Обречены плестись в хвосте

уровень
Россия всё сильнее отстаёт уже не только от развитых, но даже и от многих второразрядных стран по показателю ВВП на душу населения и по уровню жизни. Средний россиянин по итогам прошлого года оказался на 9% беднее среднестатистического землянина, и в ближайшие пять лет ситуация будет только ухудшаться.
Об этом свидетельствуют цифры прогноза роста мировой экономики на предстоящую пятилетку, приведённые на сайте Международного валютного фонда. Эксперты МВФ уверены, что в эти годы движущей силой глобального экономического роста станет Китай. Доля России в мировой экономике в прошлом году упала до 1,74%, а к 2026-му упадёт ещё ниже — до 1,64%. Так что удивляться тому, что народы других стран живут всё лучше, чем мы, не приходится.
В экономической науке есть такое понятие, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Это индикатор уровня экономического развития и качества жизни граждан в отдельных странах. Его уровень и динамика указывают на благосостояние экономики страны и её граждан. Так вот, в случае с РФ этот показатель по итогам прошлого года снизился до 10 тыс. долларов, тогда как ещё в 2019-м он составлял 11,5 тыс. долларов. Россия впервые в своей истории уступила Китаю с его 10,5 тыс. долларов. Среднемировой же ВВП на душу населения составляет 11,1 тыс. долларов. То есть средний россиянин на 9% беднее среднего землянина.
Максимально высоким этот показатель в России был в 2013 году — 15,9 тыс. долларов, и тогда наша страна занимала 50-е место в мировом рейтинге. Сейчас же РФ по этому показателю опустилась на 64-е место, то есть пропустила вперёд не только китайцев, но даже румын (12,7 тыс. долларов) и чилийцев (12,9 тыс. долларов). Улучшить свои позиции России не удастся по меньшей мере до 2026 года, явствует из прогноза.
Как мы дошли до жизни такой? Последний раз реальные доходы россиян устойчиво росли аж в 2013 году. Нынешние реальные доходы на 10,6% ниже тогдашнего уровня. При этом вклад коронакризиса в это отставание оказался далеко не первостепенным. Напомним: за период карантина реальные доходы сократились на 3,5%. То есть начиная с 2013 года в плане достатка мы пережили уже целых три пандемии.
«Падение уровня жизни россиян, или, можно сказать, падение реальных доходов граждан, в последние 5—7 лет — это следствие девальвации российской валюты и одновременно высокой зависимости от импорта. Курс рубля с 2014 года упал в 2,5 раза, реальные доходы граждан сократились за этот период примерно на 9%, а зависимость от импорта практически не изменилась. То есть рост рублёвых доходов граждан съедается перманентной девальвацией, без которой уровень жизни россиян с 2014 года не упал бы, а вырос, причём значительно. К сожалению, бороться с девальвацией рубля при текущей структуре российской экономики невозможно, потому что нефтегазовая отрасль имеет убывающую рентабельность. И для того, чтобы её компенсировать, на каждом новом витке экономического цикла необходим всё более низкий курс рубля. Поэтому действительно можно согласиться с утверждением главы Банка России Набиуллиной о том, что нынешняя модель развития российской экономики — тупиковая», — поделился своим мнением с «Правдой» Александр Розман, старший аналитик компании Forex Optimum.
Пока российская экономика не будет диверсифицирована в пользу более рентабельных отраслей, которые одновременно повысят темпы роста и снизят зависимость от импорта, дальнейшее отставание россиян по уровню доходов будет неизбежно.
«Научно-технический прогресс поменял парадигму богатства страны, это уже давно не ресурсообеспеченность, а развитость высокотехнологичных отраслей, которые обеспечивают максимальную глубину и эффективность переработки этих ресурсов. Именно по этому параметру мы и отстаём от стран, на которые ориентируемся в формировании представления о желаемом уровне жизни», — резюмирует эксперт.
«Продолжая придерживаться сырьевой модели экономики, Россия существенно ограничивает себя в будущем развитии. Сохраняется полноценная зависимость и от состояния месторождений, и от глобальной цены на нефть, и от отношений с партнёрами. Всё это довольно однобоко и хрупко, что подтверждают несколько последних кризисов и спадов. Однако модель продолжает работать, хотя себя давно изжила. Для перехода к иной экономической модели — диверсифицированной — нужны деньги и время. У России есть и то и другое, но нет интереса. В данном случае интересы государства ставятся выше интересов населения, а это почти всегда означает отсутствие качественных преобразований на базовом экономическом уровне. Никому, попросту говоря, не нужно, чтобы экономика работала и кормила сама себя. Отсюда и разросшаяся бюрократия, и «ручное» управление, и невозможность малого и микробизнеса выжить, не уходя в «тень», и низкая платёжеспособность населения, так как бизнес больше борется за сохранение равновесия, чем за развитие», — отметила в беседе с «Правдой» старший аналитик Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
«До 2013 года мы показывали рост доходов и уровня жизни населения не за счёт того, что экономика страны развивалась высокими темпами и была на правильном пути, а исключительно за счёт роста стоимости энергоносителей. Но в итоге тот поток «нефтедолларов», хлынувший в страну, был направлен не на реформирование экономики, не на обновление устаревшего оборудования, не на совершенствование производственных и бизнес-процессов, не на масштабное строительство столь необходимых государству предприятий машиностроения, приборостроения, авиастроения, судостроения и т.д. Мы просто проели эти деньги, существенно увеличив потребление. А потом, когда стоимость нефти пошла вниз, оказалось, что мы критически от неё зависим, а производить свой конкурентоспособный продукт уже не можем. И доходы россиян стремительно покатились вниз», — сказал «Правде» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Одна из причин отставания России от других стран по росту экономики, а следовательно, и по росту доходов — крайне низкая по современным меркам производительность труда. Архаичная структура экономики с уклоном на добычу сырья, малое количество обрабатывающих производств, высокотехнологичных и наукоёмких компаний — всё это не позволяет генерировать высокую по мировым меркам добавленную стоимость. По данным Boston Consulting Group, если взять лидеров по производительности труда — Ирландию и Нидерланды за 100%, то в США производительность труда окажется на уровне 99,9% (то есть почти столько же), в Швейцарии — 98,3%, в Сингапуре 94,2%, в Австралии — 92,1%, в Исландии — 91,9%, в Канаде — 91,8% и т.д. Россия в этом списке занимает только 53-е место с результатом 30,1%. То есть работаем мы много, но эффективность нашего труда в силу ряда причин невелика: мы отстаём от лидеров по производительности в три с лишним раза.
К этому следует добавить высокий уровень коррупции, наличие необоснованных административных барьеров, непозволительно высокую долю бюрократии в экономике — вот лишь краткий перечень, почему мы так отстаём.
«Совершенно очевидно, что «косметическим ремонтом» тут ничего не исправить. Но пока действия правительства направлены в основном на «латание пробоин временными заплатками». Глобальных реформ не проводится и, видимо, пока не предвидится.
Почему? Да просто потому, что реальные реформы в экономике упираются в радикальное изменение правовой, судебной и избирательной систем. Пока не будут пересмотрены базовые законы, определяющие основы «социального договора» между государством и населением, пока не будут пересмотрены правовые формы, защищающие инвестиции и дающие «зелёный свет» для малых и средних предприятий, пока не будут уничтожены повальная коррупция и кумовство при назначениях на значимые должности, никакие косметические меры к реальным изменениям не приведут. А значит, вне зависимости от того, какими темпами восстанавливается мировая экономика, мы обречены плестись в хвосте», — отметил Алексей Коренев.
Михаил Евстигнеев
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *