Опыт и мастерство — на свалку?

xfzvgrnvwcakbpqoiodkbubzwllffbfdgeynwlisojdqytfhii

В вузы пришла важная бумага от главного санитарного врача Поповой (не сказать, что молоденькой, родилась Анна Юрьевна 18 октября 1960 года в Ростове-на-Дону): Роспотребнадзор рекомендует российским вузам не допускать к проведению очных занятий в университетах преподавателей старше 65 лет, а также людей с хроническими заболеваниями. Соответствующие рекомендации ведомство подготовило совместно с Министерством науки и высшего образования РФ. Им наплевать, что пятая часть (19,5%) самых опытных и заслуженных преподавателей в высших образовательных учреждениях России – старше 65 лет. Наиболее высок этот показатель в Калининградской области (28,1%), Санкт-Петербурге (25%). Значительная доля преподавательского состава старше 65 лет также отмечается в Москве (24,7%). При этом меньше всего она в Республике Алтай (4,6%), Чечне (6,1%). Понятно, что как раз на Алтае – «лучшее» высшее образование. Или просто не доживают?

В абсолютных числах это 44,6 тыс. высококвалифицированных специалистов! То есть, самая большая доля. Про интеллектуальный и образовательный вклад не говорю. Далее следуют те, кому исполнилось 40–44 года (13,7%), 35–39 лет (12,1%) и 45–49 лет (11,5%). Между прочим, все последние Герои Труда, награжденные Путиным, – чуть ли не старше 80-ти. Будем на свалку отправлять?

Разместил это недоумение на своей ленте в Фейсбуке – посыпались отклики. Валентина Талалаева попросту, по-житейски спросила: «А что вкладывается в понятие «хронические заболевания»? Какие-то, наверно, есть у каждого человека, даже молодого. Если у человека нет инвалидности, но есть хронический бронхит, или гастрит или остеохондроз, или диабет, то он и работать не должен? А на что тогда жить?»

«Такое уже было, когда лет шесть назад зарплату преподавателям вузов повышали без увеличения фонда заработной платы. Надо было изыскивать резервы, чтобы отчитаться. Изыскали, уволили преподавателей пенсионного возраста, самых знающих, самых опытных, на которых держались университетские школы. Многие почти сразу ушли в мир иной от дикости происходящего. Зато начальство отчиталось о повышении зарплаты», — прокомментировала запись Наталья Саурина.

Светлана Гриценко, кубанский прозаик: «Конечно, это зачистка… Позорная махровая «демократия» во всей красе».

Ее земляк-литератор Иван Бойко: «Идиоты не стесняются показать себя сполна. Это же прямое нарушение Конституции России (ограничение прав граждан по социальной принадлежности)».

Точно в десятку, говорят про меткий выстрел. Но ведь случаются и досадные выстрелы «в молоко», а то и никудышные «в белый свет, как в копеечку»… Об этом невольно думаешь, когда читаешь прожекты президента. В указе о национальных целях развития России до 2030 года, который в Кремле назвали судьбоносным, Владимир Путин поставил очень мало задач мирового масштаба. В частности, больше не ставится задача вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сразу пояснил, что «из-за неблагоприятной конъюнктуры ее выполнение невозможно». А зачем тогда оставили другой несбыточный пункт? Дескать, России предстоит выстрелить и не просто войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования, но и сформировать действенную систему выявления и развития талантов.

Напомним, что такая цель ставилась национальными проектами не вчера –еще на 2019–2024 гг., но по ясным причинам всё решили отодвинуть. И тут не только пандемия… Посмотрите на бюджет первоначального проекта – 784,5 млрд рублей. Но это меньше, чем фонд одного только вуза в США, например, Массачусетского технологического института. Может, правительство теперь добавит, вняв резкой критике на слушаниях в Госдуме, но пока результаты в мировых рейтингах плачевны. А с дискриминацией преподавателей по возрасту будут еще хуже!

Александр БОБРОВ, профессор  кафедры журналистики.

Комментарий “Опыт и мастерство — на свалку?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *