Эксперты предложили создать резервный фонд пенсионной системы

РБК
В России было бы целесообразно рассмотреть возможность создания резервного фонда пенсионной системы, четко регламентировать расчет стоимости пенсионных баллов и объема федеральных трансфертов во внебюджетные фонды, а также сократить число льгот по страховым взносам, из-за которых снижается финансовая обеспеченность солидарной пенсионной системы. Такие предложения содержатся в заключении РАНХиГС и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара на проект федерального бюджета на 2023–2025 годы, — пишет РБК.
Проект бюджета объединенного Социального фонда на 2023–2025 годы не содержит оценку влияния частичной мобилизации на доходы и расходы, говорится в отзыве институтов. Однако вклад этого фактора стоит учитывать в силу ряда причин, в частности, он может привести к снижению доходов Пенсионного фонда России (ПФР) в 2022 году.
Это, в свою очередь, уменьшит остатки средств бюджета ПФР на конец текущего года. Кроме того, придется нарастить межбюджетный трансферт на возмещение расходов ПФР по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (времени прохождения военной службы в рамках мобилизации. — РБК). Военные действия также могут привести к росту расходов на выплату пенсий по инвалидности, полагают эксперты.
В текущих условиях следовало бы произвести несколько изменений, чтобы повысить прозрачность пенсионной системы и защитить ее от воздействия неблагоприятных внешних факторов, полагают авторы заключения. К необходимым корректировкам они отнесли:
Утверждение методик расчета бюджетного трансферта и определения стоимости одного пенсионного коэффициента
Эти методики должны исходить из предпосылки о страховом характере системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), при которой доходы от страховых взносов полностью покрывают расходы на выплаты страховых пенсий (без учета различных досрочных видов пенсий, федеральных доплат к страховым пенсиям, повышенных размеров фиксированной выплаты для лиц, достигших 80 лет, и т.д.). Соответственно, любые трансферты, направленные на покрытие этого базового дефицита, должны иметь четкую цель, связанную с установлением ставки страховых взносов ниже балансирующей, финансированием дополнительных выплат, валоризацию (переоценка пенсионных прав) или возмещение нестраховых периодов, говорится в заключении.
Трансферт на выплату пенсий из федерального бюджета сильно зависит от стоимости пенсионного коэффициента, но с 2015 года этот расчет — во многом довольно «договорная» система, сказал РБК старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем ИНСАП РАНХиГС Виктор Ляшок. Правительство должно было выпустить методику расчета пенсионного коэффициента и трансферта, но не сделало этого, хотя такой шаг обеспечил бы понятность определения основных параметров пенсионной системы для всех заинтересованных сторон, отметил он.
Создание резервного фонда пенсионной системы
В условиях возросшей экономической неопределенности и инфляционной волатильности будет оправданно формирование резервного фонда пенсионной системы, предназначенного для сглаживания последствий влияния макроэкономических колебаний на доходы Социального фонда и, следовательно, на размер пенсий и потребности в бюджетных трансфертах, говорится в заключении.
Основная идея — в том, чтобы фонд был целевым и расходовался именно на выплату пенсий в случае форс-мажоров, кризисов, резкого снижения поступления страховых взносов, пояснил РБК Ляшок. Фонд национального благосостояния, который является основным инструментом накопления «на черный день» сегодня, слишком сложно «распечатывать», а если это делается, то средства могут идти на различные проекты. В неблагоприятных экономических условиях целесообразно зарезервировать часть средств конкретно на пенсии в отдельном фонде, чтобы обеспечить стопроцентное выполнение обязательств государства, полагает эксперт.
Пересмотр получателей льгот по страховым взносам
Активное расширение перечня работодателей-льготников (пониженные тарифы страховых взносов доступны малому и среднему бизнесу, ИТ-компаниям, резидентам территорий опережающего развития и т.д.) снижает устойчивость пенсионной системы, ухудшает возможности прогнозирования денежных потоков в пенсионный бюджет, превращает систему ОПС в инструмент экономической политики, которым она формально не является, говорится в заключении. В связи с этим представляется необходимым как минимум оценить эффективность льготного налогообложения с последующим уточнением перечня таких категорий и ограничить возможности для добавления новых категорий плательщиков, которые получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, делают вывод авторы заключения.
Фото: Владислав Шатило / РБК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *