ФИНАЛЬНАЯ ДУМА: ГОЛОСОВАТЬ – ПЕРЕГОЛОСОВАТЬ

Фразы о голосовании не случайно вынесены в заголовок этой статьи. Ведь именно они, пожалуй, чаще всего звучали на последнем в уходящем году заседании областного парламента. Когда ряд вопросов откровенно «продавливался» председателем фракции «Единая Россия» Николаем Александрычевым, а позднее и спикером заксобрания Михаилом Боровицким. Обычно думы после принятия бюджета собираются нечасто и проходят спокойно. Очевидно, такого сценария депутатское большинство изначально хотело придерживаться и на этот раз: быстренько обсудить законы да поскорей разойтись на каникулы. Однако с первых минут их планы были нарушены.

 

Из отведенного в повестке времени стали выбиваться уже после первого вопроса. Утверждалась новая кандидатура на должность председателя контрольно-счётной палаты Ярославской области (КСП). Кампания шла больше месяца и сопровождалась громким скандалом вокруг претендентов на эту руководящую должность. Изначально депутаты поддержали действующего главу палаты Андрея Набатова. За него даже собрали «автографы» более половины думцев. Но губернатор выставил своего человека – профильного заместителя и главного финансиста региона Анатолия Фёдорова. После чего сразу началась кампания по отзыву подписей за Набатова. В результате он сдался, снял свою кандидатуру и стал советником губернатора (видимо, в благодарность за сговорчивость). В итоге этой резонансной истории единственным претендентом на кресло руководителя КСП остался Фёдоров. В области он человек известный, компетентный, в финансово-денежных вопросах, конечно, искушённый и опытный. И всё бы хорошо, если бы ни одно «но». Последние 20 с лишним лет он бессменно работал в органах исполнительной власти региона, притом исключительно на руководящих должностях (профильным заместителем главы  области и директором департамента финансов). Не обратить внимание на этот факт ряд депутатов, в первую очередь от фракции КПРФ, не могли.

— Анатолий Павлович, вы 25 лет работали в правительстве области. Наверняка сейчас там остаются ваши друзья, просто хорошие знакомые, коллеги, с которыми вы долгое время трудились. Не будут ли эти годы работы во власти довлеть над вами и оказывать влияние на исполнение профессиональных обязанностей уже в новой должности председателя КСП? Иными словами, хватит ли вам принципиальности в проведении проверок различных подразделений областной администрации? И насколько достоверную информацию в этом случае смогут получить депутаты облдумы, которым сегодня предстоит за вас голосовать? Это первый вопрос. И второй – собственно, про контрольно-счётную палату. Вы наверняка знаете её слабые стороны. В этой связи, какие планируете изменения, в случае утверждения в качестве председателя? – поинтересовался заместитель руководителя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев.

          Товарища поддержал, и тему внутренних преобразований продолжил коллега Эльхана Мардалиева, депутат-коммунист Александр Лейкин.

— Анатолий Павлович, скажите, а если областная  Дума примет решение проверить, скажем, ваш же департамент финансов, например, за 2013 или 2014 годы, как вы будете проводить проверку: по закону и по совести или по дружбе? – спросил депутат.

Претендент на кресло председателя КСП ответил в благостных тонах: друзья у человека есть в любом случае, но довлеть ничего не будет, а проверять намерен честно и беспристрастно. Дескать, напишу всё как надо, будете довольны. Во что, сказать по правде, верится с трудом. Так как последняя проверка, инициированная одним из оппозиционных депутатов, которая касалась закупки лекарств, никаких серьёзных проблем не выявила. То есть нарушений не найдено, всё «хорошо»! Хотя о, мягко скажем, завышенной цене закупок этих медикаментов говорила вся область! А профильный заместитель губернатора Александр Сенин на этой волне даже вынужден был уйти в отставку. На пару с директором департамента здравоохранения.

В результате бурных обсуждений вместо отведённых в повестке 15 минут вопрос занял в три раза больше времени. Только один этот пример ярко показывает, что раз и навсегда «порвать со своим прошлым» (и в первую очередь – с бывшим местом работы и бывшим работодателем – губернатором) у Фёдорова вряд ли получится. Именно по этой причине фракция КПРФ голосовала против его кандидатуры. Свою роль сыграла и обстановка, в которой проходило выдвижение соискателя. Губернатор выдвинул его в последний момент, а вся последующая кампания сопровождалась уже упомянутым скандалом с бывшим председателем КСП Андреем Набатовым. Если бы Фёдорова изначально предложили депутаты, если бы он был связан с общественностью – никаких вопросов, скорее всего, не было бы вовсе. Но получилось по-иному. И теперь у принципиальных депутатов есть серьёзные опасения и все основания полагать, что контрольно-счётная палата, как орган, подотчётный Думе, потеряна.

Второй вопрос повестки дня касался изменения законодательства в области налогообложения. Документом предлагаются очередные послабления для бизнеса. Точнее — дополнить перечень инвесторов, получающих льготы, новым участником – управляющими компаниями по реализации инвестпроектов регионального значения по созданию и развитию промышленных (индустриальных) парков. Речь идёт о налоге на имущество и на землю. Вроде бы это хорошо…если, конечно, быть уверенным, что этот бизнес к нам придёт и действительно будет развивать промышленность региона. Но тут осталось немало вопросов. Под кого разрабатывался и принимался этот закон? Что это за управляющие компании, которые будут распоряжаться, фактически, пустой землёй? Сколько на сегодняшний день организаций, инвесторов, предпринимателей вообще имеют подобные льготы? Ну и самое главное – насколько предоставление таких льгот выгодно для области? Точнее – для её жителей, то есть для каждого из нас. Не проиграет ли бюджет от таких «подарков» для коммерсантов больше, чем гипотетически приобретёт от их же деятельности? На примере того же бизнес-инкубатора пока мы видим обратный эффект: поблажки дают, а результата особого не видно. Индустриальные парки в Тутаеве и Гаврилов-Яме также представляют собой плачевное зрелище. Соответственно, прежде чем выносить такие законопроекты на суд депутатов, нужно подготовить необходимые расчёты, экономически просчитать выгоду и риски. Но никаких аргументов заместитель губернатора Дмитрий Секретарёв, увы, не представил. Хотя разговор с ним был. То есть правительство на деле вновь показало своё отношение к депутатам и продемонстрировало полное игнорирование запросов Думы. А как принимать законопроект, если для понимания нет всех необходимых данных? Никак! В результате депутаты дважды «прокатили» «детище» губернатора: сначала в первом чтении, а затем после обсуждения поправок. Многие воздержались от голосования, немало проголосовали «против». И только под большим давлением опять же председателя фракции «Единая Россия» и спикера Думы было предложено вернуться к переголосованию и, в конце концов, со скрипом «протащить» документ. В итоге он был принят. Фракция КПРФ, разумеется, закон в таком виде не поддержала.

Точно также вернуться к процедуре переголосования было предложено при обсуждении законопроекта «О внесении изменений в закон о транспортном обслуживании населения». То ли «единство» правящей партии снова дало трещину, то ли «единороссы» испугались выступления своих коллег от оппозиции, но в итоге количество «воздержавшихся» и «протестующих» снова оказалось велико – для принятия законопроекта опять не хватило голосов. И опять документ приняли только после настойчивых просьб из президиума «быть внимательнее».

В завершении думской повестки был одобрен ещё один законопроект, позволяющий предоставлять именитым спортсменам (мастерам спорта, заслуженным тренерам, гроссмейстерам России и так далее) земельные участки для постройки дома. Сама по себе инициатива неплохая. Главное, чтобы все эти люди свою профессиональную карьеру связывали ещё и с поддержкой детского спорта. То есть не только развивались сами, но и помогали подрастающему поколению. Потому что предоставлять землю просто так, даже при наличии высокого спортивного звания, всё же не вполне рационально. По крайней мере, до тех пор, пока есть многодетные и малообеспеченные семьи и другие незащищённые категории граждан. И здесь пришлось снова столкнуться со слабой проработанностью вопроса со стороны правительства региона. «Отметилось» оно и в одном из вопросов дополнительной повестки, которая «нарисовалась» незадолго до заседания регионального парламента. Один из вопросов касался изменения в бюджет. И депутаты снова (по вине тех же чиновников) не успели изучить все материалы. Хотя КПРФ всегда настаивает, что все вопросы, связанные с финансами и экономикой, нужно вносить заранее. Поскольку рассмотреть их за 5 минут невозможно! Увы, исполнительная власть снова не сделала никаких выводов. Что в очередной раз дало повод усомниться в её компетенции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *