Дума в режиме «ковид»

На очередном заседании Ярославской областной Думы, которое состоялось в минувшую пятницу, был поставлен новый «рекорд» скорости. На рассмотрение повестки дня из 25 пунктов потратили всего один час, а обсуждение проекта бюджета на будущий год и вовсе заняло 15 минут. Экспресс-формат инициировал спикер Алексей Константинов. Разумеется, при полной поддержке фракции «Единая Россия». Сославшись на сложную эпидемиологическую обстановку, он предложил провести обсуждение без докладов и выступлений, а также ограничить количество депутатских вопросов. Рискнём предположить, что истинной причиной «галопа по европам» стала не забота о здоровье законодателей, а желание заткнуть рот оппозиции.

Бюджет «по-спринтерски»

К сожалению, ограничения прав депутатов давно стали обычной практикой в Думе седьмого созыва. Они касались и включения дополнительных пунктов в повестку дня, и количества вопросов, и порядка выступлений. А некоторые даже официально были прописаны в регламенте. Однако на сей раз спикер парламента, и по совместительству главный ярославский «единоросс», превзошёл сам себя. Законодательные инициативы рассматривались без прений, и без докладов со стороны правительства. А от каждой фракции можно было задать только два вопроса.

Обрезанный формат был мотивирован неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией в связи с распространением коронавируса. Безусловно, обстановка на самом деле тяжёлая, а приуменьшать опасность COVID-19 никто не собирался, хотя заседание проходило в очном режиме.

Судя по всему, основным мотивом для введения укороченного регламента стали не опасения перед вирусом, а страх перед представителями оппозиции. «Партия власти» снова испугались их ярких выступлений и острых вопросов. Прежде всего, по проекту бюджета нашего региона на 2021 год, который обсуждался в первом чтении. Опасения были не безосновательными, ибо основной финансовый документ в предложенном правительством варианте не выдерживал никакой критики.

Ожидаемые доходы казны снижаются почти на 5 миллиардов рублей, по сравнению с первоначальной редакцией бюджета 2020 года, и более чем на 13 миллиардов, по сравнению с актуальной версией. Дефицит достигнет рекордной цифры в 5,9 миллиарда рублей. А рост государственного долга прогнозируется в сумме более 41 миллиарда рублей. При этом почти по всем основным направлениям существенно «срезаются» расходы. По сравнению с ожидаемым исполнением за 2020 год, затраты на здравоохранение уменьшатся на 14,25%, на социальную поддержку населения – на 11,8%, на коммунальные услуги – на 5,8%, на образование и молодёжную политику – на 2,3%, на культуру и туризм – на 1,4%. Объём межбюджетных трансфертов из областной казны для муниципальных образований сократится на 13%.

Вместе с тем, множество злободневных проблем по-прежнему остаются нерешёнными. Ввиду ограничения по количеству задаваемых вопросов, депутаты от оппозиции были вынуждены озвучить лишь наиболее трудные из них. Председатель фракции КПРФ Александр Воробьев поставил вопрос о «второй российской беде»:

Проблема, которая ставилась неоднократно — чтобы в бюджете были предусмотрены деньги на ремонт подъездных путей к социальным объектам. Руководители комитетов получили ответ, что это будет касаться только региональных трасс в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Скажите, вы ограничитесь исключительно ими? Или наконец-то услышите предложение о выделении средств на приведение в порядок местных дорог к школам, больницам и учреждениям культуры, как в Ярославле, так и в сельской местности?

Ответ держал руководитель администрации губернатора Илья Баланин. Но он лишь сослался на обещание главы региона выделить деньги на ремонт подъездных путей только в 2022 году, озвученное тремя днями ранее во время виртуальной встречи с председателями думских фракций. Поскольку все средства дорожного фонда на 2021 год уже расторгованы. Но точно такие слова звучали в Думе и прошлой осенью.

Тогда представители правительства тоже обещали подготовить специальную программу для реализации поставленной задачи. Однако эти обещания так и остались пустыми словами. Хотя вопрос ставили представители всех фракций, включая «Единую Россию». Теперь «партия власти» поменяла свою позицию. Не иначе, последовали указания «сверху».

«Единая Россия» сама ставила вопрос о выделении денег. Как я понимаю, теперь она дала задний ход. Речь шла про 2021, а не про 2022 год. Поэтому не надо передёргивать слова. Если средств от правительства не будет, мы подготовим собственную поправку! – подытожил Александр Васильевич.

В продолжение темы депутат-коммунист напомнил правительству области о рекомендациях по проекту бюджета, которые подготовили думские комитеты. И поинтересовался их дальнейшей судьбой. На что получил ответ, что все предложения обсудят уже в рамках подготовки ко второму чтению. Из чего напрашивался  неутешительный вывод: пока ни одной инициативы законодателей поддержано не было. Между тем, они касались по-настоящему важных вопросов.

Помимо дорог, речь шла о здравоохранении, поддержке многодетных и молодых семей, благоустройстве дворов и общественных территорий, возвращении так называемого «депутатского миллиона» для решения первоочередных вопросов местного значения и о многом другом. Однако до всего этого правительству нет дела. В создавшихся условиях фракция КПРФ не могла поддержать проект бюджета даже в первом чтении и проголосовала против. Теперь коммунисты сосредоточатся на подготовке поправок, которые предстоит внести до 30 ноября.

Медицина по-прежнему бессильна

Ещё менее информативным оказался законопроект «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2021 год». Депутатам представили только общие цифры. В то время как множество конкретных вопросов так и остались за скобками обсуждения. К примеру, заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев поинтересовался объёмами материальной поддержки медработников в будущем году.

Распространение коронавируса, к сожалению, продолжается. И, судя по всему, будет продолжаться в 2021 году. Какие средства предусмотрят на осуществление доплат медицинским работникам, работающим с «ковид»-пациентами? – задал вопрос Эльхан Яварович.

По словам чиновников, решение о выделении средств из резервного фонда будет приниматься исходя из эпидемиологической ситуации и нагрузки на врачей. И поскольку данное решение ещё не принято, деньги на это в областной казне тоже не заложены.

На удивление недальновидный подход. Очевидно, заранее готовиться к нештатным ситуациям в областном правительстве так и не научились. Тем самым вновь рискуя столкнуться с многочисленными сбоями и не менее многочисленными жалобами со стороны медицинского персонала. В свою очередь, в связи с участившимся количеством претензий, касающихся работы частных медицинских центров, депутат-коммунист Елена Кузнецова поинтересовалась их финансовым положением в системе ОМС.

— Какой процент от объёма государственного задания будет выделен частным клиникам? И какова их доля в программе обязательного медицинского  страхования в целом? На комитете вы не смогли предоставить такую информацию,  — спросила Елена Дмитриевна у руководителя территориального фонда ОМС Дианы Смысловой.

Однако и на заседании Думы чиновница оказалась немногословна. По её словам, распределение объёмов медпомощи производится специальной комиссией по разработке территориальной программы. Работа данной комиссии ещё продолжается. Поэтому публикация результатов произойдёт лишь в декабре. Вместе с тем при профильном комитете областной Думы уже создана рабочая группа по вопросам реализации порядка применения санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Первые результаты её работы появятся уже на этой неделе.

         Не в бровь, а в глаз

Последним «послаблением» в условиях обрезанного регламента, на которое не посмели покуситься «единороссы», остались выступления депутатов в конце заседания Думы. Коммунисты оказались единственными, кто воспользовался данным правом. Продолжая медицинскую тему, член фракции КПРФ Шакир Абдуллаев напомнил собравшимся о главных проблемах ярославского здравоохранения на примере Рыбинска.

Побывав в нескольких больницах, поликлиниках и лабораториях в городе Рыбинске я оценил, в каком положении оказались жители. Все СМИ ввели людей в панику. Они бросились сдавать тесты. В итоге холодильники оказались забиты анализами, которые месяцами лежат без движения. Поэтому лабораториям нужно оказать помощь, их нужно расширять. Однако этот вопрос не решён. Частными медицинскими центрами, которые делают анализы, на мой взгляд, вообще пора заняться прокуратуре. Мне кажется, там большое мошенничество. Ещё один вопрос – обеспечение учреждений здравоохранения транспортом, которого просто нет. Больницы и поликлиники вынуждены нанимать его на стороне. Но и это не всегда удаётся. В результате врачи вынуждены ходить пешком. Все эти вопросы нужно решать!

Заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев вернулся к дорожной теме, и предложил провести проверку работ на двух самых сложных объектах 2020 года:

В октябре закончились контракты на ремонт двух важных транспортных артерий города Ярославля – Тутаевского шоссе и Добрынинского путепровода. В СМИ не раз говорили о том, что работы на данных объектах  сопровождались многочисленными скандалами и претензиями со стороны заказчиков и исполнителей. С учётом того, что на эти работы были потрачены сотни миллионов рублей, я считаю, что Ярославская областная Дума должна поручить Контрольно-счётной палате включить в план работы на 2021 год внеочередную проверку эффективности расходования средств на реконструкцию Тутаевского шоссе и Добрынинского путепровода.

Депутатский запрос в КСП Ярославской области за подписью депутатов-коммунистов не заставил себя ждать. И уже в пятницу вечером был на руках у её аудиторов.

Последним взял слово председатель фракции КПРФ Александр Воробьев, который как следует «припечатал» руководство «партии власти» за нарушение прав оппозиции, а правительство области – за неуважение к Думе в целом.

Я так понял, что мы переходим на новый регламент работы. Депутатам, которые хотят что-то сказать, нужно успеть записаться и выступить только в конце заседания. Образно выражаясь, махать кулаками после драки. Но что ещё остаётся? Я понимаю, что сейчас эпидемия коронавиурса.  Но почему нельзя выступать при обсуждении вопросов? На основании чего тогда мы принимаем решения, если ни фракции, ни отдельные депутаты не могут высказать своё мнение? Наконец-то состоялась встреча председателей думских фракций с губернатором в режиме видеосвязи. Я задал вопрос о персональной ответственности чиновников. И несколько раз с большой обеспокоенностью назвал фамилию Саитгареева. Мы все видим, в каком состоянии у нас здравоохранение. Это – следствие развала медицины на территории области в последние годы. Меня обвинили в предвзятом отношении. Хотя на заседании профильного комитета для отставки Саитгареева не хватило всего одного голоса. Нас власть в лице губернатора не слышит. А мы терпим такое отношение со стороны директора департамента, который даже не ходит в Думу. Где этот человек? Может быть, он сбежал? Почему не принимаются меры? Давайте вместе озвучивать такие вопросы. Пока нам только врут. Так дальше быть не должно!

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *