О ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КОММУНИСТОВ И «ДВОЙНЫХ СТАНДАРТАХ» ПРАВИТЕЛЬСТВА

25 апреля жарко было не только на улице, но и в стенах Ярославской областной Думы, где состоялось очередное заседание регионального парламента. В повестке было более двух десятков вопросов. Но основное внимание вновь оказалось приковано к транспортной теме. Правда, на сей раз не к реформе пассажирского сообщения, а к новым способам оплаты льготного проезда. Власти придумали очередное новшество, которое рискует обернуться дополнительными трудностями для простых людей. Первые проблемы могут начаться уже в октябре.

1

Правительство Ярославской области отменило деньги?

На обсуждение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ушла третья часть всего заседания, а сам документ вызвал серьёзные споры. В нём предусматривалось два принципиальных изменения, касающихся льготной оплаты проезда. Первое – распространение действия электронных персонифицированных транспортных карт на пригородные и междугородные маршруты. Напомним, что в городском (внутримуниципальном) сообщении в Ярославле, Рыбинске, Ростове, Переславле, Тутаеве, Угличе, Гаврилов-Яме, Данилове, Пошехонье, Любиме и посёлке Борисоглебском их используют ещё с 2016 года.

Второе – возможность льготной оплаты проезда с помощью банковских карт на базе платёжной системы «МИР». Отметим, что данный способ является альтернативным и персонифицированную транспортную карту не отменяет. При этом, на карту «МИР» должна быть зарегистрирована соответствующая социальная услуга. Это будет происходить следующим образом. Если у гражданина есть соответствующая карта, он должен обратиться с ней с Многофункциональный центр (МФЦ). Оттуда документы направляют в органы соцзащиты. Если льготная категория заявителя подтверждается, карту регистрируют в качестве средства для оплаты проезда. Для студентов порядок будет иной, по ним данные запросят через учебные заведения.

На первый взгляд, вроде бы всё гладко: у людей всего лишь появляется дополнительный способ оплатить поездку. Однако здесь имеется подвох. Законопроектом предусмотрен переходный период с 1 мая до 1 октября, после чего оплата льготного проезда в городском, пригородном и междугородном транспорте будет возможна только одним из двух вышеуказанных способов, то есть исключительно по безналичному расчёту. Депутат-коммунист Валерий Байло уточнил: смогут ли люди с 1 октября оплачивать поездки за наличку, как сегодня разрешается в межмуниципальном сообщении? Директор областного департамента транспорта Татьяна Черемных дала отрицательный ответ.

Дескать, в городском транспорте «живые» деньги для льготников отменены уже несколько лет. И теперь эту практику нужно расширить. Притом, всё подаётся под благим соусом повышения удобства и безопасности самих пассажиров – дабы они не ходили через весь салон к водителю с мелочью и справками и не отвлекали его от работы. Таким образом, правительство области одним росчерком пера фактически отменило деньги. Однако «удобство» здесь весьма сомнительно. Скажем, проблемы могут возникнуть у иногородних студентов, обучающихся в ярославских вузах и техникумах, но не учтённых в местных базах льготников. А у кого-то вообще нет никаких карт.

— В своём заключении Контрольно-счётная палата указывает, что к проекту закона не представлены порядки оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт, а также регистрации социальной услуги, предусмотренной настоящим законопроектом, на карту жителя Ярославской области. Между тем, карты имеют далеко не все. Скажем, пенсионеры, живущие на селе. Если не будет альтернативного способа оплаты проезда, им в любом случае придётся их оформлять? Кроме того, в Ярославль часто приезжают туристы из других регионов. У них тоже может возникнуть проблема с оплатой, — отметила председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова.

Коммунист Эльхан Мардалиев продолжил тему и привёл ещё один пример:

— Допустим, приезжает бабушка из соседней Костромской области к детям. Она такой же пенсионер, и имеет право на льготный проезд. Сможет ли она воспользоваться услугами ярославского общественного транспорта за полцены? Или у нас какое-то искусственное разделение для жителей разных регионов России?

Однако Татьяна Черемных была безапелляционна: все механизмы касаются только ярославских льготников. Для них наличный расчёт полностью отменяется с 1 октября. Для всех остальных предусмотрена оплата по полной стоимости – хоть для студентов, хоть для пенсионеров. То же самое касается и оплаты проезда «живыми» деньгами. При этом, условия выпуска и обслуживания новых карт остаются непонятны. Валерий Байло отметил, что в тексте законопроекта указана лишь общая сумма затрат областного бюджета в 2023 году (428,5 тысячи рублей), но при этом не представлен расчёт данной цифры и не указаны источники увеличения расходных обязательств. Хотя это прямо противоречит статье 83 Бюджетного кодекса России. Вкупе с другими замечаниями, вопросов к законопроекту накапливается уже слишком много.

Хочу обратить внимание всех присутствующих, что в первую очередь трудности в связи с принятием нового закона коснутся пенсионеров, проживающих в сельской местности, и студентов. Никто не возражает против использования карт при оплате проезда в общественном транспорте. Вопрос в том, чтобы у всех льготников после 1 октября была сохранена возможность оплаты за наличный расчёт. И механизмы, отработанные годами, для этого есть. Второй момент, на который необходимо обратить внимание – при подготовке законопроекта фигурируют дополнительные расходные обязательства бюджета. Они идут плюсом, однако конкретный источник их финансирования не указан. Между тем, не далее, как на предыдущем заседании Думы, рассматривался законопроект фракции КПРФ о поддержке ветеранов труда областного значения в части льготной оплаты проезда в пригородных поездах. И его не поддержали из-за отсутствия финансово-экономического обоснования. Думаю, что здесь имеют место «двойные стандарты». А их быть не должно. Если у нас есть дополнительные финансовые обязательства – предоставьте расходную статью, за счёт которой они будут обеспечены, — выступил Валерий Иванович.

Однако чиновники правительства сделали вид, будто не услышали справедливые замечания коммунистов. А представители депутатского большинства просто закрыли на них глаза. В итоге проект закона был принят сразу в двух чтениях. И все проблемы, которые непременно возникнут при его реализации, судя по всему, придётся отрабатывать в «ручном режиме».

Бюджет один, подходы разные

Избирательный подход чиновников к различным инициативам проявился и при рассмотрении очередных изменений в бюджет региона. Притом, весьма неожиданно. В пояснительной записке к законопроекту было указано, что доходы казны на 2023 год (как и расходы) увеличиваются на 2 миллиарда 439,8 миллиона рублей. Львиную долю поступлений (2 миллиарда 275,3 миллиона) составили отчисления от налога на прибыль организаций. Хотя правительство не прогнозировало роста по данной статье, и под этим предлогом в конце прошлого года отвергало все поправки оппозиции, источником финансирования которых она указывалась.

Когда шла работа над проектом бюджета 2023 года, депутаты фракции КПРФ вносили свои поправки и предлагали увеличить ряд статей расходов на решение очень важных социальных вопросов. В качестве одного из источников мы указывали увеличение поступлений от налога на прибыль организаций. На что правительством области было дано отрицательное заключение с указанием, что увеличение данных поступлений не планируется. Однако сейчас мы видим их рост сразу на 2,3 миллиона рублей. И, полагаю, что не последний раз. Как вы объясните такое расхождение, когда сначала нам говорят, что всё подсчитано, а потом возникают значительные суммы, которые подтверждают правильность суждений депутатов? – спросил Эльхан Мардалиев.

В ответ директор департамента финансов Алексей Долгов признал, что в марте действительно произошло существенное увеличение поступлений от данного налога. Притом, рост составил сразу 170% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А бюджет формировался на основании данных прогноза социально-экономического развития. Хочется спросить: что же это за прогнозы, и какие специалисты их составляют, если они не в состоянии учесть почти двукратный рост налоговых отчислений в самой что ни на есть ближайшей перспективе? Увы, этот вопрос из числа риторических. Но он в очередной раз заставляет задуматься о качестве действующих губернаторских кадров.

К слову, после инициированного главой региона масштабного сокращения служащих в муниципальных образованиях осталось много вопросов. «На выход» попросили, главным образом, «рядовых» сотрудников, оставив многочисленных начальников. И теперь на целых участках стало практически некому работать, а нагрузка на оставшихся людей увеличилась в разы. При этом, никакого существенного увеличения зарплаты, обещанного руководством региона, люди так и не увидели. Всё повышение составило 4,6% — в два с лишним раза меньше официального уровня инфляции. При этом, главам муниципальных образований доходы увеличили вдвое, а то и больше. Столь циничный подход не мог не вызвать справедливого возмущения на местах.

Жалобы работников также были озвучены в ходе заседания Думы. Оказалось, что единые правила индексации для всех служащих должны быть установлены специальным постановлением. Но по нему ещё только завершили согласования. Представители правительства заверили, что скоро документ вступит в силу. Вот только получается некое лукавство: люди уже почти полгода работают в новых условиях, а обещанное повышение согласовали только сейчас. Среди других вопросов, которые волновали депутатов фракции КПРФ, были расходы на дорожное хозяйство, оздоровление аэропорта «Туношна», комплексное экологическое обследование памятников природы, поддержку обманутых дольщиков.

70 миллионов рублей запланировано выделить на восстановление прав участников долевого строительства. Сколько всего осталось граждан, чьи права были нарушены и какому количеству людей мы сейчас предоставляем выплаты? Заложенных денег хватит? – уточнила Елена Кузнецова.

По словам Алексея Долгова, выделения средств федерального фонда по данной статье не будет, поэтому расходы лягут только на областной бюджет. Но тут же заверил, что в регионе осталось всего 3 проблемных дома. Правда, не далее, как в марте их было 8 (во всяком случае, такие данные предоставлял департамент строительства). В связи с чем у губернаторских финансистов возникло подобное расхождение – непонятно. Но если они считали так же, как составляли прогноз по доходам – тогда в скором разрешении проблем оставшихся пострадавших участников долевого строительства, увы, возникают большие сомнения.

Поддержка на словах и на деле

 Обсудили на заседании Думы и законопроект «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления», о котором «Советская Ярославия» подробно писала в предыдущем выпуске. Как правило, сегодня ТОС даже не имеют статуса юридического лица. А граждане не обладают достаточными правовыми знаниями для повышения результативности их работы. Инициатива призвана устранить данный пробел, а также определить конкретные формы и принципы помощи ТОС.

— Проект закона затрагивает одну из важнейших составляющих взаимодействия власти и общества. Когда мы обсуждали его на комитете, все поддержали указанные в документе меры поддержки – организационную, методическую, консультационную и другие. Возник вопрос только по финансовой помощи ТОС. Депутаты высказали обоснованные опасения, чтобы она не вымыла саму суть общественного самоуправления. И оно не превратилось в инструмент политической борьбы или придаток к чиновничьему аппарату. Прошу учесть этот момент при дальнейшей работе над законопроектом! – призвал заместитель руководителя фракции КПРФ и председатель профильного думского комитета Эльхан Мардалиев.

Документ приняли только в первом чтении. Поправки к нему можно направлять до 10 мая. В завершении заседания Эльхан Яварович также поздравил всех с наступающими праздниками.

Май начинается с двух самых народных и любимых праздников – Дня международной солидарности трудящихся и Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Я хочу от своего лица и от лица фракции КПРФ поздравить ярославцев с этими знаменательными датами. 1 мая – день, который символизирует борьбу трудящихся за освобождение от эксплуатации. 9 мая – день нашей национальной гордости и памяти. В связи с чем хочется вновь выразить благодарность и глубокую признательность ветеранам фронта и тыла, которые, не щадя жизни и здоровья, в 20 веке ковали Победу над фашизмом. А ребятам, которые сейчас воюют с нацизмом на Украине в ходе специальной военной операции, хочу пожелать крепкого здоровья и победы. Возвращайтесь живыми домой!

К поздравлению присоединяются все коммунисты Ярославской области.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “О ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КОММУНИСТОВ И «ДВОЙНЫХ СТАНДАРТАХ» ПРАВИТЕЛЬСТВА

  1. Трудно назвать двойными стандартами то, что творится на транспорте в Ярославской области. Со стороны, в основном пришлого, руководства области это непрофессионализм, диверсия, разрушающая систему перевозок в интересах транспортных компаний из других регионов страны. Губернатору удалось заполучить из федерального бюджета значительные средства на закупку нового автобусного парка, но деньги пошли не на оздоровление ярославских перевозчиков, а стали подарком московским и питерским компаниям с красивыми ярославскими названиями. Это под них разрабатывались условия конкурсов, аукционов на право перевозок, которые перекрыли доступ ярославским предприятиям с многолетним опытом работы. Состав уголовного преступления видится на примере уничтожений главного ярославского перевозчика — ПАТП-1, который имел все возможности для работы в родном Ярославле. Но сперва его умышленно подвели под банкротство, лишили рентабельных маршрутов, отстранили от участия в конкурсе, а теперь отбирают материальную базу. Пришлые компании нельзя было допускать к перевозкам, так как за душой у них ничего не было, была только надежда на благосклонность ярославских чиновников, которые не подвели, практически монопольное право на перевозки в областном центре отдали предприятиям, созданным год и менее назад, без существенного опыта работы, без материальной базы. В таких условиях новые автобусы через 3-4 года начнут рушиться и область останется ни с чем. Вчера по телевидению показали жуткий репортаж. В Рыбинске творится коллапс: сократили автобусные маршруты, не выдерживается график перевозок, люди часами ждут общественный транспорт, проклиная всё на свете. А причина в очередном этапе транспортной «реформы». Чудо-реформаторы изгнали местного перевозчика и притянули в Рыбинск Ярославское АТП, которое не готово осуществлять перевозки. Зачем же надо было разрушать действующую систему, которая, пусть с недостатками, но работала. Если значительные деньги тратятся не на улучшение, а на ухудшение пассажирских перевозок, значит это кому то выгодно. Заинтересованных лиц в этой афере должны выявить правоохранительные органы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *