуратурой РФ.  В рамках этого же уголовного дела по непонятным причинам частично расследовались и события, связанные со штурмом Дома Советов, хотя уголовное дело по этим событиям  не возбуждалось и происходили они не в Останкино и не в районе мэрии. 

В результате лица, конкретно виновные в гибели мирных граждан, те, кто палил из танковых пушек,  применял другое огнестрельное оружие по защитникам Парламента, кто стрелял в безоружных на площади в Останкино,  кто избивал, мучил уже прекративших сопротивление и сдавшихся защитников Дома Советов,  в том числе  народных депутатов, легитимных представителей  высшего органа законодательной власти России, не установлены и не привлечены к ответственности. Жертвы  преступлений, семьи погибших так и остались без компенсаций нанесенного ущерба жизни и здоровью потерпевших. Эту несправедливость еще возможно исправить законным путем, одновременно разработав и реализовав государственную комплексную программу социальной помощи этой категории граждан.

Из опубликованных в двухтысячные годы материалов, исследований ученых, специалистов, из воспоминаний непосредственных участников этих событий следует, что число жертв более чем в 6 раз превышает официальные цифры. И понятно почему. Цитирую материалы Комиссии Государственной Думы: «В силу сложившейся политической обстановки, органы прокуратуры не смогли провести полное, объективное и всестороннее расследование уголовного дела №18/123669-93, а также некоторых других уголовных дел, возбужденных в связи с событиями 21 сентября – 5 октября 1993 года. Руководство “правительственной стороны” активно влияло на следствие, пытаясь средствами “указного права” и административного давления определить круг обвиняемых и квалификацию содеянного.

Некоторые должностные лица, военнослужащие и сотрудники милиции препятствовали проведению следственных действий ». Так «…Сотрудникам следственной бригады не позволили произвести судебно-баллистическую экспертизу оружия 6-го отряда специального назначения “Витязь” и других подразделений военнослужащих и сотрудников милиции, принимавших участие в событиях на стороне “правительственных сил”» и применявших оружие. Кроме того, установлено, что « …имели место случаи уничтожения до окончания следствия одежды погибших, утраты других вещественных доказательств». Не является тайной и установленный факт, что только на третий день после окончания штурма Дома Советов следственной бригаде разрешили осмотреть здание.

Как утверждали ответственные работники следственной бригады генеральной прокуратуры, трупов погибших граждан в здании они не видели. Но по свидетельству таких известных политиков как Аушев, Илюмжинов, Руцкой, многих  народных депутатов, гражданских лиц из числа защитников дома Советов, являвшихся 4 октября  очевидцами развернувшейся кровавой бойни, то на лестницах, в проходах здания были многочисленные трупы погибших, на  отдельных стенах висели фрагменты тел.  Кто зачистил место  преступления, не известно. Куда  исчезли тела, кто эти погибшие люди, следствие так и не установило. Нет сомнений, что надо проводить новое расследование по фактам обнаружения трупов людей у Дома Советов, в Останкино в других местах массового убийства граждан.

Уважаемые депутаты! Не все удалось сделать членам Комиссий по объективным причинам. Не получила своего разрешения и  проблема массового нарушения прав граждан в регионах России в связи с противодействием Указу №1400. А она есть!  Указ  Ельцина №1452 от 25 сентября 1993 года «Об ответственности лиц, противодействующих проведению поэтапной конституционной реформы» прямо предписывал увольнять с работы должностных лиц органов государственной власти, работников правоохранительных органов, офицеров российской армии независимо от выслуги последних.

Сколько наших толковых руководителей, работников советов, других органов власти и управления в то суровое время потеряло работу, скольких искренних, честных профессионалов, законников страна потеряла из-за вынужденного  увольнения из органов внутренних дел, прокуратуры, спецслужб, сколько офицеров вооруженных сил, присягавшие нарду и  Конституции, было уволено  за верность своему долгу, до настоящего времени не известно. Многие  же из них лишилось возможности заработать достойную пенсию. Нам надо знать этих людей. Государство должно  помочь  в восстановлении их нарушенных прав и обеспечить  соответствующую компенсацию, в том числе и нанесенного морального ущерба.

Документы Комиссий Палаты Парламента России, так и не стали объектом исследования следственных органов, несмотря на содержащиеся в них факты, требующие проверки в рамках уголовно-процессуального кодекса. Об этом говорилось выше. Но появились новые документы, новые откровения,  новые факты,  разоблачающие   тех,  кто   пособничал Борису Ельцину в организации насильственного государственного переворота, кто обеспечивал ему  международную поддержку и международную помощь в свержении законной власти Советов.  Среди   авторов,  уже названные выше  А. Коржаков, М. Полторанин, С. Филатов,  а так же бывший вице-премьер А. Чубайс, бывшие руководители федеральных министерств и ведомств П.Авен, А.Кох, бывший президент США Б. Клинтон,  бывший заместитель Госсекретаря С. Тэлботт, и большой ряд других отечественных и иностранных исследователей, специалистов, политиков.   Все это требует новой проверки и правовой оценки следственными органами.

Уважаемые депутаты! Безнаказанность порождает новые преступления и новых преступников. Мы же должны, извлекая уроки из прошлого, создать гарантии безопасности от возможных отечественных «пиночетов» для настоящего и будущего нашего народа. Этому учит нас собственная история. Это же нам подсказывает современная история многих государств мира.    Мы, депутаты,  российское общество должны  знать  полную правду о событиях 93-го года, об обстоятельствах,  о причинах и условиях  насильственного государственного переворота.

Нам надо  знать поименно тех, кто не смирился с произволом и беззаконием, кто ценой своей жизни и здоровья защищал законную власть, свое право на свободу, на жизнь  в  справедливой стране?   

Коллеги!  Документы  Государственной Думы второго созыва по рассматриваемой теме существуют, они легитимны и не отменены. Они требуют от нас, от российской власти, Парламента, Правительства, Президента вновь обратиться к событиям сентября-октября 93-го года и восстановить историческую, правовую, нравственную справедливость в отношении  их участников. В силу особенности современной политической системы России, решить указанные проблемы может лишь Президент Российской Федерации, используя конституционные полномочия.

Убеждены, только на  пути  справедливости и права  возможно избавление от ельцинского наследия, возможно примирение и  консолидация  российского общества.  Именно поэтому мы и просим депутатов поддержать наше обращение к Президенту России В.В. Путину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *