КУДА ПРИЕДЕТ «ПАТП-1»?

2-4

В минувшую пятницу в «ПАТП-1 города Ярославля» прошли мероприятия, посвящённые 75-летию со дня образования предприятия. Однако праздник вряд ли возможно считать весёлым. Перспективы десятки лет верой и правдой перевозившей ярославцев «первой пассажирки» туманны, а судьба — тревожна. Виной тому – пресловутая транспортная реформа, затеянная «варягами» с приходом губернатора Евраева. Ещё недавно казалось, что муниципальное предприятие сможет сохранить за собой хотя бы часть маршрутов. Но с объявлением итогов половины конкурсов становится всё очевиднее, что власти не видят его в новой системе координат.

По планам правительства области, с апреля пассажирские перевозки в Ярославле и Ярославском районе будут осуществляться по 137 маршрутам: 77 городским и 60 пригородным. Все они были сгруппированы в 33 лота, которые в начале февраля разместили на портале государственных закупок для проведения торгов и определения компаний-подрядчиков. По информации с официального сайта департамента транспорта Ярославской области, к 17 февраля были определены 8 перевозчиков по 70 маршрутам. Львиная доля досталась иногородним структурам из Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, печально известная среди пассажиров «Первая пассажирская компания» получила сразу тридцать три маршрута: № 2к, 4а, 6, 11, 12, 21б, 22с, 25, 27, 28, 29, 34, 64, 76, 99, 110, 117, 121а, 129, 131, 138, 139, 139а, 139п, 140, 140к, 156, 157, 160, 162, 176, 183, 191. Ещё по семь маршрутов досталось ООО «СтарТранс» (№ 4, 5, 17, 19к, 22, 33, 58) и ООО «Транспорт Ярославии» (№ 26, 68, 53, 178, 124, 154, 154к). Для жителей эти имена пока новые, но СМИ напрямую связывают их с двумя другими иногородними компаниями – соответственно, «Автомиг» (обслуживает четыре маршрута, в том числе «легендарный» 66-й, отмеченный постоянными нарушениями со стороны водителей, в том числе по двум резонансным ДТП, в которых пострадали дети) и «Автолайн» (работает на маршруте № 56, один из автобусов которого загорелся прямо на линии, а  у другого на ходу оторвалась дверь).

Напомним, что все три иногородние конторы пришли в город по приглашению губернатора Михаила Евраева в конце 2021 года, чтобы исправить ситуацию с пассажирскими перевозками. Чем обернулось такое «исправление» — пассажиры знают не понаслышке. В свою очередь, пять ярославских компаний или предпринимателей в общей сложности получили только 23 маршрута. Семь достались ООО «Драйв» (№ 102, 102а, 108, 124к, 125, 145, 123), столько же – ООО «ЯТК-2» (№ 1, 21т, 59, 65, 67, 70, 77), пять – ООО «ЯрБус» (№ 107, 112, 119, 132, 157к) и по два – ООО «Гирфтранс» (№ 2 и 55) и ИП Намазов (№ 84с и 94с). При этом, крупнейшее и старейшее транспортное предприятие города – муниципальное «ПАТП-1», на сегодняшний день не только не получило ни одного рейса, но и потеряло ряд своих традиционных направлений.

Сейчас «ПАТП-1» обслуживает два десятка маршрутов. Однако его подвижной состав сильно изношен. Самые новые автобусы приобрели ещё в 2019 году. Между тем, по обязательным условиям конкурса, подвижной состав должен быть не старше одного года. Таких машин у «первой пассажирки» нет. А значит, заявиться на конкурс попросту не с чем. Но самым вопиющим является тот факт, что городские власти, зная об этих требованиях, не заложили средств не на покупку новых автобусов, не на обеспечение лизинговых платежей.

В итоге судьба «ПАТП-1» вызывает серьёзную тревогу. Ведь если предприятие перестанет заниматься пассажирскими перевозками, то лишится своей главной деятельности. В перспективе это может означать либо ликвидацию, либо, в лучшем случае, использование в качестве технической базы для одной из столичных компаний. Но «первая пассажирка» — это не только имущественный комплекс. В первую очередь – это живые люди, которых в штате предприятия около семисот человек, больше половины из которых – водители и кондукторы. Что будет с ними? К сожалению, ответ на этот вопрос в мэрии не дают.

Обеспокоенные сложившейся ситуацией, коммунисты первыми забили в колокола. Депутат от КПРФ в Муниципалитете Ярославля Евгения Овод высказала опасения по поводу участия предприятия в конкурсе ещё в середине января во время стратегической сессии, прошедшей в городской администрации и посвящённой работе пассажирского транспорта. Однако чётких ответов на свои вопросы не услышала. Участники мероприятия ограничились лишь «дежурной» рекомендацией в адрес самого «ПАТП-1». Тогда Евгения Александровна повторно затронула тему перспектив предприятия на заседании Муниципалитета 15 февраля. Однако его председатель, «единоросс» Сергей Калинин вновь попытался «замылить» вопрос.

После длительных споров и настойчивых требований его всё-таки решили обсудить, но только в формате рабочей группы, заседания которой будут носить закрытый характер. Складывается впечатление, что от ярославцев попросту хотят скрыть реальное положение дел в «первой пассажирке» и транспортной отрасли города в целом. В итоге Евгения Овод написала обращение в прокуратуру с просьбой провести проверку на предмет возможного искусственного отстранения «ПАТП-1» от участия в конкурсе.

— Прошу в срочном порядке провести прокурорскую проверку на предмет соблюдения законности по указанным фактам. В частности – на предмет возможного подведения муниципального транспортного предприятия АО «ПАТП-1 г. Ярославля» к банкротству, искусственного отстранения его от участия в конкурсах на перевозку пассажиров, что, в свою очередь, может поставить предприятие на грань прекращения самостоятельной профильной деятельности. Также прошу провести проверку на предмет возникающих социально-экономических последствий для города Ярославля, их целесообразности в имеющихся обстоятельства при проведении так называемой «транспортной реформы», — приводит слова Евгении Овод информационный портал «Ярньюс».

В свою очередь, областные депутаты-коммунисты также призывают к ответу исполнительную власть городского и регионального уровня. 8 февраля Валерий Байло направил мэру Ярославля Артёму Молчанову депутатский запрос с просьбой предоставить официальную информацию о планах относительно «ПАТП-1». А 14 февраля на заседании областной Думы тему поднял заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев:

Предлагаю включить в повестку дня информацию о перспективах развития общественного транспорта в Ярославле. И, в частности, по «ПАТП-1». На прошлой неделе в мой адрес поступали многочисленные обращения как самих работников предприятия, так и пассажиров, высказывавших обеспокоенность по данному вопросу.

Присутствовавший в зале заместитель губернатора Андрей Колядин ответил, что к заседанию этот вопрос не готовили. Но пообещал предоставить информацию письменно. Решение было отражено в протокольной записи Думы. Таким образом, собрав все официальные данные и получив первые результаты прокурорской проверки, депутаты-коммунисты смогут понять, что можно сделать для спасения «ПАТП-1».

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “КУДА ПРИЕДЕТ «ПАТП-1»?

  1. Коммунисты борются за судьбу транспортных предприятий, их работников. А какое мнение на происходящее самих тружеников? Готовы покорны влезать в любой хомут, служить любому господину, получать крохи за свой тяжелый труд? Или там коллектив, способный постоять за свои права?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *