Никогда такого не было, и вот опять

0be3dcf4382a5cd27752062981d96051

Эпидемия кори стала для российского здравоохранения неприятной неожиданностью

Не успели мы перевести дух от одной мировой эпидемии, как в дверь постучалась другая. Надо отдать должное экспертам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые ещё в начале введения чрезмерных ограничительных мер предупреждали о подобной опасности. Парадокс заключается в том, что на фоне самой масштабной в истории человечества вакцинации от COVID-19 были нарушены или даже свёрнуты программы плановой иммунизации детей, в том числе и от таких смертельных болезней, как корь. За последние два года из-за антиковидной изоляции прививку от кори не получили более 40 млн детей во всём мире.

И понеслось… Только за два первых месяца этого года в мире было зарегистрировано больше случаев заболеваний корью, чем за весь предыдущий год. По данным ВОЗ, рекордсменами по числу заболеваний являются Таджикистан, Турция и, увы, Россия. По информации минздрава, за первые три месяца в стране уже зарегистрированы 1300 случаев заражения корью. Это колоссальный рост по сравнению с прошлыми годами. На первый взгляд, небольшие цифры не должны нас обманывать, так как эта инфекция распространяется с невероятной скоростью.

Напомним, что корь — самая заразная из всех известных инфекций, при контакте с больным вероятность заболевания составляет практически 100 процентов, поэтому скорость распространения напоминает пожар в сухой степи. При этом корь — болезнь часто смертельная, особенно у детей. Так, во время последней мировой вспышки кори в 2019 году в мире умерли более 207 тысяч детей.

При этом после создания в 1963 году чрезвычайно эффективной противокоревой вакцины мир, казалось бы, мог спокойно вздохнуть. Весьма важное дополнение: по нормам ВОЗ, для предотвращения передачи вируса и возникновения масштабных вспышек кори охват плановой иммунизацией двумя дозами противокоревой вакцины должен составлять как минимум 95 процентов. Отличным примером может служить советская медицина, которая, введя в план прививок общую вакцинацию новорождённых и последующую ревакцинацию перед школой, благодаря своей организованности, обязательности и массовости уже с 70-х годов ХХ века победила эту опасную инфекцию.

Что же случилось, почему сегодня мы оказались по заболеваемости корью в тройке мировых двоечников? Две беды тому причиной: антипрививочники и мигранты.

Так, по данным Роспотребнадзора, наиболее сложная ситуация с корью наблюдается в Северо-Кавказском, Приволжском и Уральском федеральных округах. Хуже всего дело обстоит в Дагестане — одном из регионов, где проживают самые активные противники вакцинации. Дошло до того, что местные власти временно запретили непривитым от кори или привитым однократно детям посещать детские сады и школы.

Впрочем, по тем же источникам, заболеваемость неуклонно растёт и в Новосибирской, Самарской, Саратовской, Ленинградской, Амурской областях.

Многие региональные чиновники от здравоохранения грешат не только на местных отрицателей прививок, но и на завоз инфекции извне. Так, Роспотребнадзор связывает рост заболеваемости корью с отсутствием прививок у граждан, приехавших в страну из ближнего зарубежья. Роспотребнадзор объявил о старте подчищающей иммунизации от кори: до конца этого года планируется провести массовую вакцинацию гастарбайтеров. Ответственность за вакцинацию возложена на их работодателей. Насколько заинтересованы предприниматели заниматься подобной профилактикой? Вопрос риторический… К сожалению, экономические интересы частного бизнеса, предпочитающего отечественным работникам дешёвую рабсилу мигрантов, теперь угрожают жизни и здоровью российских граждан.

Впрочем, даже если наши работодатели захотели бы проявить сознательность, вряд ли им удалось бы полностью воплотить это желание в жизнь, так как, по сообщениям врачей, пока не удаётся закрыть потребность российских регионов в вакцинах от кори. Не все даже бюджетные ЛПУ смогли получить достаточное количество вакцины, что уж говорить о частных клиниках.

России повезло в том, что у нас есть отечественная вакцина от кори. Однако, по данным RNC Pharma, суммарно в 2022 году в обращение было выпущено 4,7 млн доз вакцины (моно-, двух- и трёхкомпонентной), что на 21 процент меньше, чем в предыдущий год. Кроме того, частично коревая вакцина поставлялась американской компанией, но в последнее время эти поставки наряду с вакцинами от ветряной оспы, краснухи и паротита были заморожены.

Борьба с эпидемией COVID-19, как видим, прошла, но последствия от выпадения из прививочного календаря, в том числе от опасных и смертельно опасных инфекций, будет ещё долго нам аукаться. Будем надеяться, что основы советского профилактического здравоохранения остались разрушенными не до основания и наша отечественная медицина и фармакология смогут напрячься и побороть всевозможные угрозы.

Мария ПАНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *