ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: ГЛАДКО НА БУМАГЕ, ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ?

В период летнего затишья, когда между сессиями в кулуарах областной Думы царит непривычная тишина, на суд парламентариев был внесён любопытный законопроект. Документ, подготовленный в правительстве региона, предусматривает введение для детей-сирот социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения. Не секрет, что проблема обеспечения таких ребят положенными квадратными метрами стоит очень остро. И новая инициатива вроде бы преследует благую цель – снять её остроту. Однако на деле всё выглядит далеко не так гладко и просто.

Процесс строительства и приобретения жилья для ребят, оставшихся без попечения родителей, уже ни один год даёт системные сбои. Застройщики заявляются на торги не слишком охотно, закупочные процедуры признают не состоявшимися, да и требования к жилым помещениям довольно жёсткие (хотя и не заоблачные). В ряде случаев приобретение квартир и вовсе оборачивается уголовными делами, как недавно произошло с областным депутатом от «Единой России» Романом Фомичёвым. А очередь вчерашних воспитанников детских домов всё это время продолжает расти.

По данным уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области Михаила Крупина, на 1 апреля текущего года в ней находилось 2358 человек, из них 548 человек – старше 23 лет. А у 1619 молодых людей, по словам детского омбудсмена, и вовсе нарушено конституционное право на жилье. При этом, за последние 10 лет область купила только полторы тысячи квартир. Притом, за последнее время количество приобретаемых объектов недвижимости ещё и снижается. А за год власти обеспечивают лишь 5-10% квартир от текущей потребности. Решение проблемы подобными темпами фактически позволяет закрывать лишь текущую просроченную задолженность.

При этом, обязанность по обеспечению жильём с чиновников никто не снимал. Планы, показатели и отчёты тоже никуда не делись. И в качестве варианта решения проблемы была предложена вышеуказанная социальная выплата на приобретение в собственность жилого помещения. Проще говоря, молодой человек из числа детей-сирот получает не квадратные метры, а специальный денежный сертификат, с помощью которого он сможет приобрести себе недвижимость. Сама выплата предоставляется в размере, рассчитанном исходя из минимальной общей площади жилого помещения в 33 квадратных метра. Если у заявителя уже имеются собственные дети, добавляется ещё по 14 «квадратов» на каждого ребёнка.

С одной стороны, это выход. Вместо того, чтобы годами ждать своей очереди, ребята смогут получить средства на покупку жилья. Да ещё и выбрать его по собственному усмотрению. Однако внимательно изучив текст законопроекта, становится понятным, что для получения, а главное – реализации заветного сертификата придётся пройти практически сквозь игольное ушко. Во-первых, выплату будут давать лишь молодым людям, достигшим возраста 23 года. Простите, а где они должны жить до этого момента? Допустим, кому-то крышу над головой могут обеспечить по месту учебы. А что делать тем, кто уже работает? Ведь в отличие от советских времён, работодатель не обязан предоставлять сотрудникам общежитие. Да и ту же учёбу (скажем, в лицее или техникуме) заканчивают гораздо раньше указанного возраста.

Во-вторых, заявитель должен иметь стаж работы в течение одного года. Это требование тоже вызывает вопросы. К примеру, очное (дневное) обучение в отдельных вузах (скажем, медицинских), может продолжаться до возраста 23 лет. И успеть получить 12 месяцев трудовой деятельности молодые люди просто не успеют. В лучшем случае, можно говорить о какой-то неофициальной подработке. Но это «в зачёт» не идёт. К слову, данное требование регионы определяют сами. И жёстких норм здесь нет. Допустим, в законе Новосибирской области тоже прописано обязательство трудового стажа, но он должен составлять только 6 месяцев.

В-третьих, ещё одним обязательным условием для выплаты по закону является «наличие судебного акта о предоставлении жилого помещения специализированного жилфонда по договору найма и вступившего в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения по урегулированию судебного спора об обеспечении жилым помещением». Иными словами: если у заявителя был судебный спор об обеспечении жильём с местными властями, он должен быть урегулирован. Так что ребятам придётся ещё и походить по инстанциям.

В-четвёртых, размер выплаты будет определяться на основании показателя, определённого приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. А эта цифра, как правило, значительно отличается от реальных цен на рынке. Так, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ярославской области, утвержденная Минстроем на 3 квартал текущего года, составляет 68 986 рублей. В то же время, даже в глухих спальных районах областного центра цена «квадрата» в простой новостройке сегодня доходит до 90 и даже до 100 тысяч рублей. На вторичном рынке средняя цена по итогам первого квартала также составляла почти 71 тысячу  рублей. Так что официальные расчёты в лучшем случае подойдут для районов области.

Наконец, распоряжаться сертификатом вчерашнему выпускнику детского дома предстоит самостоятельно. Но, не обладая специальными знаниями и жизненным опытом, он легко может стать жертвой мошенников – тех же «чёрных риелторов» или недобросовестных юристов. В результате молодой человек может остаться и без денег, и без жилья. Никакой защиты для детей-сирот в данном случае не предусмотрено. В законопроекте прописывается только контроль за использованием самой выплаты. Таким образом, изначально благая идея может обернуться значительными трудностями в ходе практической реализации. Все вопросы обязательно будут озвучены депутатами фракции КПРФ при рассмотрении законопроекта в профильном комитете. Не исключено, что документ придётся дорабатывать.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *