Антон Голицын: «Нужны нестандартные решения, чтобы спасти Ярославль от банкротства»

Антон Голицын
 Антон Голицын

«Нужны нестандартные решения, чтобы спасти Ярославль от банкротства»

На днях депутат муниципалитета Антон Голицын опубликовал на своем «Фейсбуке» пост, в котором рассуждает о крайне сложной ситуации, складывающейся с городским бюджетом. Более того, Антон Александрович не исключает, что Ярославль ждет финансовый коллапс.

– Антон, что послужило поводом для столь пессимистичных прогнозов? Это был доклад главы департамента финансов Сергея Хахина на слушаниях по бюджету?

– Да. Дело в том, что доходы собственного бюджета сокращаются. Это связано с тем, что у города уходят определенные полномочия: зарплаты педагогических работников детских садов берет на себя область, и соответственно забирает часть НДФЛ. Вместе с тем у города остаются обязательства по повышению зарплат бюджетникам, которые не подкреплены новыми доходами. Плюс тянет вниз муниципальный долг, составляющий порядка 4 миллиардов рублей. Не выполнен план по приватизации муниципального имущества. Если в прогнозный план заявлялось объектов на сумму порядка 2 миллиардов рублей, то продано его было только на 500 миллионов. Усугубляет ситуацию инфляция, которая сама по себе съедает деньги – при том, что доходы не растут.

– Сергей Хахин отмечал, что не все расходные статьи будут профинансированы полностью, иными словами – денег не хватит. На что?

– Капитальных расходов, кроме ДГХ и департамента организации строительства, вообще не планируется. Особенно тревожно, что денег не хватает на софинансирование программ, но они в любом случае должны быть выделены. Для этого нужно искать дополнительные источники. Самая важная и самая затратная программа – это расселение ветхого и аварийного жилья. Не хватает денег на программу «Молодая семья», нет средств на уборку улиц.

– Какова в настоящее время ситуация с муниципальным долгом Ярославля?

– Долг города достигнет, видимо, 5 миллиардов и приблизится к собственным доходам бюджета – а это порядка 7 миллиардов рублей, то есть уже достигает порядка 75% от доходов.

– Какие шаги предпримет власть для решения этой проблемы? Удастся ли избежать новых кредитов?

– Это самый пессимистичный сценарий – залезать в кредиты и копить долги. На обслуживание долга и так уходит порядка 400 миллионов рублей. Другой путь – работать с муниципальным имуществом, и здесь возможны два варианта. Первый – продавать все, что не профильное и не относится к жизнеобеспечению города. «Водоканал», соответственно, продавать нельзя. Но есть другое имущество. Это рынки, «Ярославльтелесеть», «Городской телеканал» – не инфраструктурные предприятия. Можно устроить последнюю распродажу, все это скопом реализовать и на эти оставшиеся деньги как-то попробовать следующий год протянуть. Второй вариант – заниматься этим точечно. Где-то сменить менеджмент, где-то продать не все предприятие, а часть его имущества, которое является непрофильным. Например, у «Старого города», оказывается, есть в собственности бывший кинотеатр «Горн». Есть площадки, которые можно продать, и у «Центрального рынка». И соответственно – искать возможность привлечь инвестиции и получить в дальнейшем прибыль.

– И насколько возможно реализовать именно второй вариант?

– Для этого нужна политическая воля, хозяин, который будет этим заниматься. Но есть и третий вариант, который не исключает двух предыдущих – это активные попытки достучаться на уровень федеральной власти. Нужно требовать пересмотра межбюджетных отношений – в частности, подкрепления расходов, которые согласно Указу Президента легли на регионы и муниципальные образования, налоговыми источниками.

– Антон, почему, на ваш взгляд, так плохо выполнен план приватизации?

– Когда шла битва за информационные ресурсы, депутаты настаивали на том, что «Городской телеканал» и «Ярославльтелесеть» надо продавать и включили их в прогнозный план. Ну и пошло все несколько не так, как планировалось изначально – те же мастерские художников из плана исключили. Многое хотели продать из того, что занимали общественные организации, потом депутаты выступили против этого. Несогласованность действий и позиций мэрии и муниципалитета привела к тому, что многие объекты так и не были проданы.

– Хорошо, последние крупные активы, оставшиеся у города, реализовали. Деньги съели. Что дальше?

– А дальше все то же самое. Кто знает, подпишет Президент очередной указ о росте зарплат? Либо у города заберут затратные полномочия, либо дадут дополнительные источники финансирования. Все последние годы город выживал за счет продажи муниципального имущества, но этот ресурс уже исчерпан.

– Вместе с тем город по-прежнему рассчитывает на помощь области.

– Да, завтра, может быть, областной бюджет еще спасет город, даст субсидии. Ярославль стал дотационным городом – объем субсидий превышает объем собственных доходов. Да, область возьмет еще один кредит, выпросит еще одну субсидию у Федерации и даст Ярославлю часть денег. Но у области у самой госдолг приближается к 20 миллиардам, это огромные обязательства. И все это может сложиться как карточный домик, если в Москве не будет принято радикальное решение проблемы.

– Антон, что предлагаете со своей стороны для того, чтобы можно было сбалансировать бюджет?

– Здесь нужен некий «мозговой штурм» с участием депутатов муниципалитета, представителей мэрии, возможно, с привлечением каких-то внешних экспертов для того чтобы найти какие-то нестандартные варианты решения проблемы. Например, переезд всей мэрии в одно большое здание. Органы власти раскиданы по центру города. А та же бывшая гостиница «Царь-Град», где расположен ДГХ, стоит серьезных денег. Я уверен, что затраты на то, чтобы построить или купить здание вне центра города, будут меньше прибыли от продажи зданий в центре города, занимаемых органами власти. Это была бы и серьезная экономия в будущем, так как это памятники архитектуры, это ремонт, обслуживание, поддержание в нормальном состоянии. А если все органы власти будут находиться в едином комплексе, это позволит сэкономить на таких расходах, как транспорт, связь, энергосбережение. Это могло бы быть строительство, покупка или даже аренда здания.

– Какие-то конкретные варианты рассматривались?

– Насколько я знаю, речь шла о гостинице на проспекте Фрунзе на пересечении с Суздальским шоссе, за «Макдональдсом». Ее построили, а огромное здание так и стоит пустым. Можно было бы переехать туда. В любом случае должна собраться какая-то экспертная группа, которая найдет наилучший вариант. От Игоря Блохина звучало предложение объединить Кировскую администрацию с Ленинской, здания Кировской продать, оптимизировать количество чиновников. Но чиновники привыкли мыслить так: есть уровень прошлого года – мы от него отталкиваемся. Поэтому нужен тот самый «мозговой штурм».

Беседовал Алексей УШАКОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *