НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ ИЛИ СТАРЫЙ БЕСПРЕДЕЛ?

2-4

Общественный транспорт Ярославля продолжает будоражить умы, оставаясь одной из самых обсуждаемых тем. Не прошло и года после запуска скандальной транспортной реформы мэрии, как систему вновь решили перекроить. Притом, самым кардинальным образом. На этот раз инициатива исходила от врио губернатора Михаила Евраева, который внёс законопроект о передаче полномочий по транспортному обслуживанию населения от города к области. Показательно, что столь сложный документ поступил за считанные дни до заседания Думы и без какого-либо предварительного обсуждения. Поэтому вызвал массу вопросов. В большинстве своём, так и оставшихся без ответа.

На внеочередном заседании думского комитета по градостроительству и транспорту законопроект представила директор профильного регионального департамента Татьяна Черемных. Первое, что констатировала чиновница: в настоящее время транспортное обслуживание населения в Ярославле не отвечает требованиям надежности, безопасности и комфорта. Отсюда – многочисленные претензии граждан, особенно по соблюдению расписания и состоянию парка. Средний возраст автобусов составляет свыше 7 лет. А количество ДТП по вине их водителей с начала года выросло на 60%. Тем самым, область фактически признала провал транспортной реформы, затеянной мэрией летом прошлого года.

После этого депутатам рассказали о том, как в правительстве хотят исправить сложившуюся ситуацию. Полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом с 1 января 2023 года будет передано от местных властей на уровень региона. По замыслу авторов новой реформы, это должно привести к обновлению подвижного состава (Татьяна Черемных публично озвучила, что возраст автобусов будет не старше 1 года) и росту уровня комфорта, повышению безопасности и использованию современных технологий. У присутствующих в зале депутатов сразу возникло ощущение дежавю.

— Сейчас мы слышим ту песню, которую слышали два года назад в исполнении мэрии. Тогда обещали ровно то же самое. А в итоге получили разваливающиеся автобусы на наших улицах, повышение аварийности, срывы расписания и массовое недовольство. Вместо городских перевозчиков пришли иногородние. В остальном ничего не поменялось. Даже реконструкцию одного маленького бокса на территории трамвайного депо не сделали. Так что же мы получим в результате ваших предложений? – поинтересовался заместитель председателя комитета, депутат фракции КПРФ Валерий Байло.

Черемных констатировала, что передача полномочий от города к области подразумевает переход на новую контрактную систему оплаты. Вся выручка от пассажиров будет поступать в бюджет. И уже оттуда, через специальное государственное казённое учреждение «Организатор перевозок Ярославской области» — перевозчику за фактически выполненную работу. При этом, в бюджете планируется заложить огромную сумму. На 2023 год – без малого 7 миллиардов рублей. Даже если учесть, что сегодня пассажирские перевозки обходятся примерно в 3,5 миллиарда, только на автомобильный транспорт придётся дополнительно найти ещё около 2 миллиардов рублей. Плюс – расходы на трамваи с троллейбусами и затраты на работу нового казённого учреждения.

— У вас заявлено такое финансирование, что мама не горюй. 7 миллиардов рублей ежегодно. А откуда источник то взять? И если мы в бюджете не находим денег – то законопроект не будет реализован? – уточнила депутат-коммунист Елена Кузнецова.

Ответ директора департамента транспорта откровенно удивил. По её словам, цифры являются приблизительными, а конкретные источники будут обсуждать лишь после внесения проекта бюджета. Таким образом, на сегодняшний день инициатива правительства не обеспечена реальными деньгами, а все расчёты не точные. Тогда Елена Кузнецова поинтересовалась, не собираются ли чиновники снова решать все финансовые вопросы за счёт пассажиров:

— Очень важный и болезненный вопрос, который волнует абсолютно всех жителей – это плата за проезд. Не увеличится ли она? Если это произойдёт, люди будут, очень мягко говоря, недовольны!

Чёткого ответа вновь не последовало. Представитель правительства лишь заявила, что вопрос будет рассматриваться «в соответствии с индексационными показателями». Что это такое – разъяснено не было. Очевидно, к этой теме придётся вернуться ещё не раз. Валерий Байло затронул ещё один важный раздел реформы, и поинтересовался судьбой действующих предприятий транспортной отрасли:

— На данный момент у нас есть «Яргортранс» и «Яроблтранском». Каким образом они будут функционировать после появления нового учреждения, и не станут ли дублировать друг друга? И что будет с имущественным комплексом самих транспортных предприятий – «ЯрГЭТ» и «ПАТП-1»?

Черемных ответила, что существующие учреждения не являются заказчиками транспортных работ. Поэтому их деятельность будет сведена к полномочиям оператора информационных систем (прежде всего, отчетность по системам оплаты). Правда, так и не пояснила: почему нельзя сосредоточить все полномочия в одной структуре? Что же касается вопросов по передаче имущественного комплекса, то они будут решаться не сейчас, а в течение второго полугодия. Никакой конкретики при этом снова не прозвучало. Тогда заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев коснулся самой сути предлагаемых изменений. Не прошло и года, как ярославцам уже навязали одну транспортную реформу. Она провалилась. Но где гарантия, что новый порядок окажется лучше?

— У меня сложилось впечатление, что вы признали провал той транспортной реформы, которая была затеяна мэрией. Исходя из этого, какие были сделаны выводы? Кто привлечён к ответственности?  И что мешает добиться озвученных прекрасных целей без передачи полномочий, но при значительном увеличении финансирования, которое планируется вами сегодня? – спросил депутат у директора департамента транспорта.

Ответ Татьяны Черемных прозвучал в лучших традициях бюрократической казуистики: выводы делать надо, но задача по поиску виновных не ставилась. Мы имеем то, что имеем. А передача полномочий должна привести к консолидации всей работы в едином центре и повышению эффективности. Хотя, откровенно говоря, такая схема больше похожа на очередной передел рынка ради смены перевозчиков и прихода «нужных» компаний. Как бы то ни было, большая часть доклада представляла собой набор красивых и правильных слов, перемешанных с планами и надеждами. Единственное, что прозвучало относительно уверенно – это обещания сохранить все льготы на проезд и коренным образом не пересматривать существующую маршрутную сеть. Больше ничего определённого областные чиновники не сказали. Поэтому депутаты фракции КПРФ призвали не торопиться с принятием новой инициативы:

— Когда фракция КПРФ вносит какой-либо законопроект, с нас жёстко требуют финансовое обоснование. Как правило, основанием для отклонения наших инициатив является факт дополнительной нагрузки на бюджет. В данном случае, я обоснования как такового не увидел. По большому счёту, происходит обыкновенное перераспределение полномочий. По такому же принципу, как в своё время произошло с водоканалами. Вопросов полно. Чтобы законопроект был принят, нужно сделать его максимально прозрачным. Думаю, необходимо  сформировать рабочую группу. Чтобы представители правительства пришли и спокойно разложили всё по пунктам. Мы должны работать в интересах людей. Пока я не уверен, что этот законопроект способен сделать жизнь ярославцев лучше! – подчеркнул Валерий Байло.

Подходить с наскока к решению столь важных проблем мы не имеем права. Мы услышали вводные данные. Услышали, что запущенная в прошлом году транспортная реформа провалилась. И я не могу согласиться с позицией докладчика о том, что надо всё забыть и идти дальше. Потрачены миллионы бюджетных рублей, а главное – здоровье и нервы наших пассажиров. Не проанализировав предыдущие ошибки, нельзя идти вперёд. Пока для меня не понятны ни цели, ни финансовое обоснование реформы. Все цифры примерные. Непонятно, откуда возьмутся новые автобусы в столь большом количестве. Чтобы не было бардака и неразберихи, вопрос требует спокойного и обстоятельного обсуждения, — отметил Эльхан Мардалиев.

К сожалению, несмотря на массу вопросов, большинством голосов законопроект был рекомендован к принятию сразу в двух чтениях. Теперь окончательное решение остаётся за Думой.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *