Пришло ли время ослабить пояса?

кредит
За последний год более 47% жителей России начали экономить на товарах и услугах. В это число входят как те, кто отказался полностью от покупок привычных товаров, так и те, кто предпочитает искать более бюджетные предложения ради семейной экономии. Об этом свидетельствует опрос, проведённый онлайн-сервисом «Профи». Примечательно, что на этом безрадостном фоне Центробанк оптимистично прогнозирует в 2023 году рост потребительского кредитования выше остального банковского сектора, на уровне до 15%, следует из презентации кредитной организации. Но как известно, гладко было на бумаге…
Россияне с тревогой смотрят в будущее и поэтому предпочитают не столько тратить, сколько экономить. В апреле 2023 года в РФ потребительских кредитов (кредитов на покупку потребительских товаров) было выдано на 2,4% меньше, чем в марте. Такие данные приводятся в обзоре Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Высокая процентная ставка ЦБ и непростая ситуация в экономике не способствуют росту потребительского спроса. Пассивность граждан вполне объяснима — люди предпочитают сберегательную модель поведения, вместо того чтобы тратить, из опасения наступления трудных времён. Реальные доходы также пока не демонстрируют фантастических показателей. Следует ли ждать, что в этом году маятник настроений граждан наконец-то качнётся от сберегательной к потребительской модели поведения, что могло бы поспособствовать и экономическому росту?
Во многом потребительский спрос в стране (в частности, за счёт кредитов) будет зависеть от ставки Центробанка, которая пока остаётся «кусачей».
«Ключевая ставка ЦБ сейчас действительно находится на уровне, существенно превышающем текущий уровень инфляции. Но регулятор не готов её снижать и даже рассматривает возможность повышения. Это связано, во-первых, с тем, что текущий уровень общей инфляции, обусловленный действием сильных разнонаправленных тенденций (одни группы товаров резко дорожают, другие, напротив, сильно дешевеют), не отражает реального состояния экономики и при резком сокращении влияния одних факторов и сохранении других может выдать резкий скачок. А во-вторых, с тем, что ведущие мировые центробанки продолжают в борьбе с инфляцией повышать ставки, что сокращает разрыв с российской ставкой и провоцирует вывоз капитала. При том, что реальные доходы населения показывают околонулевой рост, а цены по отдельным видам товаров растут существенно сильнее инфляции. В этой ситуации россияне всё чаще прибегают к займам «до зарплаты» в микрофинансовых организациях, поскольку это зачастую проще и быстрее, чем согласовать кредит», — сказал «Правде» экономист Алексей Лазутин.
Впрочем, некоторые аналитики полагают, что россияне в этом году будут потреблять всё же несколько больше, чем в «огненном» 2022-м. Хотя бы потому, что приобретение многих товаров и услуг нельзя откладывать до бесконечности.
«В плане роста потребкредитования накопился эффект «отложенного спроса». В 2022 году из-за экономической и политической неопределённости, ужесточения условий кредитования его объём был ограничен. От определённых покупок люди отказывались, что-то переносили «на потом». Ставки кредитов были очень высоки. Сейчас условия несколько смягчаются», — поделился своим мнением с «Правдой» финансовый аналитик Марк Гойхман.
Однако наращивать потребление и набирать кредиты в условиях стагнирующих доходов — дело не только неблагодарное, но и попросту рискованное для семейного бюджета. В первом квартале 2023 года реальные доходы населения выросли всего на 0,1% в годовом исчислении, то есть фактически топтались на месте. Так что рост потребительской активности, который прогнозирует Центробанк, может выйти гражданам боком в условиях сохраняющихся рисков для экономики, то есть и для личного благосостояния, отражающегося на способности расплачиваться по взятым кредитам.
Михаил Евстигнеев
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *