Финансовый фетишизм и «медвежий» авторитаризм


23 июня в Госдуме состоялся отчёт Центрального банка России за 2019 год. Впрочем, прошлогодних показателей работы финансового мегарегулятора председатель ЦБ Эльвира Набиуллина коснулась в своём докладе лишь вскользь. Она сочла необходимым сосредоточиться на тех аспектах деятельности, которые так или иначе связаны с преодолением последствий коронавируса, выявившего сильные и слабые стороны финансовой системы страны.
По мнению председателя Центробанка, макроэкономическая стабильность, устойчивость финансовых институтов и сформированный базис финансовых технологий успешно прошли проверку на прочность. И это определяющий фактор степени падения российского ВВП. Последний, считает Э. Набиуллина, сократится меньше, чем во многих других странах, и меньше, чем в России периода глобального кризиса 2007—2009 годов. Центробанк прогнозирует снижение ВВП в этом году на 4—6 процентов.
Среди нерешённых вопросов Э. Набиуллина назвала защиту прав потребителей финансовых услуг, а также развитие дистанционных финансовых услуг и цифровых финансов в целом.
Такая скромность стоящих задач несколько обескураживает. «Не предусматривает ли Центральный банк восстановление валютного контроля, и в частности введение разрешительного порядка осуществления операций капитального характера, сохранив при этом свободную конвертацию рубля по текущим операциям?» — обратился с вопросом к докладчику первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентин Шурчанов, убеждённый в том, что такая мера является необходимым условием перехода к политике «длинных» и дешёвых денег для российского сектора экономики, о чём на словах, но не на деле пекутся правительство и Центробанк. Из ответа председателя Центробанка стало ясно: мегарегулятор не собирается отказываться от тактики «плавающего рубля», когда его курс целиком и полностью находится во власти рыночной стихии, и сдерживания инфляции.
К чему ведёт такая финансовая политика, проанализировал в своём выступлении первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, оттолкнувшись от выводов Счётной палаты, которая в январе завершила проверку выполнения Банком России Основных направлений развития финансового рынка в 2016—2018 и 2019—2021 годах. Эта проверка показала, что не достигнуты целевые значения по восьми из тринадцати ключевых показателей эффективности. В то же время по индексу глобальной конкурентоспособности наша страна переместилась незначительно: с 45-го на 43-е место. Ситуация с развитием финансового рынка не улучшилась: здесь мы как были на 95-м месте, так там и остались. По стабильности финансовой системы Россия занимает 120-е место, по масштабу финансового рынка — 77-е. Позиция России по номинальному ВВП — 11-я, подметив явную нестыковку, дополнил картину провальных успехов российской финансовой политики Н. Коломейцев.
Почему так происходит? — задался вопросом депутат. Хотя Центробанк России и снизил неделю назад ключевую ставку до 4,5 процента, однако она всё равно остаётся в 18 раз выше, чем в США, и в 50 раз выше, чем в Евросоюзе, не говоря уж о минусовых ключевых ставках в Японии, Швейцарии, Дании.
Другая беда — крайне низкий уровень монетизации экономики, то есть насыщенности её ликвидными финансовыми активами, считает депутат. Апеллируя к мнению нобелевского лауреата по экономике Милтону Фридману, Николай Коломейцев заметил, что если монетизация экономики ниже 50 процентов, экономический рост невозможен. «У нас за время вашего руководства Банком России, — обратился депутат к Э. Набиуллиной, — ни разу больше 42 процентов монетизации не было». В то время как в Японии она составляет 247,8 процента, в Китае — 194, в Индии — 80,4, среднемировая — 125. Такая политика Банка России не способствует росту экономики, убеждён парламентарий.
Центробанк одержимо гоняется за инфляцией, пытаясь затолкнуть её под четырёхпроцентную планку. Однако эта гонка никак не отражается на экономическом росте, считает Н. Коломейцев. Такие страны, как, например, Китай, Индия, имея более высокую инфляцию, чем у нас, показывают несоизмеримо лучшие показатели роста экономики. Если вкладывать деньги в развитие инфраструктуры и компенсировать социальные выплаты и зарплаты, то инфляция, напротив, способствует росту экономики, заручившись поддержкой авторитетного мнения ещё одного нобелевского лауреата Джозефа Стиглица, заметил депутат.
К сожалению, у нас происходит монополизация рынка финансовых организаций, дополнил ещё одним пунктом перечень уязвимых мест финансовой системы России Н. Коломейцев. 75,74 процента финансовых активов находится в десяти крупнейших банках. Дискриминационная политика в отношении малых банков в свою очередь подрывает весь малый бизнес, который кредитуется преимущественно в таких банках.
К судьбе малого бизнеса привлёк внимание главы Центробанка и член фракции КПРФ Сергей Казанков. До наступления пандемии долги граждан составляли 17 триллионов рублей, из них около 5 триллионов — невозвратные. Коронавирус ещё более подкосил платёжеспособность заёмщиков. Многие предприятия малого бизнеса закрылись. При этом примерно половина обращений граждан и предпринимателей о предоставлении кредитных каникул не получила одобрения.
Ситуация, когда прибыль крупных банков достигает полутора триллионов рублей, а в промышленности число обанкротившихся предприятий в 2 раза превышает число вновь организованных, когда малый и средний бизнес разоряется, люди идут под банкротство, а выплаты менеджеров ТОП-банков продолжают расти, не может признаваться нормальной, считают депутаты-коммунисты. Поэтому КПРФ настаивает на внесении изменения в 75-ю статью Конституции, определив важнейшей функцией Банка России обеспечение экономического роста в стране и повышение благосостояния граждан.
Плотная повестка дня не помешала «единороссам» втиснуть в неё документ, далёкий от насущных потребностей страны, зато весьма желанный для фракции парламентского большинства. Проектом постановления Государственной думы было предложено внести изменения в регламент палаты. Если поправка о наделении экспертных советов при председателе Думы и его замах новыми полномочиями не вызвала разногласий, то вот идею размещения депутатских запросов на официальном сайте Госдумы в сети интернет фракция КПРФ сочла попыткой цензурирования деятельности депутатов.
Теперь аппарат Госдумы будет диктовать депутату, что ему и когда писать, какие ответы читать, — это грубейшее нарушение закона о статусе депутата, заявил Н. Коломейцев. Фракция парламентского большинства уже ограничила информирование депутатов, а соответственно и их избирателей через подстройку под себя механизма протокольных поручений, заметил он. Новой же регламентной нормой «Единая Россия» намерена поставить под тотальный контроль деятельность депутатов, которые будут вынуждены минимизировать запросы во все органы власти, и таким образом ограничить возможности избирателей защищать свои права.
Татьяна Офицерова
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *