Как с народа за мусор три шкуры дерут

09
В начале заседания Госдумы 22 июня депутаты почтили минутой молчания память погибших в годы Великой Отечественной войны. В день 82-й годовщины нападения фашистской Германии на Советский Союз минута молчания прошла по всей России. Эта введённая с 2020 года акция стала моментом единения, в котором сегодня особенно нуждается наша страна. К сожалению, о принимаемых законах этого не скажешь.
При всей своей важности, актуальности и востребованности не стала цементирующим звеном «мусорная реформа», очередная версия которой реализуется в разработанном правительством и принятом в первом чтении 22 июня Госдумой законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Минприроды докладывает, что «реформа» худо-бедно, но даёт свои плоды: объём твёрдых коммунальных отходов снизился с 70 миллионов до 50 миллионов тонн в год. Стремясь ещё больше сократить объёмы захоронения отходов и наладить их переработку, правительство попыталось отрегулировать так называемый механизм расширенной ответственности производителей и импортёров товаров (РОП), который вот уже семь лет работает практически вхолостую.
Именно на РОП уповает правительство, чтобы достичь установленной указом президента от 21 июля 2020 года национальной цели: добиться к 2030 году стопроцентной обработки (сортировки и очистки) твёрдых коммунальных отходов, половина из которых должна утилизироваться, и снизить полигонные захоронения в два раза. Сегодня, по данным минприроды, обрабатывается 50% отходов, утилизируется — 12%.
Идея, рождённая в начале 1990-х в Швеции и подхваченная в 2015-м Россией, заключается в том, чтобы заставить самих производителей и импортёров товаров заботиться об утилизации своей продукции после утраты ею потребительских свойств. Речь в первую очередь идёт об упаковке. Не можешь утилизировать — плати экологический сбор, чтобы государство взяло обязанность по переработке отходов на себя.
За 5 лет бюджет должен был собрать с помощью системы расширенной ответственности производителей 150 миллиардов рублей (по 30 миллиардов в год), а собрал всего 19 миллиардов. «РОП прячется в серой зоне, — сетуют закопёрщики «мусорной реформы» из числа «единороссов». — Надо вытащить его оттуда». Законопроект устанавливает новые принципы определения ставок экологического сбора.
«Сегодня производитель и импортёр могут заявить о себе в органы Росприроднадзора, а могут не заявить. Их обязательства носят декларативный характер. Поэтому основные новеллы закона связаны именно с усилением администрирования», — уточнил заместитель министра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин. Законопроект переводит систему администрирования из бумажного в цифровой формат и вводит коэффициент экологичности, который будет подталкивать товаропризводителей и импортёров отдавать предпочтение упаковке легкоперерабатываемой.
Чтобы выполнить указ и половину отходов направить в переработку, надо построить одну тысячу предприятий, на что потребуется более 600 миллиардов рублей. Откуда их взять? Конечно, из карманов граждан. Они покупают товары, в цене которых заложен экосбор (исключение составляют товары первой необходимости и некоторые продукты питания), и оплачивают вывоз и сортировку твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Законопроект лукаво обещает переложить с помощью донастройки РОП часть расходов на товаропроизводителей.
Фракция КПРФ предлагает совершенно другой подход. По мнению Евгения Бессонова, во-первых, надо прекратить рекламу безудержного потребления по радио и телевидению, а во-вторых, запретить использование пластиковой одноразовой упаковки, 50% процентов которой вообще не поддаётся вторичной переработке.
Ренат Сулейманов считает, что следует перевернуть пирамиду и вернуться к хорошему советскому опыту, когда людям за сданную стеклотару, макулатуру, ветошь платили деньги. Это было бы эффективно и выгодно всему населению, а не «мусорным королям», как сейчас. Сегодня вся «реформа» свелась к трёх-, четырёхкратному повышению тарифа на ТКО, к уголовным делам на операторов, которые эти повышенные тарифы положили себе в карманы, и к появлению новых полигонов отходов, что вызвало массовые протесты населения, заметил депутат.
Коммунисты законопроект не поддержали. Позицию фракции изложил Олег Михайлов. По его мнению, законопроект порождает странную ситуацию. Производители и импортёры товаров будут обязаны с 1 января 2025 года обеспечить утилизацию 55% отходов произведённой или ввезённой упаковки, с 2026 года — 75%, а к 2027 году 100%. Бизнес должен обеспечивать стопроцентную утилизацию отходов или заплатить по полной экосбор. При этом государство, принимая от производителя экосбор, не берёт на себя ответственность за полную утилизацию отходов и не несёт обязанности отчитаться перед бизнесом и обществом за потраченные средства.
Но самое главное: платежи перекрывают друг друга, дублируются и множатся. Во-первых, производитель закладывает экосбор в цену товара. С постепенным ростом норматива утилизации увеличится размер экосбора, что приведёт к росту цен на товары, то есть за повышенный норматив платить будет потребитель. Затем человек заплатит региональному оператору за сбор, транспортировку и обработку отходов, что входит в коммунальные услуги. Кроме того, региональные операторы получают компенсацию выпадающих доходов при применении особого тарифа для населения, который отличается от так называемого экономически обоснованного тарифа. Эти компенсации выплачиваются из региональных бюджетов, которые пополняются во многом за счёт налогов граждан. Также регоператор получает выручку от извлечения и реализации вторичных материальных ресурсов, а если учесть, что контейнеры для раздельного сбора ставят за бюджетные деньги, то и получается, что население за одно и то же ведро мусора три-четыре раза заплатит.
Нужны не только новые методики расчёта экосбора, но и корректировка тех нормативных актов, которые регулируют формирование тарифа регионального оператора, коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов и порядок организации раздельного накопления отходов от использования товаров на контейнерных площадках. Необходимо закрепить в законодательстве понятие «заготовитель вторичных материальных ресурсов», введя его в систему расширенной ответственности производителей, что позволит сделать раздельный сбор мусора для населения бесплатным, заметил Олег Михайлов. Таким образом, будет достигнута цель снижения объёма твёрдых коммунальных отходов без повышения или даже со снижением оплаты обращения с твёрдыми коммунальными отходами для наших граждан, убеждён депутат-коммунист.
Татьяна Офицерова
Правда
Фото: Вадим Беседин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *