ПРИЕХАЛИ В ТУПИК?

Новая транспортная реформа, затеянная губернатором Евраевым, набирает обороты, и каждый день служит источником новостей. К сожалению, в основном – негативных. Самым печальным известием на прошлой неделе стал тот факт, что крупнейший муниципальный перевозчик – АО «ПАТП-1 города Ярославля» всё же не примет участия в конкурсах на осуществление пассажирских перевозок. А это означает, что в ближайшее время предприятие будет вынуждено уйти с городских автобусных маршрутов. Показательно, что власти не только не сделали ничего, чтобы предотвратить такой исход, а, напротив, подтолкнули «ПАТП-1» в пропасть.

По состоянию на 21 февраля были определены перевозчики по 106 из 137 автобусных маршрутов, предусмотренных в Ярославле и Ярославском районе. Самым крупным из них стала компания «Транспорт Ярославии», зарегистрированная, несмотря на название, в Москве. На указанную дату она получила 43 маршрута. Предполагается, что на их обслуживании фирма заработает более 18 миллиардов рублей. Второй по значению «куш» из 33 маршрутов достался другому иногороднему перевозчику – хорошо знакомой ярославцам (правда, отнюдь не с лучшей стороны) «Первой пассажирской компании» из Санкт-Петербурга. Вкупе с ещё одним столичным ООО «СтарТранс» (7 маршрутов) на долю «варягов» к началу последней недели февраля приходилось почти 80% рейсов. Соответственно, ярославским компаниям достались крохи. Притом, получить хоть какие-то маршруты смогли исключительно частники.

Что же касается муниципального «ПАТП-1», то чуда не произошло – оно так и не заявилось ни на один из конкурсов. Судя по всему, у властей не было даже намерения поддержать собственное предприятие. Что, во многом, подтверждает цитата мэра Артёма Молчанова, которую приводит издание «Коммерсант»: «Учитывая тот подвижной состав, который имеется у «ПАТП-1», кредитную нагрузку и неудовлетворительное финансовое положение, участвовать в конкурсе предприятие не может… Приобретение в лизинг по тем предложениям, которые были получены от лизинговых компаний, невозможно. Купить новые автобусы можно только в случае финансовой состоятельности, а «ПАТП-1» такой возможности не имеет».

Хочется спросить: а власти узнали об этом только вчера? Ведь условие конкурса по наличию новых автобусов было известно заранее. Так почему нельзя было заложить эти средства для собственного предприятия при утверждении городского бюджета на 2023 год, а то и раньше? Или хотя бы предусмотреть обеспечение лизинговых платежей под гарантии мэрии? Увы, теперь эти вопросы так и останутся риторическими. В новейшей истории  руководители Ярославля не раз ставили «подножки» городским предприятиям. При Викторе Волончунасе было сокращено значительное количество маршрутов электротранспорта и ликвидировано трамвайное депо в центре. При Владимире Волкове аналогичная судьба постигла уже троллейбусный парк на Городском валу. Но лишить целое предприятие главного вида деятельности до последнего времени не удавалось ещё никому. Нынешние «эффективные менеджеры» смогли и это. В итоге последним днем работы автобусов «ПАТП-1» в Ярославле станет 27 мая. По иронии судьбы, на эту же дату приходится День города.

Конечно, формально «ПАТП-1» пока продолжает деятельность. Но судьба его крайне туманна. А ответственные лица ограничиваются лишь общими фразами. Так, директор департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных на официальной странице ведомства в социальной сети «Вконтакте» заявила: «В АО «ПАТП-1 города Ярославля» сегодня работают 706 человек, из них 268 водителей. Это опытные, проверенные профессионалы, которыми очень дорожит область. Отрасль не может их потерять». Правда, ниже чиновница добавила, что планируется трудоустройство водителей, технических специалистов и сотрудников службы эксплуатации в ООО «Транспорт Ярославии». В свою очередь, кондукторам будет предложена возможность перейти на работу в областное учреждение «Организатор перевозок Ярославской области».

Но планировать – ещё не значит, сделать. Так что пока это лишь слова. До конца не ясно и то, как будет использована сама база предприятия. Есть предположение, что её отдадут в пользование всё тому же столичному перевозчику. Напомним, что в первой половине февраля областные депутаты-коммунисты Эльхан Мардалиев и Валерий Байло запросили в мэрии Ярославля и правительстве региона официальную информацию о перспективах «ПАТП-1». Так что властям в любом случае придётся дать подробное объяснение, что ждёт предприятие.

В свою очередь, депутат от КПРФ в Муниципалитете Ярославля Евгения Овод направила запрос в прокуратуру с просьбой провести проверку на предмет возможного подведения муниципального транспортного предприятия к банкротству и его искусственного отстранения от участия в конкурсах на перевозку пассажиров. Сейчас коммунисты ожидают ответа из надзорного ведомства. Сами работники «ПАТП-1» также подготовили обращение на имя руководителей области и города, потребовав пересмотреть итоги конкурсов на автобусные перевозки. Под документом поставили подписи 143 человека.

Наконец, коммунисты планируют провести митинг в поддержку «ПАТП-1» и с целью обсуждения накопившихся проблем в транспортной отрасли, чтобы ещё раз донести их до властей и заставить чиновников услышать чаяния ярославцев. При этом, услышать в прямом смысле, поскольку в качестве места проведения митинга выбран сквер на улице Андропова между мэрией и правительством. Правда, в КПРФ есть опасение, что мероприятие могут не согласовать – слишком резонансная заявлена тема. Но тогда власти тем более должны быть заинтересованы в том, чтобы провести встречу с сотрудниками «ПАТП-1», раскрыть все «карты» и приложить максимум усилий для сохранения предприятия.

Отметим, что тревогу вызывает и судьба государственного АО «Ярославское АТП», которое принадлежит региону. Оно выполняет межмуниципальные маршруты, но сегодня уже лишилось значительной части пригородных рейсов из областного центра в Ярославский район. Между тем, губернатор Евраев не раз говорил о втором этапе транспортной реформы. И если всё останется как есть, участие «Ярославского АТП» в ней под вопросом, поскольку подвижной состав предприятия изношен на 90%. Поэтому о его перспективах нужно озаботиться уже сейчас. В противном случае, история с «ПАТП-1» может повториться уже на уровне всей области.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “ПРИЕХАЛИ В ТУПИК?

  1. В Ярославской области нет никакой транспортной реформы. Присланные из Москвы на правление варяги организуют захват ярославской собственности, сейчас очередь дошла до транспортных предприятий. Конкурсные условия специально были разработаны так, чтобы не допустить ПАТП-1 к конкурсу. Можно от такой наглости промолчать, но можно и бороться с разрушителями действующих предприятий, поставить вопрос об отставке Евраева и Молчанова, увольнении с волчьим билетом организаторов транспортной аферы, которая принесет убыток ярославской казне, выбросит на улицу высоко профессиональный коллектив ПАТП-1. Все мы видим, что коллектив ПАТП-1 умышленно подводили под банкротство, а за такие «шалости» предусмотрена уголовная ответственность. Может у правоохранительных органов хватит смелости исполнить свой профессиональный долг?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *