ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ. НО ДОЖДУТСЯ ЛИ?

28 февраля исполнился ровно год с того момента, как Ярославская областная Дума приняла закон, утвердивший заключение концессионного соглашения о развитии трамвайного сообщения в Ярославле (проще говоря – «о трамвайной концессии»). Напомним, что в соответствии с этим соглашением к середине 2025 года жителям города обещали модернизировать всю трамвайную систему – от замены путей до обновления подвижного состава. С тех пор прошло уже больше 12 месяцев. Но пока ярославцы не увидели практически ничего из обещанного. Конечно, время до конца установленного срока ещё не вышло. Но судя по темпам работы концессионера и промежуточным результатам, в своевременное завершение проекта верится с большим трудом. И чем ближе к заветной дате, тем стремительнее тают надежды.

Само соглашение было подписано между правительством области и компанией ООО «Мовиста регионы Ярославль» ещё в конце декабря 2022 года. Примечательно, что через пять месяцев после этого ставившие свои подписи под документом директор регионального департамента транспорта Татьяна Черемных и руководитель ООО «Группа Мовиста» Александр Советников стали фигурантами громкого уголовного дела и были помещены под арест.

В самой компании поспешили заверить, что на реализацию концессии это обстоятельство никак не скажется. Хотя, говоря по правде, соглашение всё-таки стоило «поставить на паузу» и провести надлежащую проверку со стороны правоохранительных органов. Тем более, что «Мовиста» должна была выполнить аналогичные работы общей стоимостью в десятки миллиардов рублей и в других городах нашей страны – Красноярске, Перми, Липецке, Курске.

Однако власти рассудили по-другому, и реализация соглашения была продолжена. В сухих формулировках указывалось, что концессионер взял на себя обязательства по созданию имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования в городе Ярославле, который состоит из недвижимого и движимого имущества, технологически связанного между собой и предназначенного для осуществления деятельности по перевозке пассажиров.

В переводе на понятный язык цифр это означало, что компании предстоит модернизировать 45,3 километра трамвайных путей, восемь тяговых подстанций, два путепровода, трамвайное депо, а также приобрести 47 односекционных низкопольных трамваев, комфортных, в том числе для маломобильных групп населения. Выполнить указанные работы концессионер должен не позднее 30 июня 2025 года. Само соглашение рассчитано на 20 лет.

Стоимость работ оценивалась в 19,7 миллиарда рублей. Главным образом, средства были обеспечены за счёт кредита государственной корпорации «ВЭБ.РФ». В свою очередь, расходы Ярославской области составят чуть ли не втрое больше – 54,1 миллиарда рублей. Притом, 5,5 миллиарда рублей их этой суммы (капитальный грант) регион должен выплатить ООО «Мовиста регионы Ярославль» уже на этапе проектирования и строительства объектов, то есть в течение примерно 2,5 лет. Инвестиционный и эксплуатационный платежи разбиты на весь срок реализации концессии, однако существенно больше – 24,05 и 24,54 миллиона рублей соответственно.

В первой половине прошлого года представители концессионера представили общественности несколько презентаций (которые, правда, содержали грубые ошибки даже в названиях улиц) и рассказали об этапах модернизации трамвайного сообщения. Однако слова с самого начала разошлись с делом. Так, ещё в прошлом июне в город прибыл первый трамвай модели 71-911ЕМ «Львенок». Его предполагали использовать для обучения водителей и ремонтного персонала.

При этом было заявлено, что машина выйдет на линию в августе после обкатки и пуско-наладочных работ, а до конца 2023 года в Ярославль прибудут еще три новых трамвая. Кроме того, в 2023 году концессионер обещал реконструировать первые 4,6 километра путей. Мероприятия должны были начать в третьем квартале и проводить без остановки транспортной работы с использованием однопутного движения на реконструируемых участках.

В итоге «Львёнок» не совершил ни одного рейса (в отличие от того же Курска), а осенью его вообще вернули производителю. Якобы, завод оказался перегружен заказами, и не мог выполнить поставки в нужном объёме. Спрашивается, неужели это не было понятно несколькими месяцами ранее? Ведь план работ формируется заблаговременно. Однако история об этом умалчивает. Разумеется, никаких трёх дополнительных трамваев в Ярославле тоже не поставили, а концессионеру пришлось менять поставщика. Так что оценить новый транспорт в первый год пассажиры так и не смогли.

Правда, в октябре 2023 года у нового поставщика всё-таки был приобретен один трамвай. В Ярославль его привезли перед новым годом. Однако ни линию он также не вышел. И в ближайшее время это вряд ли произойдёт. Что касается реконструкции первого участка путей на улице Блюхера, то к концу февраля текущего года был выполнен лишь их демонтаж. Также производится вырубка и опиловка деревьев, подготовка к земляным работам. Непосредственная укладка рельсов по информации мэрии начнётся не раньше апреля, и может продлиться вплоть до июня.

Из других начинаний, реализованных за целый год (помимо различных финансовых и правовых соглашений в рамках реализации концессии) можно отметить разве что предоставление ООО «Мовиста регионы Ярославль» несколько земельных участков по договорам аренды и на основании соглашений об установлении сервитута, необходимых для исполнения обязательств по обустройству необходимой инфраструктуры. На этом – всё. В связи с чем, совершенно непонятно: когда концессионер планирует выполнять весь оставшийся огромный объём работ (смотрите выше)?

Особенно с учётом того, что после истечения заявленного срока реконструкции первого транспортного участка (июнь 2023 года) на всё про всё останется ровно год. А предстоящие работы по прокладке новых путей (особенно на улице Чкалова), реконструкции путепроводов на проспекте Октября, модернизации депо и тяговых подстанций куда сложнее, чем всё то, что концессионер выполнял по сей день. Тем удивительнее, что к концу февраля он уже получил финансирование в объёме 3,26 миллиарда рублей! При практически полном отсутствии видимых простым ярославцам результатов – поразительная рентабельность! И сказочное расточительство со стороны властей.

Всё это вызывает массу вопросов и опасений. Между тем, на 2024 год региональное министерство транспорта и концессионер дают уже новые обещания – провести подготовку к «организации мероприятий по строительству 23,6 километра путей и 4 тяговых подстанций» и закупить партию трамваев из 26 машин. Но будут ли они исполнены – вновь неизвестно. Согласно известной поговорке, обещанного принято ждать три года. По иронии судьбы, примерно столько составляют работы по строительству инфраструктуры и обновлению подвижного состава. Однако с учётом текущих реалий, перспективы дождаться всего вышеперечисленного даже в течение указанного хрестоматийного срока представляются весьма туманными.

В связи с чем, заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло, к которому уже поступают обращения обеспокоенных жителей, внёс вопрос о реализации трамвайной концессии на заседание профильного комитета областной Думы. Его рассмотрение должно состояться в период весенней сессии. На мероприятие будут приглашены представители правительства области и ООО «Мовиста регионы Ярославль», которым предстоит держать ответ не только перед депутатами, но и, по сути, перед всеми ярославцами.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ. НО ДОЖДУТСЯ ЛИ?

  1. Секретарь ЦК КПРФ Н.В. Арефьев проанализировал практику передачи в концессию общественного транспорта и пришел к выводу, что это — чистейшая афера, очередной распил бюджетных средств и решение проблемы перевозки пассажиров за счет кошелька самих граждан. Ярославские градоначальники обленились до такой степени, что не хотят напрямую заниматься коммунальным хозяйством, пассажирскими перевозками и сбрасывают эту обузу на частника, который будет решать проблемы за счет повышения платежей за услуги, что и делается последние 30 лет капиталистического «рая». В этих отраслях невозможна конкуренция, поэтому будет беспощадный диктат собственников, что приведёт к дестабилизации общества. Кому это надо в ходе военного противостояния объединенным силам Запада?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *