Строители воздушных замков

1197234_original

По мнению премьер-министра РФ Михаила Мишустина, восстановление уровня занятости и доходов граждан РФ до допандемических показателей ожидается уже в 2021 году. Об этом он заявил на заседании правительства, где обсуждается в том числе прогноз социально-экономического развития страны. «Важно, что уже в следующем году мы сможем выйти на восстановление доходов людей и занятости», — сказал Мишустин. Мало того, в порыве оптимизма глава правительства поспешил заверить, что обещанный президентом РФ Владимиром Путиным выход России на темпы роста выше среднемировых уже в ближайшие годы всё-таки может состояться.

ПО СЛОВАМ Мишустина, подготовленный прогноз социально-экономического развития РФ «позволяет увидеть необходимый запас прочности» и предполагает, «что уже к концу следующего года российская экономика выйдет на траекторию устойчивого роста и далее будет расти темпом не менее 3% ежегодно». Однако не слишком ли торопится премьер-министр? Пока что безработица лишь продолжает увеличиваться, а доходы граждан даже в допандемический период росли чисто символически — менее процента в год.

Если решительно наращивать благосостояние граждан не получалось даже в столь любимый Путиным период «стабильности» (который по праву можно называть застоем), то следует ли ждать ощутимого роста доходов после окончания пандемии? Пока что, судя по росту безработицы, запоздалым и явно недостаточным мерам для поддержки бизнеса, складывается лишь устойчивое впечатление, что к такому вызову российские правители оказались не готовы. Но это не мешает властям предержащим с энтузиазмом строить очередные воздушные замки.

Между тем даже глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин назвал неоправданно оптимистичным прогноз минэкономики, согласно которому российская экономика начиная с 2022 года начнёт расти темпами выше 3% в год. По его словам, «подобные темпы роста надо ещё заработать». Если в 2021 году будет работать эффект отскока, «то оснований для такого же прогноза на 2022—2023 годы мы пока не видим», написал господин Кудрин в колонке для РБК.

Добавим, что из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть российский бюджет будет дефицитным. Как сообщалось, в 2020 году превышение расходов над доходами оценивается на уровне 4,4% ВВП. О том, в каком направлении будет осуществляться борьба с бюджетным дефицитом, можно судить хотя бы по тому, что министерство финансов РФ представило проект поправок в Налоговый кодекс, согласно которым в 2021 году ставка акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты может быть повышена на 20%. Ранее, вместо того чтобы отложить индексацию тарифов на услуги ЖКХ до следующего года из-за экономического кризиса и пандемии, с 1 июля распоряжением правительства в России были повышены тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства в среднем по стране на 4%, то есть на уровень выше инфляции.

«Не очень понятно, за счёт чего Михаил Мишустин планирует достичь таких результатов. Возможно, ставка делается на план общенационального восстановления экономики России, который был представлен во время «коронакризиса». По крайней мере, сроки совпадают с теми, которые представлены в плане. Возможно, за счёт реализации масштабных инфраструктурных проектов удастся временно разогнать экономику, возможно, даже темпами 3%. Однако, как только вливания прекратятся, экономика РФ прекратит расти такими темпами. Это обусловлено тем, что глобально ситуация не изменится. Притока частного капитала не будет из-за отсутствия положительного делового климата, а он в целом не меняется. Кроме того, за столь короткое время в России не появятся отрасли, которые бы стали драйвером роста экономики и заместили бы сырьевой экспорт.

В свою очередь, доходы от продажи углеводородов могут снизиться. Во-первых, из-за низких цен. Во-вторых, из-за возможного проигрыша в конкурентной борьбе. Например, взять тот же «Северный поток — 2», реализация которого под вопросом. Аналогично не понятен оптимизм относительно заработных плат. Судя по статистике, уровень безработицы снизился до 6,2%. Однако трудности ещё впереди. В ближайшее время возможна очередная волна банкротств. Об этом даже говорил советник президента Максим Орешкин.

Ожидается уход с рынка тех предприятий, которые выстояли в самоизоляцию, набрав кредитов, в надежде на быстрое восстановление спроса, которого в конечном итоге не произошло. Ситуацию может усугубить снятие моратория на действие постановления правительства «Возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» от 3 апреля 2020 года, подписанного М. Мишустиным. Компании, которые хоть как-то держались на плаву, могут закрыться из-за действий кредиторов. Поэтому не факт, что пик по безработице уже пройден. Возможно, через пару-тройку месяцев ситуация ухудшится», — сказал «Правде» Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum.

«Не совсем понятно, что г-н Мишустин понимал под словом «восстановление»? Сам процесс или выход основных макроэкономических показателей на докризисные уровни? Или на уровни, когда доходы россиян начали падать 7 лет назад? Вдвойне странной выглядит цифра «ежегодного прироста ВВП не менее чем на 3%». Кто только нам не обещал рост экономики то на 3%, то на 3,5%, то на 5%, то «выше среднемировых уровней». И пока никому не удалось. За 26 лет, что ведутся наблюдения, отечественная экономика выросла примерно на 26%. То есть в среднем — по 1% в год. Да, были периоды, когда мы росли быстрее. Но они были вызваны не тем, что наша экономика претерпела глубокие структурные перемены, которые позволили стать ей устойчивой к внешним шокам и научиться расти своими силами по 3% в год. Все случаи ускоренного роста были спровоцированы влиянием внешних и весьма кратковременных воздействий. То есть благодаря резкому росту стоимости энергоносителей, отсутствию санкций, временному притоку инвестиций извне, благоприятной внешней конъюнктуре. Как только позитивные внешние факторы уходили, мы тут же скатывались в лучшем случае к нулю. А то и в минус», — поделился своим мнением с «Правдой» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».

По мнению эксперта, отечественная экономика в том виде, в каком она есть сейчас, органически не способна расти быстрее, чем на 1,5—2,2% в год. Если растёт быстрее — ищите внешние факторы. При этом структура нашей экономики за последние годы радикально не поменялась. Мы как были экспортёрами сырья, так ими и остались. Доля высокотехнологичных и наукоёмких предприятий как была критически мала, так и осталась. Даже уменьшилась. В «майских указах» президента был приказ достигнуть доли высокотехнологичных компаний в стране уровня в 25,5% (что тоже, кстати, очень мало). В результате мы сейчас скатились к показателям 2015 года: доля наукоёмких и высокотехнологичных предприятий в стране составляет сейчас около 21,5%. При этом порядка 62% экспорта приходится на топливно-энергетические товары. Остальное — продажа металлов, удобрений, леса и так далее. Да, из-за падения стоимости нефти доля нефтегазовых доходов за первые 6 месяцев в бюджете страны снизилась до 30%. Годом ранее за этот же период доходная часть бюджета на 43% формировалась за счёт нефтегазовых доходов. В 2018 году — на 46,3%. Но это из-за падения стоимости углеводородов.

«Глобально же ничего не поменялось. У нас сейчас попросту нет точек роста, которые могли бы обеспечить стабильный рост ВВП на 3% в год и более. Но чиновники есть чиновники. Они связаны по рукам и ногам обязательствами и произносят то, что они обязаны произносить», — резюмирует Алексей Коренев.

Михаил ЕВСТИГНЕЕВ.

«Правда»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *