«Одним концом по барину, другим по мужику» (Н.А. Некрасов) (К 155 – летию отмены крепостного права в России)

             В сентябре 1965 года со студентами исторического факультета ЯГПИ им. К. Д. Ушинского был на сельхозработах в Ростовском районе. Нас поселили в избе одной старушки лет восьмидесяти. В одной из комнат дома, что меня лично удивило, на ряду с иконами размещался внушительных размеров портрет мужчины в форме царского офицера первой половины ХIХ века. Взгляд у него был орлиный, холеное лицо с бакенбардами. Я поинтересовался у бабушки: кто изображен на портрете? Она довольно отрешенно, как будто в ее суждении ничего не было предсудительного, ответила мне: «Это – Царь Освободитель». Хотя на тот момент я имел уже определенные познания в области отечественной истории (как ни как, студент исторического факультета), тем не менее, я не сразу соорентировался, о каком Царе идет речь. Задал ей еще несколько вопросов: кого он освободил и как попал портрет в деревенскую избу?

           Тогда я впервые понял, что простой народ в лице вот таких бабушек в своей глубинной памяти мог иногда иметь другую оценку деятельности тех или иных исторических личностей, в частности, Александра II. С ее слов, портрет ей достался по наследству от матери. Она в свою очередь купила его у заезжего художника в знак благодарности за свободу, предоставленную ей в соответствии с царским Манифестом от 3 марта 1861 года по новому стилю. Еще недавно местный помещик за малеющую провинность мог послать ее мать на конюшню для порки.

          Следует отметить, что царская власть, начиная с Екатерины II, не раз приступала к разрешению крестьянского вопроса. Она, вступив на престол, первым делом решила облегчить своих поданных, в том числе и крепостных  крестьян. Находясь в переписке с выдающимися умами французского просвещения (Вольтер, Дидро и др.), она прониклась идеями гуманизма. В разработанных Ею «Наказах» она предложила систему реформирования взаимоотношений царской власти с дворянством, купечеством и крестьянством. В том числе и с теми, кто находился в крепостнической неволе. Она была настроена вслед за освобождением дворян от воинской  и государственной службы предоставить волю крепостным крестьянам. По крайней мере, этот процесс при ней пошел. Он был связан с секуляризацией церкви, в ходе которой у нее в массовом порядке изымалось не только имущество, но и около миллиона монастырских крестьян были переведены в разряд государственных.  По ее приказу в судебном порядке была приговорена к пожизненному заключению в тюрьме и лишена дворянского звания помещица Салтычиха за зверское обращение с крепостными.

        На этом ее вклад в разрешение крестьянского вопроса завершился, поскольку она дальше не смогла противостоять давлению дворян, которые были решительно против какого – либо ослабления крепостнических порядков. На ее отказ от дальнейших шагов в ликвидации крепостного права повлияла разразившаяся тогда масштабная Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, которую ей удалось подавить с помощью регулярной армии. Наконец, в переоценку ее подходов к крестьянской проблеме внесли последствия Великой Французской  буржуазной революции, которая началась под танцы на площади Бастилии и благородные лозунги «Братство», «Равенство», «Свобода». Закончилась же она массовым истреблением дворян вместе с королевской четой и собственного народа. Она ввела запрет жаловаться на господ: кто его нарушал, велела бить кнутом и ссылать в Сибирь. При ней дворяне получили право торговать людьми, как скотом или недвижимостью. В ее времена крепостничество ничем не стало  отличаться от рабства.

          Павел I, сын Екатерины II, предпринял шаги по смягчению положения крепостных, ограничив право помещиков использовать их тремя днями в неделю на барщине. Данный поступок Царя вызвал приступ ненависти дворян к нему и явился одной из причин насильственного его свержения с престола. Александр I и Николай I также стремились облегчить положение крепостных. При императоре Николае I число крепостных крестьян снизилось с 58% до 35%. При нем создавались секретные комитеты, которым поручалось разработать проекты освобождения крестьян, которые так и остались на бумаге.

            Исторически эту миссию выполнил Александр II. Кроме объективных причин ликвидации крепостного права (отсталость экономики в силу широкого применения  труда крепостных, поражение в Крымской войне, рост протестного настроения в стране) в решении данной проблемы сыграли и личные качества Императора. С 8  до 19 лет его наставником был выдающийся русский поэт В. А. Жуковский, который воспитывал его в духе уважения к человеческой личности. Он всегда нему говорил: «Святейшее звание на земле: человек». Он приобщил  его к чтению лучших произведений русской литературы: Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Тургенева и других писателей и поэтов. Впоследствии Александр II отмечал: «Книга И. С. Тургенева «Записки охотника» убедила его в необходимости отмены крепостного права в России».

            Выступая перед предводителями московского дворянства в 1857 году он прямо заявил, намекая на возможность появления новой пугачевщины: «Лучше начать уничтожение крепостного права «сверху», нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться «снизу». … Передайте слова мои дворянам для соображения». Работа по подготовке к отмене крепостного строя началась с негласного одобрения им «Записки об освобождении крестьян», написанной наставником его детей К. Д. Кавелиным. Открыто в печати она не обсуждалась, а ходила по рукам в светских кругах по салонам. В ней говорилось, что крестьян следует освобождать с земельным наделом, который он обрабатывал на данный момент. За него они должны платить государству в течение 37 лет. В свою очередь государство должно помещикам за выкупаемую крестьянами землю заплатить сразу. Только в таком случае помещики и крестьяне будут довольны разрешением крестьянского вопроса. Хотя крепостникам удалось  настроить Царя против автора записки  в результате чего тот  лишился не только места наставника царских детей, но и университетской кафедры, тем не менее, по настоянию Александра II главные ее идеи были положены в основу крестьянской реформы.

          Царь 3 марта (по старому  стилю 19 февраля)  1861 года  в Михайловском манеже перед гвардейцами зачитал Манифест об отмене крепостного права в России. 5 – го марта он был прочитан во всех церквях Российской империи. С этого момента крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Отныне они имели право самостоятельно решать свои личные вопросы: вести хозяйство, вступать в брак, приобретать имущество на свое имя. Ликвидация крепостного строя, безусловно, прогрессивное событие в истории страны, которое дало мощный импульс развитию капиталистических отношений. Однако экономический взлет произошел на фоне резкого обнищания основной массы тружеников в городе и деревне. Русское купечество и кулаки, составлявшие костяк предпринимателей – капиталистов, вкупе с иностранными капиталистами, получив в распоряжение огромную по количеству безграмотную рабочую силу из деревни, подвергли ее  жесточайшей эксплуатации. На смену рабству на юридической основе пришло рабство экономическое.

          Дворянское сословие, особенно мелкопоместное, несмотря на все усилия царизма помочь ему выжить в новых условиях, тоже испытало немалое потрясение. От невозможности приспособиться к капиталистическим отношениям, многие его представители продавали землю, нажитое имущество и предавались кутежам и развлечениям, тем самым окончательно деклассируясь. Оценивая итоги крестьянской реформы, великий русский поэт Н. А. Некрасов в произведении «Кому на Руси жить хорошо» отмечал, что она «ударила одним концом по барину, другим по мужику». Кстати,  его отца после знакомства с царским Манифестом, когда до него дошло, что его крепостные крестьяне больше ему не принадлежат, хватил смертельный апоплексический удар.

           Царизм, как государственная система, оказался не в состоянии смягчить капиталистический гнет широких слоев населения и помочь мелкопоместному дворянству. Это привело к такой радикализации в сознании и поступках рабочего класса, крестьянства, разночинческой интеллигенции и обедневших дворян, что Россия в конце ХIХ века сначала  испытала волну террористических актов, а вначале ХХ века – три революции и гражданскую войну.

       Анализируя последствия крестьянской реформы,  некоторые нынешние государственные деятели договорились до того, что крепостное право было скрепой, ликвидация которой привела к появлению «бунташного века». Именно так заявил Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин в интервью «Российской газете». Думается, так может рассуждать только потомок помещика – крепостника, но не крепостного крестьянина.

           С высоты сегодняшнего дня с учетом осмысления не менее радикальных перемен в ХХ веке  (индустриализация, коллективизация, рыночные реформы 90- х годов), можно сделать следующий вывод. Народ готов выдержать издержки радикальных преобразований, если ему понятно, ради чего жертвовать, если он становится свидетелем позитивных сдвигов в обществе, как это имело место в советский период. С другой стороны, российский народ никогда не признает результаты рыночных реформ – 90 – х годов, в результате которых по количеству миллиардеров Россия на втором месте в мире, а по уровню жизни на 92 месте из 142 стран. В  советский же период СССР входил в десятку наиболее благоприятных с точки зрения жизни стран в 80 – е годы. У 138 олигархов совокупный доход равняется  19 трлн. руб., в то время бюджет всей страны составляет 15, 6 трлн. руб. Около 140 тыс. российских чиновников – бизнесменов скупили недвижимость в виде коттеджей и квартир в Лондоне. И это с учетом того, что в стране 20 млн. человек живут за чертой бедности или около ее. Любая попытка обелить рыночные реформы, тем более, их продолжить, способствует возрастанию точки кипения в обществе, что грозит государству мощным социальным взрывом под названием революция.

 

Доцент кафедры экономики и управления  ЯФ ЛГУ им. А. С. Пушкина

Корнилов В.И. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *