Эксперимент на выживание: встанет ли общественный транспорт в Ярославле и Рыбинске?

Эксперимент на выживание: встанет ли общественный транспорт в Ярославле и Рыбинске?
 

 

Транспортные предприятия Ярославской области почти каждый месяц сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами. Рыбинский «Горэлектротранс» постоянно рискует из-за долгов остаться без электричества, а ярославское ПАТП-1 может лишиться двадцати новых лизинговых автобусов. По словам транспортников, виной всему — долги областного правительства за перевозку льготников.

Областные деньги за перевозку льготников в январе рыбинскому «Горэлектротрансу» заплатили лишь сегодня. Если бы этого не произошло, уже завтра рыбинцы могли остаться без троллейбусов из-за долгов «РГЭТ» по оплате электроэнергии.

По словам генерального директора «Горэлектротранса» Владимира Матросова, причиной постоянных проблем становится даже не финансовое состояние предприятия как таковое, а система выделения областных субсидий за перевозку льготников. По существующему нормативу региональное правительство может расплачиваться с транспортными предприятиями с отсрочкой в 90 дней, и из-за этого перевозчики оказались в весьма затруднительном положении.

— Конечно, официально департамент транспорта свои обязательства перед нами выполняет, но другое дело в самом порядке предоставления субсидии. Недавно мы подписали коллективное обращение к губернатору и председателю областной Думы, один из вопросов в котором — изменить порядок и отдавать транспортникам деньги в течение 30 дней. То есть за январь мы получили бы в конце февраля, и не было бы такой напряженности, — пояснил ЯРНОВОСТЯМ Владимир Матросов.

Финансовые проблемы из-за утвержденного порядка предоставления субсидий возникли и у ярославского ПАТП-1: в начале апреля предприятие может лишиться двадцати новых автобусов, купленных в лизинг.

В среду на заседании комиссии муниципалитета Ярославля по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью заместитель мэра Игорь Блохин отметил, что мэрия ежедневно ведет переговоры с правительством области и просит сократить период предоставления субсидии, но пока эти переговоры ни к чему не привели.

— Сегодня транспортная отрасль загнана в угол. При этом транспорт — это основа жизни региона. Если встанет транспорт, то проблемы будут и в других отраслях. Такое отношение к транспорту «по остаточному принципу» ни к чему хорошему не приведет, — уверен Игорь Блохин.

По словам Блохина, самый правильный выход из ситуации — даже не сокращение периода предоставления субсидии, а переход на авансовые платежи за перевозку льготников.

— Мы провезли пассажира, условно говоря, сегодня — так почему деньги-то нам приходят через 90 дней? Вот я зашел в магазин, купил там что-нибудь, а заплатил только через три месяца — разве это правильно? Я считаю, что областное правительство должно предоставлять аванс ПАТП-1 и «Яргорэлектротрансу», а затем уже доплачивать оставшуюся сумму по факту выполненной работы, — заявил Игорь Блохин.

Кроме того, финансовое положение перевозчиков усугубляет и 7,5%-й размер «вознаграждения» государственному бюджетному учреждению «Яроблтранском», обслуживающему транспортные карты. Этот вопрос транспортники поднимали и на заседании профильного комитетаобластной Думы, и в своем коллективном обращении. Запрашивая изменение тарифа на проезд в общественном транспорте, мэрия Ярославля попросила учесть эти 7,5%, но в итоге, как отметил Игорь Блохин, городских чиновников в области так и не услышали.

— То есть получается, что мы работу выполнили на 20 рублей, а фактически получили 20 рублей минус 7,5%. Это вопрос для дальнейшего разбирательства: все всё знают, но ничего не учитывают. Эта ситуация долго продолжаться не может. Мало того, что областной бюджет каким-то хитрым образом переложил все свои расходы на перевозчиков, так еще и перестал платить! Я пытаюсь понять, цель-то у областных властей какова? Разорить транспортные предприятия? Или, может быть, сделать так, чтобы транспортники ссаживали льготников, поскольку за них бюджет не заплатил? Если так будет продолжаться и дальше, то это неминуемо приведет к социальному взрыву, — заявил Блохин.

Впрочем, в правительстве региона никакой проблемы в сложившейся ситуации не видят. По словам курирующего заместителя председателя правительства Михаила Крупина, утвержденный норматив в 90 дней — это абсолютно нормальная практика.

— Просроченной задолженности перед транспортными предприятиями у нас нет. У нас бюджет области принят в конце года, там заложены все обязательства по транспорту, и правительство их выполняет. Норматив в 90 дней возник не сегодня, правительство выносило его на депутатов. Если мы хотим его изменить, предусмотреть авансовые платежи, то нам надо принять такое решение в отношении всех перевозчиков — то есть для этого надо корректировать бюджет. Президент нам сказал, что бюджетные ресурсы надо использовать эффективно. Мы считаем, что оплата по факту предоставленной услуги с тем утвержденным нормативом в 90 дней — это нормальная практика. Если мы сейчас посмотрим конкурсы, которые проводит государство, то везде предусматривается оплата по факту предоставления услуг и небольшая отсрочка. Я считаю, что у нас она действительно небольшая: это не 180, не 120, а всего 90 дней — это квартальный период. Как правило, отчет составляется в течение месяца, затем он проверяется и производится оплата.

Что касается возможных проблем с работой общественного транспорта, то в региональном правительстве заверяют: муниципалам в случае чего готовы помочь. Для этого у областных властей есть крупное региональное автотранспортное предприятие, созданное в прошлом году путем объединения транспортных ГУПов.

— Нас уже пугали рисками по Рыбинску, на что мы отвечали, что готовы любые городские маршруты своим транспортным предприятием закрыть в случае необходимости. Так что население надо успокоить. Даже если у какого-то муниципального образования или транспортного предприятия из-за некачественного бюджетного планирования возникают проблемы, мы готовы подстраховать и подставить плечо старшего товарища — правительства Ярославской области, — заявил Михаил Крупин.

ЯРНОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *